Крис Уилкинсон (Chris Wilkinson). Идеальный город
Английский архитектор Крис Уилкинсон родился в 1945 г. После получения архитектурного образования работал в мастерских Нормана Фостера, Майкла Хопкинса, Ричарда Роджерса.
В 1983 основал собственное бюро в Лондоне. Его мастерская за прошедшие годы получила более 120 национальных и международных архитектурных премий, включая британскую "Премию Стерлинга" в 2001 и 2002 гг., и немецкую "Премию Бальтазара Ноймана" в 2004.
Крис Уилкинсон – кавалер Ордена Британской Империи (2000), член Королевской Академии (2006) и почетный член Американского Института Архитекторов (AIA) (2007).
Особое внимание в своем творчестве он, как и его партнер Джим Эйр (Архитектурное бюро Wilkinson Eyre Architects), уделяют проблеме сохранения и реконструкции исторического наследия в промышленных городах не только Великобритании, но и всего мира. Так, к примеру, они создают проект реконструкции Апраксина двора в С.-Петербурге.
Архитектурные принципы К. Уилкинсона и Дж. Эйра связаны с развитием рациональности и модернизма на основе новейших научно-технических разработок. В их проектах привлекает, если так можно выразиться, «осторожная сдержанность» в движении к достижению гармонии традиционного и современного, технического и природного, всякий раз приводящая к появлению остро оригинальных, дискуссионных и все-таки незабываемых форм, изучение которых актуально и для архитекторов Уральского региона.
Предлагаем вниманию читателей программную статью Криса Уилкинсона «Город-утопия» в переводе М. Быстровой.
Мой город-утопия расположен у излучины реки. Множество красивых мостов соединяют различные участки города друг с другом. Здесь есть элегантные площади, общественные зоны, различные по размеру и форме. Они окружены интересными зданиями разного возраста, не похожими друг на друга, и соединены оживленными улицами, по которым спешат люди. Я не перестаю поражаться уровню архитектурных решений этого города и изобретательности, проявленной в отношении геометрии и пропорций, систематизирующих пространство.
Ключевые точки и виды города определяются расположением зданий-достопримечательностей. Продуманные изгибы и изменения угла зрения отвлекают от упорядоченности общей сетки города. Элементы зданий подчеркнуты светом и тенью, обогащены текстурой поверхности и потрясающими цветами.
Транспортные потоки привязаны к определенным зонам. Инновационная транспортная система создает возможности для высокоскоростного передвижения из одной точки в другую. Воздух свежий, слегка окрашенный загородным ароматом, пронизан запахами трав и специй. Мои органы чувств успокаиваются, я ощущаю комфорт и гармонию с другими жителями общества Arcadian.
Да, это романтическая мечта, но что же случилось с человеческим стремлением создать Идеальный Город? Сердце начинает биться быстрее, когда мы вспоминаем одноименную картину XV в. художника Лучиано Лорана (Luciano Laurana), изображающую вымышленный город эпохи Возрождения. Но сколько с тех пор было утрачено идей различных социологов, философов, архитекторов! В наши дни картины будущего часто представляются мрачными. Одна из самых сильных таких картин дана в фильме Ридли Скотта «Blade Runner», в котором представлен мир 2019 г. - безнадежно унылый, под постоянно темным, дождливым небом. Такой город построен на сильных контрастах: огромные здания возвышаются над улицами, заполненными людьми, в общественных местах царит атмосфера порочности. Все покрыто мусором, исторические здания брошены и гниют. Предположительно «нормальные» люди живут под строгим полицейским надзором в замкнутом пространстве зданий, сам вид которых напоминает о фашизме.
Эти картины становятся еще более пугающими от того, что подобные места существуют и на самом деле. В наших городах есть окраинные районы с загнивающими задворками – но они находятся в тени возвышающихся над ними зданий интенсивно развивающихся районов с налаженной системой охраны. У нас есть бездомные, живущие на улице, и удачливые богатые люди, способные защитить себя от преступлений и насилия. Бывают дни, когда наши города перегружены транспортом, задыхаются от загрязнений и все больше страдают от преступности и социальных проблем. Но вслед за ними приходят хорошие дни, когда солнце заливает светом улицы, счастливые люди спешат по своим делам и возникает теплое чувство общности. Давайте признаемся себе: мы любим города.
В настоящее время более половины населения планеты проживает в городах, и численность городского населения постоянно растет. Многие из нас все больше отдаляются от природы, и качество нашей жизни все больше зависит от рукотворного, созданного человеком окружения. Важно совершенствовать это окружение, чтобы оно удовлетворяло потребностям растущей популяции. Во многих отношениях мы до сих пор живем так же, как и в бедные, убогие времена. Настало время всесторонне рассмотреть проблемы городов, чтобы принять конструктивные меры по их решению.
Первое, на что следует обратить внимание, - это характер и идентичность. Великобритания обладает долгой историей урбанизации, и большинство городов развиваются десятки, а то и сотни лет. Они имеют сильные исторические корни, и это придает им ярко выраженную индивидуальность, - которая слишком часто игнорируется. В душе я не консерватор, но искренне верю в необходимость сохранять и поддерживать индивидуальный характер наших городов – разве не ужасно было бы приехать из Манчестера в Ньюкастл и не ощутить разницы?
Необходимо определить индивидуальные особенности каждого города, а также аспекты их существования, которые должны быть полностью пересмотрены. Это может относиться как к внешнему виду улиц и общественных зон, так и к архитектурным закономерностям, взаимоотношению ключевых построек города. После этого можно определить территории потенциальных перемен и развития.
В центральных районах следует ориентироваться высокую плотность развития с использованием высотных зданий. Мы можем учиться у прошлого, но эти уроки необходимо переводить на современный язык.
Наша среда обитания должна стать просторнее, но ощущение урбанизма необходимо сохранить, как и особенности каждого отдельного района. Ислингтон в северной части Лондона сильно отличается от Брикстона в его южной части, хотя их масштаб и плотность населения одинаковы. Традиционно эти районы города связывались улицами, которые соединяли друг с другом площади и общественные места. Но людям нужны и другие пути, зеленые и лишенные дорожного движения, которые помогут им почувствовать себя ближе к природе. В Лондоне меня всегда впечатляло то, что Гайд-Парк соединяется с Грин-Парком и Сент-Джеймс Парком - а значит, Вы можете добраться от площади Виктории до Трафальгарского сквера, или от площади Парламента до Ноттинг-Хилла через парк! Было бы очень здорово повсеместно добиться такого эффекта. Я хотел бы видеть «зеленые легкие» современных городов в самом центре.
Это ведет к двум другим жизненно важным вопросам: транспорт и экономический бум. Скопления транспорта – серьезная проблема, влияющая на здоровье и уровень жизни людей, и решаться она должна несколькими путями. Следует повышать качество общественного транспорта, а также внедрять новые формы экологически чистых индивидуальных средств передвижения для поездок на короткие расстояния. Странно, что мы до сих пор не начали исследовать возможности надземного канатного транспорта, различных электрических скутеров и т. д.
Усовершенствование транспортных систем поможет понизить уровень загрязнений и энергопотребления. Города занимают менее 2% земной поверхности, но используют более 75% мировой энергии и являются причиной 75% мирового загрязнения. Властям городов мира пора искать новые способы снижения уровня транспортной загрузки и загрязнений, развивая сферу возобновляемых источников энергии и закладывая все больше зеленых зон.
Приоритетом в работе властей и архитекторов должно стать создание прекрасных мест для жизни, работы и досуга людей. Я не могу принять стандарты, по которым развиваются наши города. Мы должны сделать особый акцент на качестве планирования, архитектурного и ландшафтного проектирования. Нам известно, что качественная архитектура способна возрождать упадочные районы наших городов – так зачем мы принимаем посредственные схемы, не способные что-либо улучшить?
Литература:
- Крис Уилкинсон. Режим доступа: http://www.archi.ru/foreign/guide/architect_present.html?aid=463&fl=2&sl=1
- Грегори Р. Инженерная архитектура Криса Уилкинсона // АRH. № 6. Режим доступа: http://www.arx.su/magazine/arx6_adv_2.shtml
Источник:
http://www.wilkinsoneyre.com/
22.05.2009
но не вещь.
Иосиф Бродский