taby27.ru о философии дизайне, имидже, архитектуре  


Молодежный стиль. В ответ на просьбу критики. 2001

- Напишите о молодежи, - обратились ко мне, - о том, как нелепо одеваются, как странно выглядят в этой обуви на громоздкой подошве.

Догадываясь, что так написать не получится, я взялась за работу.

Самое нудное и бесперспективное занятие - объяснять кому-либо, что нужно делать иначе, чем он считает нужным, в особенности, если речь идет о внешности. Мы все слишком эгоисты для того, чтобы внимать чужим советам. Журналы и газеты полны советами - и что же?.. Сходя с подиума, мода, как правило, начинает хромать на обе ноги. Добиться, чтобы подражали лучшим образцам? - Трудновато. Где они, образцы, каковы они? Сегодня, скорее, кумиры подыгрывают толпе, чем толпа кумирам. Меньше усилий и надежнее. К тому же, подошва подошве рознь.

Главное, наверное, чувство меры. Но не среднестатистическое, а для каждого свое. Иначе моду до сих пор задавали бы китайцы двадцатилетней давности, в синих кителях, серых кепках - и с выражением отрешенной решимости на лице. Что это я вдруг о китайцах, ведь о нас пишу?

Мой бывший студент, давний приверженец металлических заклепок, кожаных курток с косыми молниями, музыки и мотоциклов, решил быть модным и последовательным. В соответствии с веяниями он сменил несколько приевшийся хвост на затылке на короткий крашеный ежик. Даже авторитетное имя Вивьен Вествуд, создательницы панк-стиля, никогда не смогло бы убедить меня разделить эти вкусы. Слишком банальной выглядит сама идея молодежного протеста. Как, впрочем, и любого другого.

Жизнь подтолкнула к принятию панка совершенно неожиданным образом. На солнечной весенней улице мне повстречался тот самый студент. Высветленные волосы топорщились вокруг округлившегося после стрижки лица. Белобрысо-золотистый ореол делал голову похожей на одуванчик. Несколько испуганные глаза приятно контрастировали с динамичными молниями и воинственными заклепками. Прежде характер не вырисовывался так четко.

Невозможно было не улыбнуться. И не удивиться. Следование безликой моде привело к невиданной яркости и выразительности. Или опять во всем виновата весна?

Скорее, случайно проявившаяся мера. Между одеждой и лицом, характером и движением, мимикой и возрастом. Она не сводится к пресловутым «девяносто-шестьдесят - девяносто», объему бицепсов или самому актуальному цвету волос. Настоящий шик начинается там, где ваш цвет превращается в модный, где вам подражают и никогда не смогут превзойти. Потому что это только ваше. Важно только быть смелым и искать.

- Как вы относитесь к хай-теку? - спросили меня недавно (для непосвященных поясню, что речь идет о стиле, использующем промышленные формы, например, для создания бытовых вещей: водопроводные трубы в качестве ножек письменного стола и так далее. С моей точки зрения, ничего более противного быть не может). - Хорошо, - нелицемерно откликнулась я, - поясните только, где, когда и почему он вам пришел на ум, кому это будет интересно. Иначе говоря, в отрицании всего молодежного, от длины юбок до глубины мыслей, тоже важно чувство меры. Как бы не переборщить. Молодым - хай-тек, и мне - хай-тек там, где я хочу быть молодой.

Стиль рождается в поиске. Молодые ищут и иногда находят. Не все, потому что молодость это не возраст, а качество. Среди них, как и среди нас, есть ленивые или самодовольные, безразличные или успокоенные, вульгарные или ошибающиеся. Поэтому лучше чрезмерность, чем стандарт. У чрезмерности есть шанс дорасти до вкуса, у стандарта шансов нет. Ему не угрожает развитие, какими бы элегантными вывесками и ярлычками не прикрывался.

«Подойдите к зеркалу, подумайте, в какой эпохе, в какой стране, в каком кругу общества ваша внешность считалась бы самой выигрышной... Не занимайтесь слепым копированием; некоторые детали из того времени, где ваша внешность была бы воспета поэтами, внесенные в ваш современный гардероб, макияж, прическу, бижутерию - и вы (по крайней мере, чисто внешне) прелестны и бесконечно оригинальны» Смешные советы, взятые, кстати сказать, из учебника по имиджелогии, подталкивают к старчеству и стандарту. В какой эпохе, в какой стране, если знакомый мальчик проходит мимо или, того хуже, смотрит на подружку в новых штанах-трубах? Кто расскажет ему, что этот фасон был в моде пять лет назад? И какие поэты, когда кожа шелушится, губы снова обветрены, а колготки порвались? Сколько должно быть деталей и бижутерии, чтобы свершилось превращение гадкого утенка? Уж лучше оставить все, как есть. Или воспроизвести подружку.

О чувстве меры трудно рассказать словами, как и о любом другом чувстве. Затверживать правила бесполезно. Формула красоты всегда индивидуальна. И безупречно логична только для данного конкретного случая. Китайские поэты воспевают ножки-лотосы и руки красавиц, «благоуханные от пота и пудры». Странно, что во время рассказа об этом, будущие косметологи почти всегда смеются. «Теплые, белые и, как феникса жир, нежные»? «Фи...» - морщатся они. Между тем профессионал силен именно желанием понять другого, почувствовать его, уловить оттенки. Я начинаю объяснять, что женское - пассивно и неопределенно, податливо и мягко. Оказывается, что других рук у китаянок просто быть не может... Что же делать, следовать буквально? Вряд ли это усилит привлекательность. Следовать усилиям, затраченным на бинтование стоп или уход за кожей, - возможно. Еще лучше, изучив другого, начать создавать себя. Занятие избавит от скуки сидения у подъездов, семечек, сплетен ни о чем и других надоевших развлечений. Оно никогда не закончится, потому что молодость это рост и движение, бег и полет. 

Толстые подошвы, скорее, свидетельствуют о начале, но никак не о завершении поисков. Победить серость можно только творчеством. Поэтому молодежный стиль порхает бабочкой-однодневкой, и не нам, старикам, судить его. Мы расскажем желающим о чувстве меры. Авось пригодится!

14.09.2001

...материя конечна
но не вещь.
Иосиф Бродский