Архитектор-звезда Сантьяго Калатрава: ни одного проекта без неприятностей
«Звездного» архитектора Сантьяго Калатраву атакуют на его родине, в Испании: Валенсия угрожает больше не делать ему заказов с тех пор, как было установлено, что фундамент гигантского Оперного театра «Palau de les Arts» пропускает воду. Неприятности вышли и с мостом в Бильбао. Испанский архитектор известен в своей стране - и в то же время пользуется дурной славой.
В Валенсии, на его родине, Калатраве хотели заказать строительство не только висячего моста и агоры, но и многих небоскребов. Но с некоторых пор почетный гражданин города, Сантьяго Калатрава, стал персоной нон грата для городских властей: мировая знаменитость по строительству вокзалов, мостов и аудиторий, Калатрава получил судебный иск от Валенсии, когда осенние дожди за несколько недель позволили воде проникнуть в подвалы гигантского Оперного театра «Palau de les Arts».
Защитники Калатравы приводят в качестве аргумента тот факт, что возможность подтапливания проговаривались уже на этапе эскизного проекта парка, примыкающего к театру, ядра огромного «Города наук и искусств». Бургомистр Рита Барбера говорит: «Ошибки конструкции в сданной с такой помпой два года назад Опере - это его вина. Речь идет о проекте стоимостью 332 млн. евро. Санация обойдется в сумму от 10 до 15 млн.».
Кому принадлежат недостроенные здания?
Только в феврале 2007 г. испанское правительство наградило Калатраву Национальной архитектурной премией. Награда поздно пришла к «звездному» архитектору, лауреату дюжины авторитетных премий, а также профессору и доктору. Человек, чьи неповторимые творения находятся практически в каждом крупном городе мира, в чем-то не соответствует испанским представлениям о знаках отличия.
Правовые разногласия затрагивают интересы не только города Бильбао, но и правительства Балеарских островов. На Мальорке архитектора обласкивал Президент Х. Матас, рассчитывавший на проект Оперы в гавани, по образцу Сиднейской.
После того как правящие в настоящий момент социалисты не захотели строить Оперу, возник спор относительно права собственности на планы здания. Балеарское правительство считает, что, будучи однажды оплаченными 1,5 млн. евро, эти планы принадлежат ему. Калатрава видит в этом кражу интеллектуальной собственности.
Ты не должен спорить, жаловаться и попадать с этим в СМИ
О том же идет речь и в Бильбао. Архитектор квалифицирует прецедент, спровоцированный властями города, как «угрозу интеллектуальной собственности» и говорит о «моральном ущербе». Ведь в Бильбао строят подъезд к мосту (его висячему мосту) через реку Нерви, по проекту японского архитектора Арата Исодзаки. Защитники Калатравы доказывают, что работа Исодзаки «связана визуально с равновесием, единством и симметрией». В качестве компенсации за ущерб Калатрава требует три млн. евро.
У бургомистра И. Азкуна это вызывает не только морщины на лбу, ведь мост для пешеходов не обсуждался с общественностью: на его остекленном покрытии люди во время дождя или тумана, частых в Бискайском заливе, просто-напросто могут оступиться и соскользнуть. Город считает, что его планирование должно быть важнее художественных притязаний. В испанских фельетонах Калатрава, который тем временем занимается проектами совсем другого масштаба, такими как вокзал под новым World Trade Center в Нью-Йорке или 610-метровой башней в Чикаго, вызывает споры. Баскский профессор архитектуры Инаки Галарриага пишет о «трех ошибках Калатравы» в газете «El País». Во-первых, ни в коем случае "нельзя спорить с городским управлением по вопросам архитектоники", во-вторых, не решать чего-либо через суд, в-третьих, не стоит "устраивать сцен в СМИ". Во-первых, ни в коем случае «нельзя спорить с городским управлением по вопросам архитектоники», во-вторых, не решать чего-либо через суд, в-третьих, не стоит «устраивать сцен в СМИ».
Архитектура тяжело дается художнику
«Еще несколько лет назад Рафаэль Монео и Фрэнк Гери рассказывали, что их работы (курзал в Сан-Себастьяне и Музей Гуггенхайма в Бильбао), будучи завершенными, принадлежат уже не им, а другим людям, гражданам города», - продолжает Галлариага. «Качество архитектурного объекта проверяется не реакцией медиа, а его способностью к длительному существованию и идентификации места».
В этом смысле Калатрава, родившийся в 1951 году и ставший суперзвездой, чья студия находится в Швейцарии, оценивается на родине не более как нечто исключительное. «Заказчик должен решать, хочет он получить знак места или продукт, предназначенный для условий жизни в городе», - говорит председатель балеарской Архитектурной палаты, Федерико Климент. Тот, кто заказывает у звезды масштаба Калатравы, должен со всей определенностью знать, с архитектором какого уровня он имеет дело. Есть заказы для радикальных зданий, как у Херцога и де Мейрона: «Там вряд ли возможно повесить на стену семейную фотографию». Соответствующие условия Калатрава тоже предусмотрел в своих испанских контрактах».
Калатрава ищет «гуманный» город
Конечно, это еще вопрос, так ли неуязвим Калатрава как художник. «С давних пор идет дискуссия о том, насколько его работы действительно инновационны», - говорит Климент. Калатрава развивает новый, сенсационный язык форм. «Но многое в нем уходит корнями в средние века, в готику».
Идейный вдохновитель стеклянного купола над Рейхстагом стал повторяться в мотивах. «Это опасно, - считает Климент, - мода проходит мимо формальных повторов». Опасность, с которой столкнулся Гери, состоит в том, что Гуггенхайм в Бильбао может повторяться, а варианты тиражироваться. «Успех может вести к провалу».
Тем временем Калатрава ищет новые вызовы, сотрудничает с итальянскими керамистами и возвращается к рисованию. На открытии Оперного театра в Валенсии он дал интервью испанской ежедневной газете «La Vanguardia»: «Настоящая проблема архитектуры - это будущее городов». При этом он размышляет не только об Европе или Америке, но и Мехико-сити или Мумбаи. «Мегаполисы должны стать гуманнее».
Перевод Т. Быстровой
Текст оригинала см. на сайте:
http://www.welt.de/kultur/article1319108/Superstar_Calatrava__kein_Werk_ohne_Aerger.html
17.05.2008
но не вещь.
Иосиф Бродский