Лариса Шашкина. Археология стиля. 2007. Т. Быстрова
Информация в бегущей строке декабря 2006 г. гласила: «Центральный стадион Екатеринбурга будет закрыт и на его месте построено новое спортивное сооружение, отвечающее международным требованиям». Вспоминая о легкоатлетических соревнованиях, зимних походах на каток и прогулках, горожане вздыхали. С оттенком безнадежности, ведь это не первый случай, когда общественное мнение оказывается выключенным из обсуждения. С некоторым сомнением: кто его знает, наверное, стадион действительно устарел.
За разъяснениями мы обратились к Ларисе Вальтеровне Шашкиной, руководителю архитектурно-проектной мастерской, ведущей работы по реконструкции замечательного и во многом уникального объекта.
Т.Б.: Лариса, расскажите об объеме и направлении работ по Центральному стадиону, ведь это одно из сооружений, с которым жители ассоциируют свой город.
Л.Ш.: Предприятие «Ремонтно-реставрационные работы», как явствует из названия, занимается реставрацией, сохранением архитектурного наследия. В свете процессов глобализации сохранение памятников региональной архитектуры становится особенно актуальным. Стадион хранит зримый отпечаток стилевых форм 1950-х годов, его ткань и структуру необходимо рассматривать как единый целостный ансамбль. К охраняемым элементам относятся, в первую очередь, уникальные конструкции - колонны, арки, на которые глаз горожанина не всегда обращает внимание. Будучи выразительным детищем своего времени, стадион не отвечает требованиям, например, УЕФА - на нем нельзя проводить соревнования. Сегодня это как бы «мертвый» объект. Ведь культурное наследие может жить только тогда, когда оно востребовано. Значит, с одной стороны, нужно сохранить ценностные характеристики стадиона, а с другой - приспособить его под современное использование.
Т.Б.: Что мешает полнокровной жизни стадиона?
Л.Ш. В первую очередь, это состояние самого стадиона. Нужны хорошие, удобные трибуны, внутренние и организационные помещения, современные коммуникации, место для СМИ. Во-вторых, остро стоящая транспортная проблема. Даже если предположить то же количество зрителей, на которое первоначально рассчитано сооружение, - транспорт не справится. Необходима реорганизация транспортной структуры центра Екатеринбурга. Но это особый разговор.
Т.Б.: Вы занимаетесь проблемами реконструкции и реставрации. Какие шаги были сделаны в этом направлении?
Л.Ш.: Первый проект реконструкции разработан О. Куковякиным. Согласно его замыслу, стадион сохраняется как тело, над которым надстраивается огромный объем, нивелирующий стилистику, что, на мой взгляд, неверно с точки зрения сохранения культуры, истории, градостроительного и ансамблевого решения. Второй вариант был представлен директором УралНИИПроект при РАССН Александром Долговым в начале 2006 года. Этот проект сохранял стилистику и конструкции, но предполагал глобальные надстройки. С 2005 г. в работу включился Hansa-строй - финская проектная группа, конструкторы которой занимались реконструкцией Олимпийского стадиона в Хельсинки, а также имеют опыт работы в России. Наше предприятие находится у них на подряде. Финны, имеющие большой опыт, хорошо подошли к сохранению внешнего вида стадиона, но найти меру между тем, что сохранить и что преобразовать, им трудно. Тем не менее, их проект успешно прошел обсуждение на градостроительном совете, а сейчас многое зависит от позиции областного Министерства культуры.
Т.Б.: За вашими оценками проглядывает собственная стратегия, собственное видение судеб уральской архитектуры. Каким путем идете вы, какие методики и технологии используете? Наконец, что послужило причиной возникновения мифа о разрушении Центрального стадиона?
Л.Ш.: Наша деятельность определяется существующей законодательной базой. Но механизм реализации закона еще не работает в полной мере. «Самоволка» 1990-х бумерангом возвращается сегодня. Среда в центре города уничтожена, а ведь существовало множество стилевых «островков» - дома, построенные купцами, эклектика, деревянный модерн, пришедший к нам из Северной Европы, классицизм XIX в. В июне 2006 года Hansa представила решение, предполагавшее снос конструктивной части объекта. Мы провели подробную фотофиксацию, собрали образцы фрагментов лепного декора, по которым можно его восстанавливать. Эта работа послужит накоплению информации о стилевых приемах архитектуры 1950-х гг. в нашем городе, из которой при необходимости можно брать материал. Например, при расширении проемов можно декорировать их аутентичными деталями. Архитектор Владимирский, проектировавший стадион в пятидесятых, одобрил наши шаги.
Т.Б.: Можно сказать, вы возвращаете стадиону его собственное лицо, скрытое ныне за многочисленными вывесками и слоями масляной краски?
Л.Ш.: Да, мы сняли, зафиксировали и изучили все красочные слои, причем в наиболее недоступных местах. Скоро начнем обмеры помещений. Это позволяет избежать диссонансов, возникающих в случае, когда архитекторы нивелируют объект и навязывают свое видение. Мы обнаружили, на чем сэкономили строители, ведь были запроектированы мраморные порталы, дубовые двери, использование бронзы в отделке. Удивительно, но в чем-то именно строители превзошли замысел. Стадион строили пленные немцы, и строили добротно. После обследования бетона и конструкций оказалось, что бетон на 25% крепче, чем было рассчитано по проекту.
Т.Б.: Ваша работа сродни археологии...
Л.Ш.: Чтобы сохранить, надо успевать. Нужно особым зрением чувствовать объект, понять, что и как там было, исследовать до тонкостей. Жаль, что из сферы реконструкции и реставрации уходят специалисты, ведь они обладают разнообразными и редкими знаниями.
Т.Б.: А как вы видите перспективы, ведь реконструированный стадион по-прежнему останется небольшим - город же стремительно растет.
Л.Ш.: Неподалеку от Центрального стадиона, в районе улиц Репина и Металлургов есть место, в направлении которого спортивный комплекс может прирастать. В начале 2006 года был объявлен конкурс фор-эскизов спортивного городка. Стадион был построен на окраине города, на месте бывшего велодрома, так что эта территория традиционно отдана спорту. Реконструкция стадиона позволит проводить на нем соревнования международного уровня, так что его значение только укрепится.
01.01.2007
но не вещь.
Иосиф Бродский