taby27.ru о философии дизайне, имидже, архитектуре  


Поцелуй неба: Фриденсрайх Хундервассер (3)

Хундертвассера часто сближают с Антонио Нонелем Гауди. Действительно, их роднят бионические мотивы, не всегда свойственные архитектурным постройкам, яркие образы и метафоры, сложность формы - при доступности ее восприятия. Только Гауди берет у природы в большей степени конструктивные решения, тогда как у Хундертвассера природа субстанциальна: архитектурное пространство буквально создается из нее. Это наиболее заметно по венскому дому и жилому комплексу в Бад Сотене «В лугах» (In der Wiesen), земля Штирия, строительство которого было начато в 1990 году. Здесь реализована модель «катящихся холмов». Ее формула: на одну часть человека должно приходиться четыре части природы. Природе принадлежит все, что горизонтально: крыши, пол, дороги. Вертикаль принадлежит человеку, но непременно творческому, который, как вы помните, не терпит прямых стен, ровных окон и всюду рисует линии. Такой человек понимает, что в природе он всего лишь гость и ведет себя соответственно. Хороший дом должен сочетать две вещи: гармонию с природой и гармонию с индивидуальностью жильца. Поэтому на крышах снова растет трава и по ним можно передвигаться от дома к дому, а двух одинаковых элементов с ходу не найти. Такой подход обеспечивает повышение качества жизни не только для самих жильцов, но и для их соседей, - говорит архитектор.

На одну часть человека должно приходиться четыре части природы

Письмо о жильцах-деревьях,

Окленд, Новая Зеландия, 9 июня 1973 г.

Дорогой Джуллио Маччи,

Я имею честь принимать участие в Миланской выставке.

Хочу реализовать один проект, связанный с окружающей средой: одно или несколько деревьев, растущих из окон. Большие деревья на третьих или четвёртых этажах, например.

В одном из павильонов выставки или неподалёку от неё. Это будет нечто постоянное, а не только на время экспонирования.

Вот пример: в монотонном, бесплодном городе много необжитого пространства. Так почему, раз существует нехватка кислорода, в квартире вместо человека не может жить дерево? Всё, что вам нужно, это окно квартиры и немного места позади него. Это очень важно и может совершить революцию в городе, гораздо более масштабную, чем крыши, покрытые лесом. Потому что жильцы-деревья, выглядывающие из окон, будут заметны издалека, и каждый сможет получить удовольствие, глядя на них. А сады и леса на крышах могут быть не видны с улицы.

Пространство, отведённое для дерева, должно быть изолировано до высоты подоконника резиной, пластиком или другим материалом, а потом на неделю заполнено водой, чтобы убедиться в его непроницаемости.

После этого комнаты должны быть до подоконника заполнены землёй в два слоя, первый слой - пемза, затем гумус или торф, а между ними - водопроницаемый слой пенистого пластика.

Жильцов-деревьев поднимают в дома через окна с помощью кранов, корни их должны оставаться в земле, а крона поднята вверх.

Корни закапывают в тёмной части комнаты, а листва растёт на ярком дневном свете.

Окна должны всегда оставаться открытыми, без рам, чтобы воздух, дождь, жара, холод, ветер, снег могли проникать внутрь.

Таково новое место жительства для жильца-дерева, у которого, должно быть, другие потребности, чем у жильца-человека. Комнату необходимо полностью отделить от остальной части здания при помощи специалистов по изоляции. Дождевую воду следует провести с крыши по трубе, а избыток будет стекать вниз по другой трубе.

Машины загнали деревья на верхние этажи. Бесплодные вертикальные стены зданий, от агрессивности и тирании которых мы страдаем каждый день, станут похожими на зелёные аллеи, где человек сможет дышать свободнее.

Жилец-дерево - это представитель леса.

Жилец-дерево платит свою арендную плату кислородом, способностью абсорбировать пыль. Это устройство против шума, которое вырабатывает тишину, обезвреживает токсины, очищает загрязнённую дождевую воду, вырабатывает счастье и здоровье, привлекая бабочек и многое другое.

Всё это может быть переведено в деньги, и, замечу, получится больше, чем может заплатить жилец-человек с помощью своего чека.

В отличие от Гауди и других представителей модерна, у которых конструкция задает эстетику формы, Хундертвассер не стесняется быть декоратором. Ему часто предлагают преобразить существующие «кубики», например завод по переработке мусора (1988 - 1992). В 1971 г. в местечке Шпиттелау близ Вены был построен завод, который позже пережил пожар. Перестраивать его доверили Хундертвассеру. Казалось бы, такая работа противоречит ранним манифестам: менять - не строить. Но, видимо, зрелость мастера делает его взгляды менее утопичными - или чуть более терпимыми. Он берется за индустриальную конструкцию в надежде очеловечить ее и поставить в один ряд с жилыми зданиями. Это вполне может быть телевизионный или культурный центр, библиотека или научное учреждение. Углы крыши приподняты и украшены золотыми шарами. Башня с огромной золотистой сферой будоражит фантазию и освещает серые окрестности. Бирюзово-синие тона стен напоминают восточные минареты. На вентиляционной трубе в качестве фильтра навешана знаменитая кепка архитектора, выросшая до четырех метров. Весело и легко. Тем более весело, что в момент открытия завод имел самую высокую степень экологичности в мире, перерабатывая 250 тыс. тонн мусора в год и вырабатывая энергию для обогрева 40 тысяч жилых домов в Вене. При этом уровень загрязнения воздуха меньше, чем дает один легковой автомобиль. Стало быть, качество декораций вполне соответствует содержимому.

хундертвассер архитектура шпиттелау вена

Шпиттелау, Вена. Завод по переработке мусора. Арх. Ф. Хундертвассер

Он может показаться наивным и смешным. Но кто-то должен быть таким, иначе в мире исчезнет движение. В нем сошлись мудрость нации, не понаслышке знающей о мессианстве, веселость ребенка, о которой писал Ницше - «забыть о прежней игрушке, чтобы увлечься новой», традиции восточного экологизма и западного просветительства.

Жилой комплекс «Среди лугов». Бад Соден, Таунус, 1990 - 1993

Вена, 27 ноября, 1990

Вкладывать будущее в архитектуру - в этой идее нет ничего нового! Это просто способ вернуть себе человеческое достоинство. Зачем нам так бессердечно использовать линейку, если всякий знает, что прямая линия - это опасный, комфортабельный обман, который разрушает нас?

Сегодня все мы являемся свидетелями триумфа рациональных технологий, но в то же время стоим перед пропастью, эстетической пустотой, пустыней стандартов, убийственной монотонностью, творческим бессилием.

Природа, искусство и создание - это части единого целого. Только мы разделили их. Если мы уничтожаем творчество в самих себе, мы уничтожаем себя. Только природа может научить нас креативности. Наша действительная безграмотность - это невозможность быть творчески активным.

Желание человека иметь дом и жить в нём в гармонии с природой и творчеством огромно.

Архитектура, совместимая с природой и человеком, облагораживает человека, а не унижает его. «Среди лугов» люди будут чувствовать себя защищёнными.

Среди лугов: там, где есть право на окна и жильцы-деревья, нерегулярные иррегулярности. Путешествие в страну креативной архитектуры, мелодия для глаз и для ног.

Он умер в Тихом океане на борту лайнера «Куин Элизабет II», направлявшегося из Новой Зеландии в Европу 19 февраля 2000 года.

В нем сошлись мудрость и непосредственность, любовь и эпатаж, традиция и революция. Он не был в России, хотя очень близок нам цветами, формами, принципами и даже экстравагантностью решений. Здесь сегодня учатся строить «под Гауди», а декорировать  в отечественных условиях надо бы «под Хундертвассера».

Мы знакомы совсем немного, но я его очень люблю.

октябрь 2003

← Предыдущая

06.10.2003

...материя конечна
но не вещь.
Иосиф Бродский