taby27.ru о философии дизайне, имидже, архитектуре  


Простота по-милански

В 2005 г. основной темой Милана был свет. Освещение, светильники, их размещение в различных средах, образы света, эмоции, ими создаваемые - вот лейтмотив, который прослеживался во всех экспозициях. Такова традиция: каждый год фокус внимания дизайнеров слегка смещается то в сторону текстиля, то аксессуаров. В этом году - освещение.

Тем не менее, наряду с главной, отчетливо видны, как минимум, пять связанных с ней проблем, решаемых дизайном сегодня и определяющие его лицо - лицо 2005 года.

Первое. Возвращение к ручному производству отдельных элементов изделия или интерьера в целом.

Этот ход абсолютно закономерен для современной культуры и адекватен запросам любого потребителя. Как известно, чем больше тираж, тем проще форма. Чем она проще, тем обезличеннее. Чем «разбавить» корпусную мебель? Например, вазой или светильником ручного отлива. Или ажурными покрывалами, напоминающими филейное вязание наших прабабушек. Так формируется среда, выглядящая одновременно безыскусной и совершенной. Ей не нужна амбициозность дорогостоящих работ, поскольку она призвана нести на себе отпечаток не столько создателя, сколько владельца.

Дизайн становится скромнее в том смысле, что не стремится выпячивать себя. Он просто существует - для человека.

Второе. Ярко выраженный экологизм большинства проектов.

Выбор невелик. Либо делать из вторичных материалов - водосточных труб, старых рожковых люстр, уже послужившего пластика и т.д. Либо делать с расчетом на последующую переработку.

Те, кто не справляются с этими, довольно жесткими, условиями в полной мере, довольствуются размещением рядом с проектами образов природы, ее ароматов и звуков.

Стекло, похожее на лед. Ковровые покрытия, напоминающие ногам о лесных тропинках. Цветы.

Третье. В очередной раз проснувшаяся всеобщая любовь к 1960-м.

Любовь пришла не впервые, но по другому поводу. В шестидесятых разглядели именно их экологизм, ведь именно тогда, после первого упоения космическими достижениями и техническим прогрессом, раздались вопросы о том, куда все это может привести. Нынешний ракурс взгляда на это десятилетие иной, чем несколько лет назад. Условно говоря, там, где раньше ценили минимализм решения, сегодня видят в первую очередь экономичность его изготовления и функционирования.

Поэтому многие стенды напоминают элементы отечественного провинциального интерьера: мы еще не успели сменить то, что они открывают для себя вновь. Уникальность ситуации состоит в том, что без всяких дополнительных усилий российская среда, естественным образом выросшая и сложившаяся, оказывается чуть ли не «впереди планеты всей». Воспользуемся ли мы этой ситуацией или пройдем мимо?

Четвертое. Большое внимание к маленьким деталям.

Представьте огромное полотно с крохотным выступающим бугорком где-то в углу. Ради чего оно сделано таким большим? Ясно, что именно ради бугорка. Остановиться. Вглядеться. Задать вопрос. Популярность даосских и дзэнских теорий в очередной раз дает знать о себе. Западное мышление не в силах устоять перед их соблазнами, перенимая рецепты гармонии и обретения себя.

Пятое. Формирование эмоции.

Дизайн создает впечатления и эмоции. Что это - следствие контактов с искусством или растущей модой на издания по брэндингу? Скорее всего, не то и не другое. Свойственная дизайну тяга к повсеместному распространению - во все возможные стороны, во все новые сферы, - вновь дает о себе знать. Яркие метафоры в духе Филиппа Старка, представившего на нынешней выставке коллекцию «Антитеррор», здесь вовсе не обязательны и даже кажутся несколько архаичными. Достаточно качнуться пару раз в гамаке из натуральной кожи. И все придет.

19.05.2005

...материя конечна
но не вещь.
Иосиф Бродский