taby27.ru о философии дизайне, имидже, архитектуре  


В поисках Земпера (1803 - 1879). 1. Т. Быстрова. 2003

«Деловой мир, если он только осознает свои выгоды, найдет и привлечет на свою сторону лучших людей, показав тем самым, что он является еще более рачительным покровителем и охранителем искусств и самих художников, чем некогда Меценат и Медичи». Г. Земпер.

«У современности нет времени, чтобы освоиться с чуть ли не навязанными ей благодеяниями и стать хозяином положения». Г. Земпер.

Эта история напоминает детектив с персонажем, о котором все знают, но никто не рассказывает. Стоит произнести фамилию героя в любой мало-мальски просвещенной аудитории - все дружно кивают головами: «Слышали, знаем». В издании по архитектуре или дизайну обязательно есть информация о нем, зачинателе и основоположнике. В объеме двух-трех абзацев, не более. Поразительно, что одни и те же цитаты из него кочуют из публикации в публикацию, даже если авторы живут в разных странах. Почему так сложилось, что творения, как правило, знамениты больше, чем творцы? Почему «пользоваться» удобнее, чем «открывать»?

С фотографий на нас смотрит худощавый симпатичный незнакомец с печальным, иногда несколько надменным лицом европейского интеллигента XIX в.: выразительные глаза, слегка свисающие усы, выправка, утерянная современными мужчинами. Его имя носит известнейший оперный театр, и в путеводителях так и указывают: Semperoper. Кажется, это единственный случай в истории театров - не по имени покровителя или примадонны, но создателя. В ноябре 2003 года широко отмечалось его двухсотлетие, прошедшее незаметно для России, где единственная книжка его докладов и статей вышла в 1971 г. усилиями В. Аронова и не переиздавалась более.

Биография, основные даты 

  • 29 ноября 1803 г. Альтона, близ Гамбурга. Родился в семье зажиточного фабриканта.
  • 1823 Геттинген. После окончания гимназии изучал математику и археологию в университете. Преподаватели Карл Фридрих Тибо, Карл Фридрих Гаусс.
  • 1825 Мюнхен. Изучение архитектуры у Фридриха фон Гертнера.
  • 1826 Париж. Работа в мастерской Франца Христиана Гау.
  • 1827 Германия. Служба в немецкой армии.
  • 1829 Париж.
  • 1830 - 1833 Путешествие по Италии и Греции.
  • 1834 Дрезден. Приведен к присяге в качестве профессора архитектуры Королевской Академии изобразительных искусств.
  • 1838 - 1841 Дрезден. Строительство Оперного театра. Дружба с Рихардом Вагнером.
  • 1849 Дрезден. Участие в Майском восстании, эмиграция.
  • 1851 Лондон. Создание павильонов Канады, Египта, Швеции, Дании для Всемирной промышленной выставки.
  • 1855 Цюрих. Избран профессором строительного искусства Цюрихского политехникума.
  • 1869 Дрезден. Строительство второго Оперного театра.
  • 1871 Вена. Дворец Хофбург, городской театр, придворные музеи. Разработка бульварного кольца Ринга. 
  • 1876 Рим. Нахождение в Италии в связи с ухудшением здоровья.
  • 15 мая 1879 Рим. Похоронен на лютеранском кладбище.

Что сообщают о нем? Сын крупного фабриканта. Студент Геттингенского университета (это, в котором у пушкинского Владимира Ленского «кудри черные до плеч»). Космополит, скорее, волею судьбы, чем по убеждению: Мюнхен, Париж, Дрезден, Лондон, Цюрих, Вена. Частые переезды из одной столицы в другую. Работа по приглашению и политическая эмиграция. Ученые труды и архитектурные проекты. Чудесные, исполненные достоинства здания, аккуратные чертежи. Его называют «Микельанджело XIX столетия». Увы, только современники.

Заботливый муж и отец шестерых детей. Член масонской ложи с двадцатилетнего возраста. Все, как положено. Может быть, оттого так коротки биографии?..

Характер? Неясен, но на нордический явно не похож. Пишут о вспыльчивости, при этом нет ни одного упоминания о конфликте по поводу работы, которой всегда много. Только на закате карьеры, когда он работает в имперской Вене, и ему трудно - наверное, сказывается возраст, и потеря жены, и просто усталость, ведь грандиозные замыслы сложны к воплощению и ответственны, - он приглашает молодого коллегу, начинаются разногласия, Земпер уезжает в Рим. Этот отрезок старательно обходят все биографы, и можно только догадываться, каково ему, обласканному, чтимому, пожилому человеку, в любимом городе, с которого началось изучение архитектурных древностей, под теплым солнцем. Великому - в великом.

Последнее творение - спроектированный им на месте бывшей крепостной стены венский Ринг - он так и не увидел.

Круг общения. (Становится интереснее). Учеба у Карла Фридриха Гаусса, знаменитого математика. Покровительство Фридриха Шинкеля, главного архитектора Германии, известного своими постройками в Берлине. Дружба с Рихардом Вагнером и Якобом Буркхардтом: обсуждение гегелевской эстетики и проблем античного искусства. Работа над заказом Людвига II Баварского, причудливый вкус которого преобразил Мюнхен и его окрестности. Дальше биографии опять обрываются, но уже сказано довольно много, потому что за Шинкелем встают неоклассицизм, рационализм и прусская государственность, а за Вагнером - нечто прямо противоположное. Нибелунги, золото Рейна, таинственная темнота мифа, возрождение «немецкого духа», желание живого синтеза искусств.

Следующая

25.12.2004

Тэги: Эстетика, Формообразование, Теория дизайна, Лекции по дизайну, История архитектуры, Дизайнер, Архитектор



...материя конечна
но не вещь.
Иосиф Бродский