taby27.ru о философии дизайне, имидже, архитектуре  


Лариса и Олег Селянины. Интервью, 2006. Т. Быстрова

Тема номера была связана с мужчиной и женщиной, как всегда в феврале-марте. Поэтому выбор пал на Ларису и Олега Селяниных.

Вообще-то, их не двое, а четверо, потому что помимо именитых родителей есть дети, идущие по их профессиональным стопам: Анна – дизайнер, чьих коллекций всегда ждут в «Модном доме Ларисы Селяниной», Илья – архитектор в «Мастерской архитектора Селянина». О молодом поколении речь, видимо, пойдет в следующий раз. А пока мы беседуем в хорошо известном в Екатеринбурге салоне на улице Попова, 15. Предновогодняя неделя, бесконечная череда покупательниц, приподнятое настроение. Впрочем, я не помню ни одного бесцветного или скучного разговора с главной героиней этого интервью.

Т.Б.: Уважаемая Лариса Алексеевна. Вас можно отнести к числу дизайнеров, смело преодолевающих довольно жесткие внутрикорпоративные границы, сложившиеся в сегодняшнем дизайне: от пульта непрерывной разливки стали в качестве диплома архитектурного института до проектирования модных actions, и это не считая успешной карьеры в дизайне одежды. Что это, с вашей точки зрения, требование времени?

Л.С.: Проблема границ всегда была актуальной для представителей любой творческой профессии, она волнует нас и сегодня. Дело не в узкой специализации, а в принадлежности к цеху, к профессии. У меня нежелание замечать границы касается собственно дизайна. Остальное – это всего лишь соблюдение определенных правил игры той корпоративной ниши, в которой мы находимся. Это нормально и естественно – быть толерантным, не мешать друг другу. Дружить. Существует корпоративная солидарность, благодаря которой нам удается вести общую экономическую политику, как в вопросах оплаты труда, так и по рынкам сбыта. Нельзя не обращать внимания на существующую конкуренцию. Мы зависимы от обстоятельств и партнеров по бизнесу. И мы выигрываем за счет постоянного творческого поиска, а также наличия гибких алгоритмов работы. То есть все лучшее происходит не за счет войны, а благодаря прогрессу. Поэтому когда появились предприятия, имитирующие нашу продукцию, это выглядит смехотворно: в их вещах нет энергии нашего Модного дома, выверенных пропорций, нет стиля.

Т.Б.: Специализация и синтез – две стороны единого творческого процесса?

Л.С.: Да, конечно, движение происходит и вглубь, и вширь. Важно двигаться, развиваться. Как, например, это происходит при взаимодействии молодежной моды с традициями прошлого. Говоря словами Оскара Нимейера, который был выдающимся архитектурным конструктором, «чем более конструкция статически неопределенна, тем более устойчива». Ее сложно рассчитывать, но она будет долго жить. Поэтому я считаю, что не стоит питать предубеждения против технологических, социологических, маркетинговых исследований, мотивируя тем, что они усложняют жизнь предпринимателя или простого человека. Чем их больше, тем долговечнее бизнес. Карточный домик рушится от легкого дуновения. Созданная нами система будет жить долго, если не всегда.

О.С.: Могу добавить, что сегодня многое в архитектурной специализации зависит от заказчика. Когда архитектор занимается проектированием внешнего облика здания для заказчика, которому нужны удобные пустые помещения, потому что еще не известно, кто в них будет сидеть, его главная задача – вписать дом в существующую застройку. При создании «мелкой» архитектуры, конечно, приходится делать все.

Другое дело – дизайнер. Он – художник, шоумен в условиях меняющейся моды. Он может себе позволить быть гибким, потому что ориентируется только на вкусы и потребности заказчика. (В скобках заметим, что архитектор зависит от властей, коммуникаций, освещения, пожарников, санэпидемнадзора и множества других факторов). Я – архитектор и не люблю шоу. Считаю, что если построил здание, другие посмотрят и оценят его через много лет. Сегодня в архитектурно-проектное задание вписано требование размещать на стене таблички с именами авторов проекта, и это ко многому обязывает.

Архитектура должна стараться быть нестареющей как можно дольше. Дизайн отвечает на потребности динамичного времени.

Т.Б.: Вы – жена архитектора, руководителя архитектурной мастерской. Что вы традиционно делаете вместе, а что – по отдельности?

Л.С.: Вместе планируем бизнес, вместе делим успех, а реализуемся по отдельности, каждый в той сфере, где понимает больше и лучше.

О.С.: Мы вместе отдыхаем. Отдельно я готовлю на кухне. Отдельно воспитываем детей.

Л.С.: Убеждена, что мальчика должен воспитывать мужчина.

Т.Б.: Что, с вашей точки зрения, лучше удается в творчестве женщине, а что – мужчине? Признаете ли вы разделение на мужские и женские виды деятельности, например, архитектуру и дизайн?

Л.С.: Мужчине лучше удаются глобальные, ответственные, долговечные проекты. По-моему, архитектура – это мужское занятие. Дизайн, интерьер, даже промышленный, - это уют, другой масштаб, внутреннее непосредственное общение, соприкосновение с деталями. Рядом с дизайном находится женщина.

О.С.: Не сочтите меня архаичным, но архитектура и женщина – вещи несовместимые. Я имею в виду архитектурно-строительную практику, связанную с огромными материальными затратами и большой ответственностью. Кому захочется, чтобы его подругу или жену посадили, если не справилась?.. К тому же следует принять во внимание общение со строителями, требующее упертости и смелости, умения кропотливо отстаивать свою позицию. Женщине там не место в том смысле, что ее нужно беречь.

В творческом плане все равны. Есть, к примеру, бумажная архитектура, где женщины порой работают лучше мужчин. Есть фитодизайн, ландшафтный дизайн, строительное проектирование, там объемы позволяют исправить свои ошибки вовремя. Разница заключается в том, что мужчина – знает. В этом его сила и его ограниченность. Когда женщина рисует, обычно не знаешь, как это сделать. Зато красиво…

В момент становления нашего бизнеса мы вместе просчитали всю экономическую часть, и я писал бизнес-планы. Теперь, когда весь процесс налажен, Лариса может заниматься внедрением идей – это ее дело.

Т.Б.: Время феминизма истекло, оставив в качестве вывода тезис о разнице устройства мужчины и женщины, их восприятии мира, их способностях. В этой связи: что важнее для женщины-дизайнера – технология или вдохновение, расчет или интуиция? А для мужчины?

Л.С.: Не вижу различий. У бизнеса нет пола, и это выглядит довольно смешно, когда женщины-бизнесмены собираются отдельно, проводят собственные форумы. Если ты в бизнесе – ты бесполый. Здесь вдохновение и расчет существуют в единстве.

О.С.: Очень важно умение вести переговоры с себе подобными. Когда женщина беседует с женщиной, начинаются поблажки, уступки, а это не всегда допустимо.

Т.Б.: Зависит ли творческий почерк кутюрье от того, мужчина он или женщина. Можно ли определить «на вскидку» автора той или иной коллекции?

Л.С.: Нет, определить нельзя, ведь любой художник – также беспол. Дизайнер состоялся и может считаться гармоничным тогда, когда в нем в равной степени присутствуют мужская и женская энергия – Ян и Инь. Если в художнике видно присутствие только одного из них, то он хром и нуждается в «костыле»: световых эффектах, дополнительных шоу-приемах.

Т.Б.: Оставим в стороне глобальный вопрос о делении городов на мужские и женские – Венеция, Толедо. Посмотрим более локально. Одной из первых в нашем городе вы поняли необходимость формирования женского пространства. Ваши салоны не просто представляют продукцию, но дают возможность женщине перевести дух и обрести себя. Каковы законы женского мира, женского пространства? Есть ли у него будущее?

Л.С.: Скучно, когда есть отдельно женское пространство, если в нем нет мужчин. Я его формирую так, чтобы мужчина непременно присутствовал в мыслях, речах – и в реальности.

Например, сейчас мы делаем новый салон, новый интерьер на Вайнера, 19. Он задуман как многофункциональное пространство, но что это за функции? Вот зеркало, здесь будет переодеваться женщина. Напротив – диван, естественно, для мужчин, - не розовый и не в цветочек. Поэтому он стоит в центре, как сам мужчина привык себя чувствовать. И девушка-менеджер будет проходить мимо, чтобы было кого проводить глазами… Еще нужен телевизор. Только тогда женщина может купить платье. Мужчину обязательно нужно расслабить и чем-то занять, иначе он начинает говорить, что ему пора ехать и вообще – пора. Так диван становится местом, способствующим «освобождению» кошелька.

Человеку очень важно его индивидуальное пространство, учитывающее привычки, образ жизни. В своей новой квартире я спроектировала ванную и кухню, именно для себя. Готовя на кухне, можно успевать общаться с близкими, ведь времени для нахождения рядом у нас немного. Значит, всякая стена, оказывается лишней. Кухня перетекает в столовую, гостиную, и это удобно. Ванная комната получилась очень функциональной. Я живу на большой скорости, поэтому просчитала, что и как расставить. Отказалась от шкафчиков и ящичков, которые только затрудняют движение. Квартира – это машина для пользования, и это я поняла только сейчас, когда есть средства и возможности для реализации своих замыслов. Раньше приходилось приспосабливаться.

Наконец, сегодня как никогда остро стоит проблема создания пространства для общения людей, ведь городская среда разделяет нас, делает автономными. Необходимы клубы, вовсе не обязательно мужские или дамские, а клубы для людей с общими интересами, теми, кто близок по духу. Лично я хожу в клуб «Гордон», где собираются любители джаза и можно попеть-потанцевать, посещаю фитнесс-клуб, бильярдный и боулинговый клубы, и все это с людьми, чем-то похожими на нас, одного достатка и уровня. Жаль тратить время на неинтересное и на то, что завязло в зубах.

03.02.2006

...материя конечна
но не вещь.
Иосиф Бродский