Николас Гримшоу: принципы архитектуры
(Примечание Т .Б.: в Интернет удалось найти всего две фотографии сэра Н. Гримшоу, видимо, тяга англичан к сокрытию частной жизни личности все возрастает...)
1. Биография Николаса Гримшоу
1939 Родился в Hove, Англия
1959-1962 - посещал Эдинбургский колледж искусств
1962-1965 - учеба в Архитектурной школе Ассоциации по архитектуре (Architectural Association School of Architecture), получил стипендию, сделавшую возможным его путешествие в Швецию (1963) и США (1964)
1965 - Почетный диплом по архитектуре и премия одного из французских Советов по архитектуре (Diplomés par le Gouvernement) за одну из трех лучших дипломных работ Архитектурной Ассоциации
1967 - член RIBA
1965-1980 - партнер Теренса Фарелла (Terence Farrell) в Лондоне
1980 - главный компаньон Студии Николаса Гримшоу &партнеры, профессиональный разрыв с Фарреллом
1988 - член Chartered Society of Designers
1989 - Национальная премия Королевского института Британской Архитектуры (RIBA) за проекты: Financial Times Print Works, Docklands in London
1993 - присуждение почетной степени доктора за публикации в университете South Bank в Лондоне и титула командора Британской империи
1994 - Международный терминал Ватерлоо, Лондон, - здание года
1994 - избран заместителем председателя Ассоциации архитекторов, членом Королевской академии и Американского института архитектуры
1993/2000 - многочисленные награды: RIBA, Structural Steel Design Award, Civic Trust Award, British Construction Industry Award, Royal Fine Art Commission/Sunday Times Building of the Year Award.
2. Николас Гримшоу и партнеры
Предприятие Nicholas Grimshaw & Partners основано в 1980 г. Сегодня в него входят четверо участников - парнеров Гримшоу: David Harriss, Neven Sidor, Chris Nash und Andrew Whalley. Ранние промышленные постройки начальных лет работы были оформлены в четком геометрическом стиле и компактны. Участники бюро много работали над проблемой пролетов, опасаясь отклонений в конструкциях, а также о факторах разрушения пролетов и перекрытий. Появление компьютерной техники привело к стилевым изменениям бюро Гримшоу. Сегодня можно создавать текучие формы, подобные природным, что интересует Гримшоу больше всего. Например, змеевидные формы вокзала Ватерлоо (1993, Лондон) в чем-то повторяют изгибы рельсовых путей,
Вокзал Ватерлоо, Лондон, архитектор Н. Гримшоу
а форма здания Western Morning News (1993, Plymouth) - очертания холма. Технологические усовершенствования означают, что не все завязано на жесткие конструкции. Раньше стиль бюро Гримшоу был не таким «рыхлым» и открытым, тогда как сегодня многие постройки носят характер инновационных и экспериментальных.
3. Принцип Гримшоу
«... Концепт должен быть так ясен и прост, как это только возможно, необходимо избегать любой декоративности и всего сложного». Николас Гримшоу
Сегодня архитектура и технологии идут рука об руку и влияют друг на друга. Эта тесная связь, согласно Гримшоу, может возникать только в интегративном процессе планирования. Она влияет и на проектирование, строительство и использование зданий. Поэтому архитектурное бюро Гримшоу сотрудничает с промышленными предприятиями, прежде всего, в областях освещения, вентиляции и теплопроводности. Выполнение и испытание деталей в масштабе 1 : 1 также является частью повседневной деятельности.
После Гримшоу архитекторы получают задания на разработку тем рентабельности, эффективности, инновативности и состояния окружающей среды как составных элементов архитектуры. Такая архитектура во многом определяется инновациями. Николас Гримшоу и партнеры поставили задачу находить для заказчиков бюро решения, существенно превосходящие обычные стандарты жизни.
4. Архитектура окружающей среды - доклад Николаса Гримшоу в апреле 1999 года
Некоторые аспекты глобальной ответственности за сохранение окружающей среды входят в философию будущего бюро Nicholas Grimshaw & Partners. Приведем ряд тезисов:
4.1. Гибкость
Чрезвычайно важным пунктом бюро Гримшоу является гибкость (Flexebilitaet). Чем более подходящими являются наши решения, тем дольше их можно использовать, - считают члены бюро. Представление зданий как организмов, подверженных изменениям, всегда нравилось Гримшоу и было лейтмотивом многих его разработок, особенно в индустриальном проектировании. «Я считаю, что здание стоит настолько долго, насколько оно стоит» (Николас Гримшоу).
Примеры: фабрика Германа Миллера (1976) в Бате, получившая полностью обновляемый фасад. Остекление, фасадные панели, двери и даже внутренний двор можно при необходимости менять.
Фабрика Германа Миллера в Бате. Архитектор Н. Гримшоу
Зданию сегодня более 25 лет и оно уже претерпело многочисленные изменения.
Когда проектировалось второе здание фабрики Германа Миллера (1982) в Чиппенхеме, бюро предусмотрело использование алюминиевых панелей, более экологичных, чем стеклянное волокно, поскольку их можно использовать вторично. И в этом здании предусмотрены замена элементов архитектурной отделки и дверей, равно как и появление дополнительных окон. Договор был заключен по поводу строительства простого складского помещения. Сегодня в здании находится ряд цехов и бюро.
В доме Людвига Эрхарда (Ludwig-Erhard-Haus,1998) в Берлине тема флексибельности развивалась - все этажи выполнены из готовых стальных дуг, так что перекрытия могут быть изменены, притом полностью. Колонны отсутствуют.
«Здание с хорошей конструкцией ( Knochengeruest) может продлеваться и вынесет любые дополнения» Николас Гримшоу.
Работа над фасадами национального космического центра (National Space Centre (2001) in Leicester) в Лечестере предусматривала гибкое использование башни Rocket Towers. В нем на десяти плоскостях установлены две ракеты - "Blue Streak F16" и "Thor Abel". Однако в башне могут быть в дальнейшем размещены и новые, еще большие по объему экспонаты. Поэтому северный фасад необходимо было сконструировать таким образом, чтобы мембраны (из фольги ETFE) можео было бы демонтировать на определенной высоте.
4.2. Отношение жителей города к природе
и их возрастающее стремление к тому, что можно назвать «натуральным окружением», - следующая важнейшая тема для Гримшоу. Людям необходимо достижение нового уровня жизни, они бегут в горы, леса, джунгли или к морю, даже опускаются ниже уровня моря. Один из наиболее сложных вопросов будущего - это вопрос о сохранении или разрушении окружающей среды.
Искусственные ландшафты, как например, в проекте Эдем (Eden) в Корнуэлле (2001), были определенным выходом, притом в духе Гримшоу. Проект Эдем имел целью ренатуризацию и новое оформление целого склона долины, возникшей в результате добычи каолина. Земля была снова засажена растениями и частично покрыта легкими купольными постройками. Внутри куполов были созданы различные климатические зоны - «умеренно-теплого» и «влажного тропического» климата, в которых должен вырасти регулярный лес.
Николас Гримшоу. Проект "Эдем", фотография 2004 года с официального сайта проекта
еще: http://cannanews.blogspot.com/2008/01/eden-project.html
Показательно, что высокий успех проекта Эдем - наиболее значительного достижения в области реабилитации окружающей среды, - Гримшоу был вынужден перерассчитать новые элементы в связи троекратным превышением числа посетителей по сравнению с первоначально заявленным.
В этом проекте флексибельность тоже играет важную роль. Биомы Эдема - легкие конструкции, несущие фасадные панели. Ими служат трехслойные воздушные подушки из чрезвычайно тонкого, легкого и красивого high-tech-материала (фольга ETFE). Техника постоянно развивается, предлагая новые мембраны и материалы. Биомы в Эдеме рассчитаны на возможную смену панелей в случае появления более совершенных материалов.
4.3. Отношения между «высокоразвитыми» и «слаборазвитыми» странами мира
Гримшоу говорит о сложности коммуникаций между «высокоразвитыми» и «слаборазвитыми» странами. Как, к примеру, можно убедить развивающиеся страны не уничтожать их леса, как это произошло в Европе в момент развития земледелия и скотоводства, - не выглядя при этом надменными и заносчивыми?
Согласно Гримшоу, решающим является экспотенциально возрастающее внимание и чувствительность общества к проблемам, которые сегодня уже частично решаются: газеты из вторично переработанной бумаги, новые посадки растений, рециклинг, развитие электротранспорта на солнечной энергии и т.п.
Николас Гримшоу. Павильон Великобритании на EXPO-92 в Севилье
Своим павильоном Великобритании на ЭКСПО-92 в Севилье Гримшоу хотел донести профессиональные знания «до мужчин и женщин». Севилья - наиболее жаркий город Европы, температура в котором летом поднимается до 45°C. Для защиты от климата в жарких странах традиционно использовались постройки с тяжелыми стенами. Временный характер павильона на ЭКСПО говорил в пользу легких, хорошо демонтирующихся конструкций. Вместо накапливающих тепло объемов, служащих регулятором, павильон Гримшоу выполнен из стали и стекла. Он в полном смысле слова вписан в контекст события и климата посредством ряда сооружений для охлаждения.
Гигантская водная стена на главном фасаде охлаждает стеклянные панели и сокращает количество солнечных лучей, поступающих в помещение с восточной стороны. Энергия для работы насосов поступает от солнечной батареи, смонтированной в виде S-образного навеса на крыше. Для снития температуры с наиболее разогревающегося западного фасада Гримшоу разработал собственный рецепт накапливающей тепло массы, которой наполнил съемные контейнеры с водой. Здание получило премию за самый низкий уровень расхода энергии среди всех 106 экспо-павильонов в Севилье. Одно из предложений по дальнейшему использованию павильона было связано с тем, чтобы распространить насосный механизм в странах третьего мира. Каждый генератор солнечной энергии может обеспечить водой население небольшой деревни. К сожалению, павильон был продан на аукционе.
4.4. Защита окружающей среды
Гримшоу указывается на важность пространственного разделения и эксплуатации зданий при решении задач защиты окружающей среды. Чем больше профессиональных знаний при этом будут задействованы, тем меньше ущерб, наносимый природе. Каково место архитектуры в этом процессе? По мнению Николаса Гримшоу, мы можем строить и использовать гораздо более аккуратно. Пример: В Великобритании постройки оцениваются по так называемым «зеленым критериям» сообразно методу Building Research Establishment Environmental Assessment Method (BREEAM). При постройке RAC-Zentrale (1994) in Bradley Stoke архитектурное бюро Гримшоу впервые прибегло к этой методике оценки и в сотрудничестве с консультантами BREEAM проработало 8 пунктов из 10. К критериям BREEAM относятся применяемые строительные материалы и возможности их вторичного использования, а также потребление энергии готовым зданием. Форма RAC- Zentrale очень компактна - и это следующий «положительный пункт». Внешняя система затенения должна защищать рабочие места, находящиеся внутри, а также предотвратить перегрев или охлаждение здания.
Одновременно было важно дать возможность служащим увидеть окружающий ландшафт, ведь большинство из них целый день смотрят на экран. Еще одна «пионерская» разработка состояла в том, что в здании не было запроектировано лифтов (за исключением грузовых и предназначенных для инвалидов). Главный вход в трехэтажную постройку расположен на среднем уровне, так что посетителю требуется пройти максимум на один этаж вверх или вниз. Общий обзор пространства лучше всего совершать из атриума, места встреч пятисот сотрудников компании.
5. Цитаты
«Пока люди убеждены в необходимости здания, они будут его ремонтировать. Поэтому выживают хорошие постройки. Но это не означает, что нельзя перестраивать. Работа архитектора закончена, когда здание получило свою определенность». Николас Гримшоу.
«Все мои взгляды на архитектуру - результат моей деятельности. В шестидесятые годы мне нравились системы, механизмы и монтаж элементов. Также меня интересовали новые материалы - сталь, стекло, пластмассы, - тем более что они помогают добиться эстетической четкости в угловатых постройках из бетона и преодолеть прямоугольность модерна» (Николас Гримшоу).
Использованы материалы сайта http://www.architektur.tu-darmstadt.de/powerhouse/db/248,id_22,s_Papers.fb15
Список работ Н. Гримшоу на сайте http://www.floornature.com/architetto.php?id=13&sez=6
Железнодорожный вокзал в Ньюпорте, арх. Н. Гримшоу, 2011. Информация с сайта archi.ru
05.08.2008
но не вещь.
Иосиф Бродский