От модернизма к постсовременности: Киенори Кикутаке (2) 2005. Т. Быстрова
Сегодня Кикутаке комментирует возможности дальнейшего развития своего дома-концепта: «Сейчас в различных научных центрах мира разрабатывается и новая "одежда" для домов. Это "дышащие стены", которые могут менять свои характеристики в зависимости от изменений температуры, химического состава воздуха, интенсивности инфракрасного и ультрафиолетового излучения. Это и стены-кондиционеры, способные к тому же пропускать свет». Как видим, при внешней простоте получается живая конструкция, в которой можно жить и с которой нужно общаться. А процесс рождения такой архитектуры, как он пишет в одной из работ, проходит три стадии - образ, прототип и форму.
Таким образом, метаболизм был и остается концепцией, рожденной на стыке архитектуры, урбанизма и инженерии - при наличии богатой гуманитарной основы и синтоистской традиции. Это гибкое, возможно, даже слегка опередившее свое время, мышление изначально предполагает хорошо проработанную методологию проектирования. Не случайно Кикутаке - единственный одновременный лауреат премии Международной академии архитектуры сразу в двух номинациях: за архитектурную методологию и за архитектурные работы, ее подтвердждающие.
Связь с природным окружением, с миром в целом - еще одна постоянная тема японской культуры и архитектуры метаболизма. Где жить и как жить, чтобы не навредить, не стать антагонистами, не уничтожить? На знаменитой «ЭКСПО-70» Киёнори Кикутаке, как и другие мастера его поколения, предлагает проекты морских городов. Позже за деятельность в этом направлении ему присвоили не вполне академическое, но почетное звание «отца морских городов». Первый небольшой, но реальный город в море, Акваполис, был построен в 1975 году для Международной океанической выставки на Окинаве. Его внешний вид в большей степени отсылает к инженерии, нежели к собственно архитектуре и подтверждает неизменный интерес Кикутаке к новым технологиям и материалам. Ведь для японской традиции техника - это тоже одно из проявлений жизни. Позже цепочка «морской архитектуры» растянулась по всему миру. Даже Музей истории Эдо в Токио (1993), расположенный ниже уровня моря, спроектирован так, чтобы в случае наводнения он мог «устоять на ногах». А пока плывет над водой, величаво в ней отражаясь.
Самым впечатляющим и перспективным для судьбы островной архитектуры Японии (а значит, культуры в целом) на сегодняшний день является утопический проект «Linear Marine City», плавучий мегаполис протяженностью более восьмисот километров. Его строительство начнется с монтажа аэропорта, связанного стальными тросами с естественными островами, чье основное назначение заключается в приеме и распределении готовых плавучих элементов будущей городской структуры. Сверхскоростная магнитная дорога обеспечит транспортировку грузов и людей и свяжет между собой отдаленные районы.
Традиционная международная выставка ЭКСПО-2005 проходила в динамично развивающейся префектуре Аичи под девизом «Мудрость природы». Естественно, что Кикутаке был назначен генеральным разработчиком планировки выставки, ведь пока мероприятия такого масштаба не стали виртуальными, хотя подобный переход уже дискутируется. Автор Музея современных технологий и идеи Глобальной петли (Global Loop) - пешеходной эстакады, гуляя по которой можно попасть в любой павильон. Она нивелирует разницу в перепадах рельефа, соединяя части экспозиции и вписывая ее в ландшафт, становясь своеобразным символом места. По Петле курсируют три небольших вагона на мягком ходу, облегчающие путь уставшим посетителям.
Сегодня профессор четырех японских университетов, член-корреспондент Французской академии архитектуры, почетный член Американского института архитекторов, советник Японского института макроинженерии и обладатель многочисленных премий и наград Киёнори Кикутаке проектирует «биоклиматические небоскребы» (например, в соавторстве с Кеном Йенгом, Малайзия), позволяющие экономить энергию и одновременно являющиеся своеобразными «городами» с собственными климатом, растительностью, инфраструктурой. Верность себе - одна из важнейших добродетелей самурая.
13.03.2006
но не вещь.
Иосиф Бродский