taby27.ru о философии дизайне, имидже, архитектуре  


Ален Шарль. ИДЕОЛОГИЯ УРБАНИЗМА. 2006. Т. Быстрова

Ален Шарль - французский архитектор, в 2006 году входил в состав жюри конкурса Евразийская Премия:

Представляю Вам свои ответы для журнала «ЛеТабуре», будучи несколько расстроен тем, что могу ответить лишь в общих словах, ведь я совсем еще не знаю Екатеринбурга. Я спешу открыть этот красивый город с богатым прошлым, его избами и его деревянными церквями (мне сказали, что они есть на Пермском севере...).

1. Город, образ города, - что он для Вас? Что важнее для вас, как для проектировщиков - создателей городов XXI века: город с высоты птичьего полета, город наших фантазий, город-метафора, город-функция?

Город - это инструмент для работы и развития общества. Образ города отражает качество жизни и человеческие качества разных личностей, творящих в этом пространстве. «Большой город» должен быть текучим в его коммуникациях, с широкими проспектами, для того чтобы люди не чувствовали себя «узниками». Здания тоже должны соотноситься с масштабами человека и быть меньшей высоты, чем деревья.

Выше семи этажей человек тешит себя надеждой технических подвигов, но, к сожалению, он отрезает себя от природы, без которой он - ничто! Город - это, прежде всего, пространство минералов, изгоняющее и выталкивающее растительный мир с тем, чтобы строиться и самоутверждаться. Я считаю, тем не менее, что город остается биологическим организмом, где человек все еще связан с растениями. Никакая градостроительная концепция не может игнорировать или отрицать роль растительного мира, в противном случае люди задохнутся...

2. Известно, что Вы уделяете внимание национальным традициям, этнокультурному контексту. Что, в таком случае, является русским, российским? Какие архитектурные или смысловые символы России или Урала значимы для Вас с точки зрения их архитектурного выражения?

Я всегда жил на берегу моря. И я смог, таким образом, изучить архитектуру частных дачных домов XVIII - XX вв. В XIX веке коллеги, создавшие эти виллы с фасадом на океан, установили очевидное и обязательное отношение с природой, которое позволяет владельцу снять напряжение. Я заинтересовался этим, ведь, начиная с 1960-х годов, после реконструкции и смены фасадов, сама идея виллы представляется не вполне актуальной.

Исходя из сказанного, для меня русской является прежде всего деревянная архитектура. Архитектура, которую человек ценит за возможность быть защищенным и человеческий масштаб, выражаемый в конструктивном решении. В 1897 году Николай II сделал остановку в порту Сэн-Назэр, и две или три избы появились после этого на атлантическом берегу... Мои глаза жаждут деревень и пейзажей Урала, наполненных избами, церквями и домами из дерева!

3. Каково, с Вашей точки зрения, идеальное соотношение технического и экологического начал в современной городской среде? Что может предпринять индустриальный город, например, Екатеринбург, с зонами заводской застройки?

Будущее земли возможно только при использовании экологических энергий: солнечной, ветровой, геотермальной... На фотографиях с воздуха и из космоса на Google и НАСА (NASA) видны большие влажные зоны вокруг Екатеринбурга, которые обладают большим энергетическим потенциалом. Мне кажется, сначала нужно изучить и использовать эти природные виды энергии, которые производят калории без физического риска, и, в особенности, без философской горечи!

4. Какие технические достижения последнего десятилетия Вы считаете наиболее перспективными для применения в архитектурной практике? Что из них профессионал должен обязательно осваивать при получении образования?

Две вещи мне кажутся очень важными в архитектурной практике в этом начале тысячелетия:

1 ) удовлетворять психологические нужды и мировоззрение каждого заказчика по отношению к природе (понятия, слишком быстро забытые экономикой после войны), избегая склеивания и наслаивания людей друг на друга;

2) исследовать и неуклонно развивать, притом в большом масштабе, природные термоизоляционные материалы (овечью шерсть, перья...) и экологические технологии производства энергии, чтобы систематически использовать их во многих проектах, тем более что массовое  производство снижает их стоимость. Производство теплокалорий без токсического выделения или радиационного излучения позволит Матери-Природе лучше дышать. И нам тоже. Это сейчас вопрос выживания, No Joke!

5. Кого из современных российских архитекторов или архитектурных школ Вы могли бы отметить? Какие позитивные тенденции существуют сегодня в российской (уральской) архитектуре? Что кажется Вам неприемлемым?

Вот он, вопрос-ловушка! Как на него ответить при слабом знании большой и красивой страны, которую мне поздновато открывать?

Что недопустимо в глобальном масштабе, - это культура руководителей, ратующих за техническую и технологическую смелость, которая нарушает  природные циклы  и подводит будущие поколения к проблеме  пока что неразрешимой: понижения температуры. Я недавно слушал лекцию по планетарному охлаждению, и кривые температурных диаграмм вызывали появление мурашек на спине. Ужасно, что для того, чтобы немедленно обеспечить так называемое благоденствие и под предлогом развития, приносят в жертву и природные запасы, и природные ландшафты, и, как следствие, - наших детей и внуков.

Да, нужно развиваться, и это должен сделать город. Но, полагаю, нужно сделать это так: подумать о технике, которая позволит человеку процветать, может быть, менее быстро, чем другая техника, но с которой наши потомки не будут страдать. Я испытаю большое почтение к тому русскому собрату, который думает таким же образом, и я очень хочу его встретить вскоре во время этого конкурса.

01.01.1970

...материя конечна
но не вещь.
Иосиф Бродский