taby27.ru о философии дизайне, имидже, архитектуре  


Петер Цек, президент ИКСИД. 2006. Интервью о дизайне. Т. Быстрова

Интервью с Петером Цеком оказалось заочным: я написала вопросы и перевела на немецкий. В ответах тоже чувствовалось использование готовых конструкций. Может быть, мне ответил кто-то другой?

Т.Б.: Г-н Цек, как председатель ИКСИД вы возглавляете сегодня мировое сообщество дизайнеров. Какой эпитет представляется для вас наиболее значимым для характеристики продуктов дизайна: современный дизайн, функциональный дизайн, индивидуальный дизайн, модный, технологичный и т.д.?

П. Ц.: Существовало и существует множество попыток определить хороший дизайн, вывести устойчивые правила и критерии, с помощью которых можно оценить этот дизайн. В конечном счете о хорошем дизайне говорит его успешность. Речь идет о том, чтобы дать утвердиться реальности. Реальность, в которой все это происходит, в случае с дизайном делится на четыре этапа, проявляющихся в разное время в различных плоскостях. Я определяю это как «четыре грани прекрасного в дизайне»:

  • Красота функции.
  • Красота подачи («красота соблазна»).
  • Красота использования.
  • Красота ответственности.

Когда мы говорим о красоте функции, речь идет о проектировании форм сообразно целям. На этом, начальном, этапе дизайнер и изготовитель ставят вопрос об определенной цели вещи; о том, как она реализуется в форме, цвете и материале. Красота функции. Красота подачи («красота соблазна»). Красота использования. Красота ответственности. Когда мы говорим о красоте функции, речь идет о проектировании форм сообразно целям. На этом, начальном, этапе дизайнер и изготовитель ставят вопрос об определенной цели вещи; о том, как она реализуется в форме, цвете и материале. Отсюда следует не только соответствие формы функции, которая определяема чисто технически, согласно правилам, но и, прежде всего, о потребительских ожиданиях человека. К формальным аспектам дизайна следует добавить красоту предложения – свойство или элемент, ориентированные в первую очередь не на нужду или пользу предмета, но на соблазнение и получение удовольствия. Здесь соблазн нужно понимать в хорошем смысле, как любовь к продукту, а не как поверхностную манипуляцию потребителем посредством рекламы и маркетинговых действий. Такой аспект, как красота пользования, на первый взгляд может показаться тесно связанным с первыми двумя, но я имею в виду немного другое: есть вещи, способные беспримерно функционировать, но они плохи в использовании. Это может относиться к хай-течной аппаратуре или устройствам, которые всё могут, но которые мы не в состоянии обслуживать. Чем легче это делать – пользоваться, обслуживать, - тем удобнее это для пользователя. Наконец, можно говорить и об ответственности за эстетику продукта и ее возрастающее значение для последующего рыночного успеха. Здесь прежде всего имеется в виду экологическая ответственность. Вот, на мой взгляд, приоритеты, создающие дизайн.

Т.Б.: Какую роль играют конкурсы дизайнеров? Действительно ли они необходимы в условиях рынка, когда, казалось бы, покупатель выбирает сам?  

П. Ц.: Я думаю, что знак с красной точкой влияет на потребительские предпочтения. Конечно, не на ту их часть, которая касается «как», но – очень сильно – на «что». Сегодня рынки во многих областях насыщены, а их продукция настолько ушла вперед, что, глядя на внешнюю форму изделий, невозможно сориентироваться в их различиях. Потребителю необходима помощь в ориентации. Обозначение продукта знаком дизайнерского качества как раз и может дать такую помощь, потому что именно здесь эксперты чаще всего колеблются, полагая, что внешний вид не соответствует общему высокому уровню. Мы «экзаменуем» предметы по таким дизайнерским характеристикам, как функциональность, эргономика или срок службы – аспекты, по поводу которых довольно трудно принять решение, исходя из внешнего вида продукта.

Т.Б.: В конкурсе «Red dot» участники отбираются по трем номинациям - Product Design, Communication Design, Design Concept. Чем продиктован выбор именно этих направлений, ведь к участию допускаются только продукты, уже представленные на рынке? Мы задаем этот вопрос, имея в виду прежде всего российский дизайн, чьи условия существования далеко не всегда предполагают промышленную реализацию проекта, в том числе из-за отсутствия производственных мощностей.

П. Ц.: В номинациях мы исходим из того, что изделия уже запущены в промышленное производство. Это позволяет разместить их под общим грифом «дизайн товара». Помимо коммуникативного дизайна у нас существует категория „red dot: junior award“ – это студенческие проекты, как готовые работы, так и концепты, а также нереализованные проекты молодых дизайнеров. Наконец, «red dot award: design concepts» – номинация для не производимых и нереализованных продуктов и концептов. Этот конкурс, судя по вашей информации, был бы особенно интересен русским дизайнерам, которые (пока) порой не имеют возможностей реализовать свои проекты и концепты.

Т.Б.: Что дает дизайнеру победа в конкурсе?

П. Ц.: Для дизайнера это обосновывает само участие в конкурсе, ведь после нее он может успешнее позиционировать себя перед своими работодателями. Это во многом предопределяет успех при дальнейшем «появлении на сцене», а также повышает веру в себя и развивает способность быть убедительным. В числе прочего можно говорить о появлении веры в себя и убежденности, ведь по предложенным эскизам принимаются решения. Награждение дизайнера какой-либо премией является прекрасным средством объявить об его успехах. Оно влияет и на продажи, поскольку свидетельствует о высоком качестве дизайна. А как раз это чрезвычайно важно для дизайнера. Конечно, потребительский успех товара не является заслугой одного дизайнера, здесь играют роль и такие факторы, как реклама, маркетинг, известность производителя и т.д.

Т.Б.: Требуется ли продукту дизайна особая атмосфера для презентации или он все совершает сам?

П. Ц.: В принципе хороший продукт можно представлять везде, но, конечно, гораздо лучше делать это в специально отведенном пространстве.

Т.Б.: В музее дизайна в Эссене сегодня находится более тысячи экспонатов. Можно ли ставить на одну доску новые изделия и раритеты? Как вы видите будущее этого музея?

П. Ц.: Мы выставляем в музее дизайна red dot только продукты, отмеченные Премией red dot – своеобразное шоу современной продукции. Здесь же проходят специализированные выставки по отдельным тематическим областям. То есть мы не являемся музеем в классическом смысле, предполагающем собрание выдающихся экспонатов. Хотя мы и не против такого рода музеев. Стоит вспомнить Музей современного искусства в Нью-Йорке или Новое собрание в Мюнхенской пинакотеке, чтобы понять, что это возможно.

Т.Б.: Есть ли у вас конкретные планы в отношении России, интересна ли сегодня Россия с точки зрения каких-либо проектов?

П. Ц.: На этот вопрос я не могу Вам ответить в полной мере. До сих пор мы всего однажды были в России, принимали там участие в дизайнерской ярмарке. Это был великолепный опыт, подтвердивший наличие большого потенциала. В любом случае Россия – интересный и развивающийся рынок, имеющий много молодых творческих сил.

01.07.2006

...материя конечна
но не вещь.
Иосиф Бродский