Дом: Тунис. Беседа с Маргаритой Чинцовой
В арабском мире не принято выставлять богатство напоказ, поэтому окна дома выходят во внутренний дворик. Сказывается и традиционная боязнь сглаза, свойственная не только арабской культуре.
Единственная деталь, по которой можно судить о достатке хозяев, это двери. Их изготовление превратилось здесь в особый вид декоративно-прикладного искусства. Каждый хозяин старается сделать двери, особые по орнаменту и отделке. Единственное общее условие для всех домов Туниса - использование единого цвета при окрашивании окон и дверей - оформлено в ХХ веке как государственный закон. Говорят, что заезжий европеец, покрасив окна и двери своего дома яркой краской, выделяющейся на фоне побелки стен, подал заразительный пример соседям. Новшество быстро распространилось и теперь стало визитной карточкой стиля Туниса. Краска так и называется - тунисская голубая.
За дверями традиционного восточного дома гость попадает либо во внутренний дворик, либо в успокаивающую тень комнаты для гостей. Если хозяева не знакомы с посетителем близко, то не предложат пройти в глубь дома, ведь он не должен видеть женщин этого дома. Когда приходят хорошо знакомые люди, то их ждет прием в покоях хозяев. Женщин ведут на женскую половину дома в гарем, как правило, расположенный с левой стороны от входа. (Соответственно, как и везде в мире, с правой стороны находится мужская половина). У состоятельных хозяев есть детские комнаты, куда дети переходят по достижению десяти лет.
В густонаселенных городах Востока внутренние дворики небольшие, часто с полами, выложенными керамической плиткой. Художники мусульманских стран - большие искусники в области орнамента. Орнаментальной плиткой выкладываются и стены внутренних помещений. Это не только украшает дом, но на века снимает проблему ремонта и частой окраски помещений. Плитка местного изготовления или привезенная из испанской Андалузии легко моется и не стареет. Ткани с крупными и мелкими мотивами используются в качестве покрывал для диванов и балдахинов над постелью. В прошлом высоко ценились ткани из Персии, Сирии, Индии.
В любом доме существует множество символов ислама. Они несут в себе не только сакральный или декоративный смысл, но и пищу для ума, и развлечение для глаз. На потолке расположены росписи по штукатурке, орнамент, резаный по сырому гипсу, орнаментальная плитка или инкрустация. Из мебели в употреблении кровати и топчаны, серванты для посуды, сундуки. Даже в современных домах почти не встречаются книжные шкафы или стеллажи.
Кровати в восточных домах - тема отдельного долгого повествования. В старину было не принято, чтобы муж и жена спали всю ночь в одной кровати. После любовных ласк жена отправлялась на небольшую кровать в той же комнате, стоящую напротив кровати хозяина. Кровати и комнаты первой, второй и последующих жен имели отличительные знаки. С середины ХХ века тунисцы постановили иметь одну, желательно любимую жену. Тот, кто успел стать многоженцем, на законных правах владел гаремом и был предметом зависти более молодых соседей.
В солидном доме всегда есть солидная ванная комната. Стены и купальня выложены серым итальянским каррарским мрамором, которого со времен античности в Тунесе предостаточно. Типы жилища древних римлян и византийцев не подходили под новую концепцию исламского жилья, и строительные материалы по-хозяйски разбирали на новые нужды.
В большом доме обычно две кухни, маленькая служит для разогрева пищи, а большая - для приготовления. В этой кухне находится большой очаг, похожий на камин, металлическая печка, утварь из керамики и металла, запасы круп и специй, емкости для воды. Это кажется экзотичным, но Магриб, как и весь Восток, живет традициями. Каждая вещь имеет свои функции, свое особое местонахождение и скрытый смысл. Например, собственная башня, внешне напоминающая домашний минарет. Она служит предметом гордости хозяина и используется для определения первого дня Рамадана в соответствии с положением Луны.
09.11.2006
но не вещь.
Иосиф Бродский