taby27.ru о философии дизайне, имидже, архитектуре  


Представления о красоте в Древнем Египте

1. Идеал красоты

Отроковица, подобной которой никогда не видели,
Волосы ее чернее мрака ночи.
Уста ее слаще винограда и фиников.
Ее зубы выравнены лучше, чем зерна

(Монте П. Повседневная жизнь. Египтяне во времена великих фараонов. М., 2000. С. 85).

Среди своих современников и потомков жители Египта, в особенности женщины, славятся красотой. Что бы ни говорили английские историки 2001 года о несимпатичной Клеопатре, общественное мнение и здравый смысл в совокупности с устойчивой репутацией неотразимой покорительницы мужских сердец восторжествуют. Сто пятьдесят сантиметров роста? Но даже для начала ХХ века это неплохой женский рост. Нос с горбинкой? Однако Клеопатра окружена представителями самых разных этносов, у многих из которых именно такая форма носа считается предпочтительной.

2. Эстетическое сознание

Египетская цивилизация, по-видимому, раньше прочих сформировала людей с высокоразвитым чувством красоты, прекрасного (нефер) (История эст. мысли. М., 1985. Т. 1. С. 63). Это понятие включено во многие имена: Нефертари, Нефертити...

3. Задачи косметики

Египтяне первыми сформулировали задачи косметики: «превратить старуху в молодую» - гласит рецепт на стене храма (Вардиман Е. Женщина в древнем мире. С. 239). Это краткое, но весьма требовательное задание может быть развернуто в целую вереницу характеристик, а главное - имеет совершенно иное обоснование, чем первобытная красота, в которой наличие сил и приспособленность к жизни в данных природных условиях в конечном счете объяснят все, даже самые небезопасные процедуры. Желание «превратить старуху в молодую» означает прежде всего высокую оценку молодости и желание запечатлеть ее в вечности.

В Египте были разработаны многие косметические рецептов мазей, красок для лица, благовоний, некоторые из них расшифрованы в настоящее время. В гробницах найдены стеклянные, керамические, алебастровые, нефритовые косметические флаконы, и ларцы для хранения средств по уходу за собой. Не имея медицинской базы, египтяне еще не связывали воедино здоровье и красоту, но уже догадались о безусловной необходимости чистоты и ухоженности для достижения последней. В захоронениях обнаружены горшочки с косметикой, притирания, карандаши для глаз, ручные зеркала, что свидетельствует о стремлении сохранить красоту и в другом мире (Вардиман, 239).

4. Канон

Судя по изображениям и описаниям, представления о красоте связывались со стройной фигурой. Канон предписывал голову и ноги изображать в профиль, плечи в фас, при таком развороте любое тело становится стройнее и изящнее. «Поступь ее благородна, / А стройные бедра/ Словно ведут на ходу спор об ее красоте», - восхваляет красавицу поэт (Лирика Древнего Египта. М., 1965. С. 41). Белая кожа появляется здесь в качестве эстетического критерия впервые, чтобы очень долго, до ХХ века, не сойти с арены красоты. Белая кожа становится наиболее показательным качеством и в социально-иерархическом плане. Египетское государство, как все древние восточные общества, четко делится на касты, профессиональные сообщества, уровни. Идеалом красоты на земле безусловно выступает тот, кто правит ею, - фараон. Его косметика и костюм являются наиболее качественными, у него больше возможностей предотвратить попадание солнечных лучей на лицо, отличаясь от подданных. Остальные подражают образцу по мере сил. Черные пышные волосы, постепенно вытесняемые черными же париками, напоминают нам об архаических связках длины и обилия волос с наличием жизненной энергии и силы их обладателя. Правильные черты лица - четко очерченные брови, удлиненные миндалевидные глаза, слегка припухлые и четко очерченные губы, - по-юношески ярки. Молодость, вечная юность может считаться здесь самостоятельным эстетическим качеством. О жене Рамзеса II, Нефертари, надпись сообщает: „на четвертом десятилетии... грациозная тоненькая фигура в белом парадном одеянии - длинном и пышном платье из тончайшей, заложенной складками материи, с красным поясом, который дважды обвивает ее тонкую талию, в многоярусном золотом ожерелье, роскошном парике, убранном здесь в три пряди, в дивном своем золотом головном уборе с двумя высокими перьями" (Женщина в античном мире. М., 1995. С.35). Известно также празднество хеб-сед в честь вечной молодости и силы фараона, которое совершалось рядом с пирамидой Джосера, как при жизни фараона, так и после его смерти. Продолжительность жизни была невелика. Анализ мумий свидетельствует обычно о продолжительности жизни 35-40 лет (Вардиман, 239), по другим источникам - около 30 лет (Энциклопедия исчезнувших цивилизаций), поэтому писца, видимо, и восхищает, что Нефертари может выглядеть по-юношески молодой и стройной «на четвертом десятилетии».

Особость древнеегипетских представлений о красоте человека связана как бы с отсутствием темы принадлежности к полу, особенно в парадных изображениях. При этом оппозиция мужское - женское пронизывала всю египетскую мифологию, оказывая сильнейшее влияние на культуру. Женщина всегда рассматривалась как дополнительное начало, при доминирующем мужском. Земля-мужчина и склонившаяся над ним женщина - так выглядел космос египтян. Однако красота поднимается над разницей мужского и женского, особенно красота лица. Без головных уборов и платья зачастую трудно догадаться, кто перед нами. Речь идет, скорее, не о стирании черт, а об отборе наиболее выразительных, могущих принадлежать в равной степени и мужчине, и женщине. Две-три детали служат завершению внешности, но без универсальной основы красота не родится.

Другая особенность заключается в статичности и плоскостном характере красоты. Даже когда художник обращает внимание на выразительные округлости женской фигуры, они лишены плоти, наполненности, объема. Парадные изображения, в том числе скульптурные, выглядят как фотоснимок: для впечатления полноты достаточно одного ракурса. Глядя на профильные изображения, вряд ли мы испытаем желание развернуть их, обойти. С тем же успехом можно обогнуть плоский лист бумаги. Современные стилизации «под Египет» демонстрируют устойчивое действие либо самой этой плоскостности, либо устойчивого культурного стереотипа восприятия египетских форм как форм, не имеющих объема. Там, где профессионалы находят осязаемо-телесную модель, результат, как правило, выглядит неудовлетворительно. Даже египетская белизна лишена полутеней, она неподатлива, монолитна.

Попытаемся обобщить. Источник объяснения кроется в признании фараона живым божеством, сошедшим на землю, чтобы управлять страной. Он совершенен и грозен, вызывает страх и восхищение у подданных, в том числе высоких сановников. В качестве божества он не похож на прочих людей, но люди стремятся походить на него.

Божество вечно, значит, фараон не может стареть и в тридцать, и в восемьдесят лет. Вечность признает цветение юной красоты: глаза и губы Тутанхамона-ребенка на скульптурном портрете и зрелого правителя, пересекающего в саркофаге границу мира живых и мира мертвых, неизменно молоды и прекрасны.

Божество отличается от остальных живых существ: если они смуглы, опалены солнцем, то богу не пристало быть смуглокожим.

Бог совершенен и потому его глаза так напоминают своей формой иероглиф Ра, глаз бога Солнца.

Наконец, для бога вечность предпочтительнее земной жизни. Первая всегда имеет на одно измерение меньше второй, в ней нет времени и нет объема. Вечная красота не стремится к телесности.                    

За подобной эстетикой стоят многочисленные практики ухода за телом. Но об этом можно говорить в отдельной статье.

Для заинтересованных: Косметика или уход? Ранние практики изменения тела  

29.08.2008

Тэги: Эстетика, Стиль, Предметный мир, Мода, Имидж



...материя конечна
но не вещь.
Иосиф Бродский