taby27.ru о философии дизайне, имидже, архитектуре  


Образцы и описания красоты в Древней и средневековой Индии

1. «В индийском искусстве нет женского образа, который не был бы связан с древнейшим представлением о богине-матери, богине плодородия, почитание которой идет от времен Мохенджо-Даро» // Тюляев С.И. Искусство Древней Индии. С. 234.
2. Красавица Сита в эпосе «Рамаяна»: «О, как сверкают белые зубы твои, точно листья жасмина! О, как круглы твои бедра, как сочны твои груди! Поверь мне, и небожительницы не имеют столь гибкого стана и гордой осанки!» // Всемирная галерея. СПб., 1994. С. 304.
3. Практика тапаса, самоограничения при неотступном размышлении о предмете своих стремлений. Внутреннее накаливание, разогревание, рдение. Внутреннее единство со всей энергией и красотой бытия.
4. Хараппа, торс мужчины из красного песчаника высотой 9 см. «Формы сильного тела дышат полнокровным здоровьем. Но нигде не подчеркнута мускулатура, не ощущается ни ребер, ни ключиц или лопаток, зато живот сделан заметно выпуклым. Моделируя формы тела искусно сглаженными поверхностями, ваятель стремился выразить внутреннюю жизненную силу человека - прану..., но не крепость его мышц. Этим искусство Индии принципиально отличалось от классического древнегреческого идеала все последующие века» // Тюляев С.И. С. 49.
5. Красота творит чудеса. Брахма приказал создать прекрасную деву, какой еще не было во вселенной. Бог Вишвакарман создал ее из драгоценных камней, выбрав все, что было самого прекрасного в трех мирах. Не было в ее лице и теле ни единой черточки или частицы, которая не приковала бы с неотвратимой силой взор каждого, кто смотрел на нее. Брахма нарек ее Тилоттамой. Когда она стала обходить собрание небожителей, все поворачивали голову вслед, не в силах оставаться бесстрастными. У Шивы с той стороны, где он не мог ее видеть, возникало новое лицо, и он стал четырехликим. У Индры появилась тысяча глаз, потому что он не мог оторвать от нее взгляда. (См.: Темкин Э.Н., Эрман В.Г. Мифы древней Индии. М., 1982. С. 82 - 83). По преданию, в Индии царем выбирали самого красивого человека, а судьба младенца часто зависела от его эстетических достоинств.
6. «...В эпоху хараппской цивилизации (4-2 тыс. до н.э.) богиня-мать, богиня плодородия, имела большее значение, чем мужские божества. ... Позже, в период индуизма, с ними стал связываться принцип шакти - женского источника творческой энергии. Шакти становится неразрывной частью мужского божества, которое, таким образом, становится двуполым или, с иной точки зрения, вообще не имеющем пола» // Тюляев С.И. Там же. С. 318.
7. Асвагоша в период правления династии Гупта пишет: «Смех ее подобен крику лебедя, глаза жалят, как пчелы, а вздымающиеся груди - точно готовые раскрыться бутоны лотоса» // Цит. по: Рандхава М. С. 58.
8. Открытие розового масла приписывают персиянке Нур Джахан, жене индийского правителя Джанхагира, жившего в начале XVII в. легенда гласит, что она пригласила императора на пир, длившийся восемь дней. Она приказала наполнить все водоемы в саду и дворце розовой водой и запретила кому-либо мыть в ней руки. Однажды на рассвете, проверяя, не загрязнилась ли вода, Нур Джахан заметила маслянистую пленку на поверхности. Она захотела определить, что это, и провела рукой по воде. Собранное масло источало приятный запах, которым женщина тут же надушила свою одежду.
9. Седьмой раздел «Аюрведы» (Расаяна) касался разработки стимулирующих средств и вопросов предотвращения старения организма и пользовался особой популярностью. Многие рекомендации почерпнуты из повседневного опыта - употребление молока, родниковой воды, очищенного масла, меда, исключение из пищи соли, ежедневные физические упражнения. Соблюдение нравственных правил, также и врачами. Страбон отмечал, что помимо диеты больше всего ценились «мази и пластыри». Одним из самых полезных растений считалась амла, которое индийцы называли «плодом богов». Дубильные вещества, содержащиеся в плодах желто-зеленого цвета, помогали бороться с воспалениями кожи. Благодаря высокой концентрации свободных аминокислот амла способствует поддержанию упругости и эластичности кожи. Она разглаживает морщины, смягчает, стимулирует процессы регенерации. Уже отсюда можно заметить, что Аюрведа отдает предпочтение факторам комплексного воздействия. Массаж рук косточкой авокадо, когда мякоть питает кожу, а перекатывающаяся косточка разминает суставы, или, например, массаж ногтей с маслом кунжута, сандала и жасмина, подтверждают повсеместность применения этого принципа. Профилактика, согласно Аюрведе, заключается в тренировке духа и тела с помощью йоги и медитации, натуральном питании, гигиене тела, массаже, образе жизни, созвучном природе // публикация в одном журнале.  

 

 

 

 

02.09.2008

...материя конечна
но не вещь.
Иосиф Бродский