Зачем человеку костюм
Литература отвечает на этот вопрос весьма разнообразно: от банального «чтобы прикрыть наготу» до неопределенного «чтоб хорошо сидел».
Как этот процесс совершается в наших условиях?.. Мужчины, поколебавшись между «прежний еще хорош» и «все-таки надо», идут и довольно быстро делают выбор. Женщины не колеблются. Они убеждены, что еще один комплект никогда не будет лишним, но ничего подходящего, по крайней мере для них, по крайней мере для их возраста (комплекции, привычек, вкуса) в магазинах просто нет, значит, стоит поискать где-нибудь в другом месте. И, надо признать, в чем-то они правы.
Прикрыть наготу, равно как и пополнить гардероб можно чем угодно. Однако в некоторых случаях людям остро требуется именно костюм. Как у Лермонтова, когда
Сначала взор ее прелестный
Бродил по синим небесам,
Потом склонился к поднебесной
И вдруг... какой позор и срам!
Напротив, у окна трактира,
Сидит мужчина без мундира.
Скорей, штаб-ротмистр! ваш сюртук!
И поделом... окошко стук...
И скрылось милое виденье.
Что-то непоправимо испорчено отсутствием сюртука, хотя герой, словно знакомый с методиками современных PR, появился перед предметом воздыханий всего лишь не в том костюме - персидский архалук, ермолка, длинная трубка - весьма впечатляют. И дают повод заметить. (Надо сказать, он доволен в конце эпизода: цель достигнута, начало знакомству положено. Неповторимое, романтичное начало...)
Ретроспективный взгляд в историю позволяет заметить: есть одежда - и есть костюм. Они похожи и различны между собой. Одежда позволяет укрыться от холода и непогоды, согреться, сберечься, выжить. Ее оценивают исключительно с точки зрения соответствия этим задачам - функциональность, практичность, удобство. Значит, она появляется раньше и будет существовать всегда, до тех пор, пока человеку необходимо отвоевывать у природы крохотный фрагмент собственного пространства.
Когда возникает территория культуры, многое из того, что носили и носят, выглядит вовсе не практичным. Головные уборы высотой полметра знают многие народы и эпохи - от египтян и майя до европейцев Нового времени. Можно вспомнить тяжеленные украшения, сандалии на подставках или обувь на высоких каблуках, не говоря уже о штанах-баллон, набитых ватой или сеном, камзолов с огромным количеством пуговиц, половину из которых вовсе не надо застегивать, корсетах (тут мужчинам не стоит заблуждаться относительно пола, который первым выдумал корсет), воротниках, подпирающих подбородок, массивных тростей, крахмальных манишек... И хотя источником излишеств обычно считают женщину, примеры доказывают, что это было интересно всем. Фантазии мужчин в области костюма становятся более сдержанными примерно в середине девятнадцатого века. Можно сказать, сдержанными по необходимости. Но не менее разнообразными и куда более быстро меняющимися. Темп жизни цивилизованного человека невольно отторгал его от всего, что было слишком, усиливая вкус к нюансам и деталям. Представление о роскоши, выражаемой килограммами и метрами, сменяется представлением о качестве. В области делового костюма такой «патриархат» продолжается до наших дней.
Итак, одежда нужна всем - костюм служит тем, кто существует в обществе. (Не знаю, можно ли рассуждать о костюме бомжа, весьма спонтанно создаваемом на самой границе цивилизованного мира. Но ведь именно по нему мы его отличаем. А он себя маркирует). За костюм платят деньги, порой немалые, за ним ухаживают и следят, его меняют и видоизменяют. Чем он платит в ответ, что может дать своему владельцу?
В нем человек может почувствовать себя увереннее и спокойнее просто потому, что соответствует ситуации, особенно если она регламентирована и ответственна. Золушка в испуге убегает в полночь с бала, зная, что от ее роскошного платья скоро ничего не останется. Зульфия, Фарида и остальные жены красноармейца Сухова закрывают лица подолами и, не стесняясь более, спокойно разговаривают с ним, повелителем. Новый начальник приходит в первое утро в костюме, отутюженном особенно тщательно. А подчиненный или пришедший устраиваться на работу, заглянув предварительно в книжку по этикету и удостоверившись, что у него все в порядке, может сосредоточиться на вопросах начальства и непринужденно дать адекватные ответы.
Им - костюмом - можно прикрыть некоторые огрехи во внешности и манере поведения. Или подчеркнуть достоинства внешности. Сделать себя стройнее и моложе, подкорректировать форму спины в области талии или обратить внимание на цвет глаз, их глубину и проницательность - задача, актуальная не только для женщин или политиков. Как и в старые времена, русская душа по-прежнему больше доверяет тем, кто красив и статен, а одежка все еще расценивается как эквивалент уму. И это, пожалуй, хорошо.
Специалисты по имиджу говорят, что важна не только эстетическая выразительность. Цвета и стилистика костюма, характер дополнений и аксессуаров отлично продемонстрируют профессиональные качества, необходимые в той или иной области деятельности. Точность? - пожалуйста, обратитесь к классическим решениям! Коммуникабельность? - поработайте над цветовой гаммой! Креативность? - смените галстук! Аналогично обстоит со статусом и местом в социальном пространстве: степень официальности можно задать костюмом, рассказать о стиле руководства, образованности - с его помощью. Равно как и о политических пристрастиях, спортивных симпатиях или отношении к противоположному полу.
Костюм не подведет там, где важны этикет и протокол. Рассказ о журналисте, не допущенном на открытие Каннского фестиваля из-за костяных пуговиц на смокинге (нужны обтянутые тканью), выглядит анекдотичным до тех пор, пока нечто подобное не коснется лично нас - на официальном обеде, презентации или фотографии в журнале. Особенность местности заключается в том, что пока весь мир демократично привыкает к встречам без галстука и длинным уик-эндам, мы усиленно изучаем все, что им предшествовало. Видимо потому, что прежде, чем отказаться и преодолеть, надо знать, от чего уходишь. Спрос на семинары и тренинги по деловому этикету в Екатеринбурге сегодня велик, как никогда, хотя лет пятнадцать назад это - по ряду причин, о которых сегодня помнят старожилы - почти никого не интересовало. Вскочив среди ночи, люди обмениваются информацией о том, до какого часа можно носить коричневую обувь и может ли быть в шляпе хозяйка приема. И это после длинной вечерней беседы на тему сочетаемости носков с носовым платком, выглядывающим из верхнего кармана пиджака.
Не обольщайтесь сказанным выше. Подобно знаменитому желтому воротничку, заставившему героиню Тэффи сменить не только мебель, но и мужа, костюм рано или поздно покажет свой истинный характер. Он заставит вас прямее держать спину или больше времени проводить перед зеркалом в поисках нужного выражения лица. Попросит погладить. В смысле - рукой. К нему потребуются маленькие и большие добавки, от запонок до автомобиля. Выяснится, что он плохо переносит одиночество.
...Все это только приятно. Поверьте мне.
25.09.2003
но не вещь.
Иосиф Бродский