taby27.ru о философии дизайне, имидже, архитектуре  


Философско-мировоззренческие основания архитектуры Петера Цумтора. Тезисы. 2009. Т. Быстрова

Петер Цумтор (р. 1943) является лауреатом Притцкеровской премии 2009 и - не только благодаря этому - одной из самых авторитетных фигур современной архитектуры. Его первый  самостоятельный проект, принесший международную известность, - часовня Св. Бенедикта в Зумвитге, Швейцария (Kapelle Sogn Benedetg in Sumvitg, 1985-1988) - реализовался, когда за плечами автора было более десяти лет  работы по охране архитектурного наследия в кантоне Граубюнден. К творчеству и идеям Цумтора, высказанным им в пяти книгах и многочисленных интервью, и практически не известным в России, я обращаюсь с целью разобраться в реалиях современного архитектурного процесса, обширного и не всегда достаточно внятного из-за свойственной архитектуре дистанции между замыслом и воплощением. Не исключено, что детальный анализ работ отдельного автора, создающего не только концептуальные, но и социально-признанные произведения на протяжении последних двадцати пяти лет, позволит прогнозировать траекторию ближайшего развития профессионального мировоззрения архитекторов.

петер цумтор часовня в зумвитге

Русскоязычных переводов П. Цумтора чрезвычайно мало, поэтому реконструкция его взглядов будет происходить по статьям и интервью последнего года. Для большей четкости изложения можно выделить основные аспекты исследования:

  • Методологический - следующее из понимания философии как мировоззрения и методологии определение наиболее перспективных методов архитектурного проектирования в ходе обобщения и сопоставления проектов данного архитектора;
  • Социальный - определение доминирующих социальных и социокультурных функций архитектуры на современном этапе, обуславливающих как проектное мышление, так и объективное формообразование в архитектуре;
  • Антропологический (шире: экологический) - реконструкция модели человека - адресата архитектуры, представлений автора об образе жизни, модели поведения, системе ценностей и других качественных параметрах, а также их учет при проектировании отдельных объектов;
  • Личностно-биографический (аксиологический) - изучение всей совокупности предпосылок архитектурного творчества отдельного автора, прежде всего, его системы мировоззренческих установок.

Предшественниками Петера Цумтора в архитектуре называют Луиса Кана  («мистичность») и Миса ван дер Роэ («строгость»), а также японских архитекторов [1]. А. В. Иконников указывает: «Центральным понятием стала для Кана форма в трактовке, которую дал ей Аристотель, - определенность вещи, структурная основа ее видовой характеристики, в которой реализуются законы природы и определяется взаимосвязь элементов. Классическая архитектура для Кана - высокое проявление способности человека познать и воплотить закономерности мира» [2]. Кан находился под влиянием современной ему немецкой философии, в особенности Герберта Маркузе. Он полагал, что форма здания способна проявить самые существенные его характеристики, тщательно определяемые в процессе проектирования. Зритель, однако, узнает о них не столько посредством интеллектуального усилия, сколько эмоциональным путем. Высшей похвалой для творений зрелого Кана, от лаборатории или библиотеки до церкви или синагоги, является признание бесконечного эмоционального многообразия интерьера, разного в каждый отдельный момент и в то же время абсолютно «прилаженного» к нуждам человека. Можно без преувеличения говорить о метафизичности архитектуры Луиса Кана, создающего пространство светом. Отзвуки мессианской идеи продолжения творения также неоднократно встречаются в его текстах и интервью. В этом аспекте творческий метод Петера Цумтора более «заземлен» и человекоцентричен, в нем меньше высоких слов и больше внимания к современным реалиям. Время метафизики миновало, и это понимает архитектор.

Основное влияние на мировоззрение архитектора, как он и сам это признает, оказали феноменология и философия М. Хайдеггера, что является весьма редким для архитектурной профессиональной среды, как правило, демонстрирующей весьма поверхностное знакомство с теориями. Архитектор говорит об «образе места», воспоминание о котором способно породить другой образ места: «Здания могут быть прекрасно-спокойными, что я ассоциирую с такими признаками, как уравновешенность, очевидность, прочность, "осанка" (внешний вид, производящий благоприятное впечатление), целостность, и в то же время - теплота и чувственность. Здание, которое есть то, что оно есть; здание, ничего не изображающее, а просто бытующее как есть (just being). Смысл, который я пытаюсь вложить в материалы, находится за пределами законов композиции. Их осязаемость, запах, акустические свойства - вот единственные элементы языка, которым мы обязаны пользоваться. Чувства появляются, когда мне удается выявить специфические значения определенных материалов. Значения, которые будут различимы только в этом конкретном здании».

П. Цумтор очень критично отзывается об «архитектуре картинок», «архитектуре только для фото», как он это называет, ведь фотогеничность архитектуры не гарантирует ее удобства. Он считает, что подобная мода существовала уже неоднократно, в этом есть определенная цикличность. Сейчас наступил период, когда правит «архитектура картинок», но так бывает не всегда, все вернется на круги своя, ведь «ощущение качества не исчезает» у людей. Для иллюстрации своего понимания архитектуры он приводит слова Пикассо об искусстве как обнаружении, открытии, притом имея в виду и человека: «Мы очень мало знаем о том, что находится внутри нас». Архитектура для него есть средство такого раскрытия и обнаружения - темы, сопряженной в мировой мысли с теорией Аристотеля и далее - Гете, Земпера, Шпенглера, Хайдеггера. Жить в немецкоязычном пространстве и не иметь связи с этой традицией, наверное, невозможно. Между тем, она далеко не всегда учитывается комментаторами, равно как и ценности протестантизма, пронизывающие культуру этого региона. Проявление скрытого, потенциально возможного - великая аристотелевская тема, хотя и оспариваемая порой сегодня, но не осознанная и не реализованная в полной мере. Наиболее полное и логически последовательное ее воплощение дает органическая архитектура готики, когда Бог трактуется как внутренняя сила всего существующего. Позже отголоски подхода проявляются в архитектуре модерна. Но если там мир видится как органическое целое, развивающееся по природным законам, то мир П. Цумтора - это прежде всего человеческий мир, включающий не только природу, но и технику, и коммуникации, и переживания. В нем здания симбиотически связаны с природным окружением. Соответственно, иерархизированная вселенная готики здесь сменяется на конкретный космос современного человека, в чем-то утрачивая масштабность, но приобретая соразмерность человеку, а не божеству. Недогматическая интерпретация классики позволяет учитывать исторические изменения и одновременно делает эту классику гораздо более актуальной и реальной. 

Каждый отдельный проект Петера Цумтора представляет собой самостоятельное творческое целое. Они объединяются логикой метода архитектора, но имеют мало внешних формальных точек пересечения. Это объясняется главным образом тем, что философские установки, избранные автором, диктуют стремление к уникальности и подлинности произведения архитектуры.

 


[1] Goldberger P.: Peter Zumthor's Quiet Power // NewYorker. 2009. 14. 04.
[2] Иконников А. В. Архитектура XX века. Утопии и реальность. Т. 2. М., 2002. С. 172.

10.10.2009

...материя конечна
но не вещь.
Иосиф Бродский