taby27.ru о философии дизайне, имидже, архитектуре  

. .

Владимир Пирожков. DESIGN КАК "ФАНТАСТИЧЕСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ". 2006. Т. Быстрова

Известный дизайнер Владимир Пирожков присутствовал на закрытии выставки «Автомания» в УралГАХА и работал в новом салоне «Тойота» в Екатеринбурге. Тенденции развития дизайна и особенности проектирования на современном этапе с ним обсуждала Т. Быстрова.

Т.Б.: Владимир, в рекламе, в культуре в целом сегодня происходит стирание граней между живым и неживым: ребенок может считать дерево неодушевленным предметом, а в роботе видеть друга. Как вы прокомментируете этот процесс? Какое место в нем занимают автодизайн и его продукция?

В.П.: Американские футурологи прогнозируют на пятьдесят лет вперед, куда пойдет этот процесс. Сегодня его называют skin deeper - «глубже в кожу». Жизнь становится все более виртуальной и кто-то уже не терпит прикосновения к себе. Но людям необходимы тактильные ощущения, а в последние пять-десять лет возникло состояние их отсутствия. Подсознательно мы тянемся к чувственным переживаниям, тяготеем к ним. Мы начали работать с материалами, дающими ощущения прикосновения к женской руке, или с вкраплениями веществ, создающими радостное настроение. Эти материалы приятны на ощупь до такой степени, что их хочется трогать.

Т.Б.: Не появляется ли здесь другая зависимость?

В.П.: Всегда можно и нужно посчитать опции, не имитируя до конца. Велюр в интерьере автомобиля воспринимается лучше, чем кожа, холодная зимой и душноватая летом, - будем работать с ним. Мы все больше изолируем себя от мира: дом - автомобиль - магазин, отпадающий по мере развития Интернет-магазинов. Изоляция приводит в появлению феномена Fantasy-adventure. Мы придумываем себе собственную историю: сами выбираем маршрут, едем в путешествие, изучаем что-то. Но времени стало мало, поэтому даже на путешествие его почти нет. Человек почти не отдыхает, отсюда тема «быстрого и частого веселья»: поездка в Екатеринбург, встреча, работа в салоне Toyota, клуб до пяти утра, и все за один день. Мы называем отдыхом то, что по сути является очень интенсивной работой. Значит, дизайнер должен делать продукт, который расслабляет. Или напрягает. Или помогает выбирать. Задача: сделать дизайн, который как можно больше приспособлен к человеку, быть может, почти незаметный, воспринятый как нечто само собой разумеющееся.

Т.Б.: Тогда можно говорить о качественно новых вещах, которых не было прежде?

В.П.: Да. Мы не хотим говорить «механизм». Это элемент вашего бытия, со своей индивидуальностью и характером.

Т.Б.: Поскольку в автодизайне существуют жесткие экономические и технологические привязки, он - как и дизайн спорта, и дизайн экстрима, - является лидером. Здесь находят то, что позже широко используют другие специалисты. Где и в чем автодизайн «задает тон»?

В.П.: Таких примеров множество. Мы используем ткани, разные виды стекол, блестящих или, наоборот, без блеска, которые могут стать частью интерьерного решения или одежды. Например, я работал над моделью лыжных ботинок для одной швейцарской фирмы: титановая конструкция, карбоновое покрытие. Прочно и красиво. Но сотрудничество идет и в обратном направлении.

Т.Б.: Это значит, что жесткие рамки специализации далеко не всегда себя оправдывают?

В.П.: Дизайн везде, границы надуманны. Есть масса новых разработок и технологий, например, лазерных, которые может применять каждый дизайнер. Широта горизонта очень важна, в том числе и во время учебы.

Т.Б.: Каково ваше представление об идеальном пользователе? Как выглядит тот, кому адресован дизайн?

В.П.: Создавать проект под человека - прошедший этап. Когда мы делали автомобиль под человека, его покупали не те, на кого мы рассчитывали, а те, кто хотел быть на него похожим. Сегодня вопрос ставится шире: идеальный пользователь как таковой. То есть, не наш или чей-то пользователь, а всех. В таком подходе, безусловно, больше психологии. Маркетинговые инструменты продолжают использоваться, но только для анализа.

Т.Б.: Это ведь уже не работа с образом или ассоциацией?

В.П.: Безусловно. Стекло для всех - хрупко, а дерево - прочно. Зеленый и коричневый успокаивают, в них надежность. Элемент земли, простой земли в интерьере на всех подействует примерно одинаково, просто потому что они люди и у них есть генетическая память. Сегодня Toyota создает из переработанных автомобилей материал, который очень похож на дерево, а на стекло мы наносим определенные текстуры, чтобы оно не воспринималось как опасный предмет. Ну и для того, чтобы выделяться - естественно.

Т.Б.: Чем измерять уровень современного дизайна? Дают ли выставки, в частности, международные, представление о реальных достижениях? Ваше отношение как специалиста к выставкам-дипломам-премиям.

В.П.: Одного знают все, другого - все профессионалы. При этом первый делает работу раз в десять меньше и ответственнее, чем второй. Все зависит от разницы задач. Для одного выставки и PR - часть брэнд-имиджа, и это люди, которые хотят быть известными. Среди профессионалов распространяется самая интересная и ценная информация, притом зачастую без всяких усилий с их стороны. Возможно, нет смысла делать огромную работу по раскрутке и продвижению - люди сами оценят и назовут.

01.03.2006

...материя конечна
но не вещь.
Иосиф Бродский