taby27.ru о философии дизайне, имидже, архитектуре  


Лучший друг короля. Садовник: Андре Ленотр (1613 - 1700). Часть 2

Принципы Ленотра

Что в них? Великолепное композиционное целое при подчиненных ему деталях. Оно может быть создано и постигнуто благодаря разуму, которым так гордится Новое время. Большой парк Версаля занимает 6600 га. Протяженность дворца с севера на юг 500 метров, длина Большого канала вдоль композиционной оси 1600 метров при ширине 50 метров. Дворец и ландшафт говорят на равных. И нет ничего, что мешало бы восприятию ансамбля или отвлекало от него. Пишут даже, что, не полагаясь на свой опыт, мастер каждый раз требовал устанавливать на месте макеты скульптур и фонтанов в натуральную величину перед тем, как выполнить их в бронзе и мраморе. Поэтому здесь нет ни одного непропорционального предмета, смущающего глаз своей величиной или, напротив, малостью.

Главенство архитектуры. План Версаля прекрасно обозрим благодаря искусственно выровненной почве и открытой планировке. Формы посадок и стриженые кроны деревьев позволяют воспроизвести в живом материале архитектурные объемы. Усилиями Ленотра парк становится трехмерным. Он демонстрирует способности и достижения человека, подчиняющего и организующего природу, поэтому парк и ландшафт в конечном счете подчинены архитектуре. Ленотр представлял себе парк как зеленый город с широкими улицами и узенькими переулками, отдельные детали которого это подобны галереям и башням, куполам и триумфальным аркам. В зеленых залах лежат ковры газонов с цветочным рисунком, а цветники напоминают мозаичные полы. Пространство человека ширится и растет, а он величаво ступает по ровным дорожкам, опираясь на гладкую трость с золотым набалдашником.

«Сир, наша обязанность благоговейно молчать и  ежедневно благодарить Бога за то, что Он позволил нам родиться под скипетром государя, не признающего иных границ, кроме собственной воли». Ж.Б. Кольбер, министр финансов Людовика XIV.

Движение и динамика, пронизывающие парк и его восприятие. Парк текуч, как текуча сама жизнь, авантюрная, непредсказуемая, полная интриг, побед и поражений. Движение зрителя, его эмоций, мыслей, переживаний предполагаются изначально. Посетитель ведом аллеями, а их перекрестки предлагают постоянный выбор, открывая все новые перспективы. Здесь нужно быть целеустремленным и активным, ведь именно в таких людях нуждается государство.

Оптические эффекты, которые заставляют задуматься и о безграничности возможностей природы, и о собственной самонадеянности человека, ее осваивающего. Как только мы думаем, что цель достигнута, она ускользает. Как только математика вступает в права - в дело вмешиваются эмоции. Канал, уходящий за горизонт и как бы теряющийся в бесконечности, вопрошает о вечных вопросах мироздания, никогда не оставляющих человека в покое. Пологий спуск вдоль партера создает впечатление приподнятости водной глади и выглядит парадоксом. Игра струй четырнадцати тысяч фонтанов дробит реальность, превращая ее в иллюзию. Зеркальная поверхность прудов, отражающих небо и зелень, свидетельствует об отсутствии покоя в мире. Зеленые боскеты, внутри которых устраивались представления, игры и танцы, выглядят загадкой. Аллеи, перекрытые перголами, увитыми вьющимися растениями, полны таинственной прелести.

Людовик XIV

Людовик XIV

Критика стереотипов

Как жаль, что добродушного, общительного и открытого молодым талантам Ленотра история представит чопорным защитником государственности и официоза, а Версаль порой начнут оценивать как только резиденцию и образец для других резиденций. Возможно, в этом до некоторой степени повинен сам Андре Ленотр. Он совершенствовал свой любимый парк, ведя непрерывные разговоры и - даже - дискуссии с королем; имея собственный дом в городе, жил на территории парка, разбивал новые сады. Но все-таки, несмотря на разнообразную деятельность, наиболее последовательно развивал свои архитектурные находки, например, при реконструкции и строительстве Парижа. Подобно парковой оси Версаля Ленотр создает проспект Елисейских полей, трехкилометровая ось которого станет нормативом в градостроительстве. Он также много работает по строительству и реконструкции улиц Парижа, прежде всего, в богатых аристократических предместьях, линейно оформляя их посадками формованных деревьев.

Его называют «садовым архитектором», и в этой двойственности кроется ответ на многие вопросы. Ведь сад - природа, архитектура - продукт цивилизации; сад - стихии и страсть, архитектура - рациональность и расчет. Наконец, сад - это как бы для себя. Архитектура -  для других. Прежде всего, для короля. Собеседника и господина.

← Предыдущая

15.06.2005

...материя конечна
но не вещь.
Иосиф Бродский