taby27.ru о философии дизайне, имидже, архитектуре  


Мужской и женский костюм в Византии

Преамбула Т.Ю. Быстровой

  1. Эмоционально-эстетическое переживание богооткровенных истин.
  2. Скептицизм по поводу разума и рационализма.
  3. Разноязыкость византийской культуры.
  4. Разделение понятий „красота"(трансцендентное) и „прекрасное" (в бытии) у „великих каппадокийцев" и Псевдо-Дионисия, без устойчивого терминологического закрепления. См.: История эстетических учений. М., 1981. Т. 1.
  5. Отрицательное отношение к телесной красоте, но высоко оценивали в отличие от восточных дуалистов (манихеи). Телесная красота как отражение высшей, абсолютной красоты на уровне эмпирического бытия.

женский костюм в византии

Конспект работы М.Н. Мерцаловой, возможно, с небольшими моими вставками:

Костюм Византии - переходная ступень от мягких драпированных одежд античного Рима к костюму цилиндрической формы. Например, мозаика «Воин-мученик», XIV в., Константинополь: три одежды из шелка с различными рисунками. Блеск, цветовая гамма, сияние золотых нитей, свободно падающие складки нивелируют формы тела, сосредотачивают внимание на символическом значении костюма. Идея награды в загробной жизни за мучения на земле. Флоренский П.А.: «Парча, по своему духовному значению, особенно древняя парча, затканная рассеянными золотыми нитями, есть материальный образ этого (божественных сил - Т.Б.) проникновения Божественным светом очищенной плоти мира...» // Иконостас. СПб., 1993.С.127. «Золотой свет бытия сверхкачественного, окружив будущие силуэты, проявляет их и дает возможность ничто отвлеченному перейти в ничто конкретное, сделаться потенцией» // Там же. С.138.

Мужской костюм

Штаны, закрывающие ноги полностью, перешли из восточного костюма. Разъемные длинные чулки, привязывались к поясу. Туника с суживающимися к запястью рукавами. Плащ из шерстяных и полушерстяных тканей. Качество ткани и длина определяют социальное положение. Основная масса выше колена, знатные ниже, император - парагадион - почти до земли. Иногда носили пенулу (Рим). Обувь - мягкие сапоги, подвязанные под коленом узким ремешком, башмаки типа закрытых сандалий с ремешками почти до колен.

Парагадион - узкая прямая туника императора, с длинными рукавами, без драпировок. Пояс на бедрах. Боковые разрезы и низ отделаны полосой сплошной цветной вышивки на золотом фоне. Две таких же полоски на нижней части рукава. Пурпуровый палудаментум из тяжелой шелковой ткани. Стемма - невысокий венец разлатой формы. Лорум - длинный широкий шарф из парчи, покрытый вышивкой из драгоценных камней и чеканных золотых пластинок. Ведет происхождение от древнеримского шарфа консулов. Один конец спускали спереди посередине, на уровне груди, отвернув под углом, перекидывали через плечо на спину, там делали петлю, через нее пропускали второй конец, пропускали его наперед, перекидывали через левую руку. Когда лорум становится негнущимся, к его концу пришивают кусок другой шелковой ткани - «форакион». Обувь - пурпуровые чулки из мягкой кожи и сандалии. Или короткие башмаки, вышитые жемчугом и камнями. На приближенных белые плащи с пурпуровым квадратом - «таблионом». Вышивкой украшены плечи и грудь туники. Пурпуровый цвет запрещен остальным слоям.

Изменения в костюме под влиянием Востока, где одежда была запашной или имела застежку: прямая, неширокая, типа персидского кафтана, с узкими длинными рукавами и поясом, венец в форме восточной тиары (изображение императора Алексия Апоковки, миниатюра первой половины XIV в.).

Уже в первые века существования империи - роскошные шелковые ткани, часто украшенные рисунком из разноцветных шелков и металлических нитей. Под влиянием востока одежда с застежками типа персидского кафтана. Скудость светского изобразительного материала.

Женский костюм 

Женская одежда скрывала тело. Длинная, прямого покроя, из плотных тканей. Первые двести лет сохраняются формы римско-эллинистического костюма, с IV-V вв. на смену палле приходит покрывало, все больше прямых одежд из плотных тканей. Распространение далматики в аристократической среде, диагонально обрезанный подол, вышивка драгоценными камнями, в сочетании с мягкой атласной туникой и тонкой вуалью. Феодора (VI в.) - пурпуровая мантия,  широкая кайма понизу с изображениями данников покоренных стран с дарами. Плечи и грудь украшены круглой «диадимой», которая с середины VI в. становится символом царской власти. На приближенных пенулы. Далматика в X в. становится длинной, узкой, из плотной парчи, с длинными, сильно расширенными книзу рукавами. Фигура женщины превращается в цилиндр. В VIII в. складки шелковой туники, заложенные равномерно, укреплены внизу плотной парчовой полосой. Длинное покрывало, закрывающее голову и иногда спускающееся до земли - «мофорий». Прическа из искусственных волос подобна сложному головному убору. Замужние и вдовы должны были покрывать голову. Девушки могли оставлять волосы открытыми и носить короткую верхнюю тунику. Обувь - мягкие башмаки из кожи белого, красного, желтого цветов. У аристократок из шелка и парчи, украшена вышивкой, драгоценными камнями, жемчугом.  Ювелирные украшения многочисленны, особенно известны византийские эмали в сочетании с золотом, филигранью и чеканкой.

03.09.2008

...материя конечна
но не вещь.
Иосиф Бродский