Юрий Назаров, Президент Союза дизайнеров России ПРОСТРАНСТВО ДИЗАЙНА. 2005. Т. Быстрова
Т.Б.: Юрий Владимирович, что вы можете сказать о положении дел в современном дизайне?
Ю. Назаров: Этот год отмечен множеством дат. Исполняется 16 лет Союзу дизайнеров России. В ноябре в Ростове-на-Дону пройдет V фестиваль дизайна. Наконец, исполняется 50 лет ИКСИД - ICSID, International Council of Societies of Industrial Design, - Международному совету организаций индустриального дизайна, - самому авторитетному дизайнерскому союзу. Празднование будет происходить в Сан-Франциско. Может показаться, что я говорю всего лишь об официальных мероприятиях, но они лишь подтверждают генезис проектной культуры, растущий интерес к ней.
Дизайн городской среды. Фото: Е. Трубиной
Т.Б.: Какова роль дизайна в городской среде российских мегаполисов?
Ю. Назаров: Прежде необходимо более четко обозначить сами проблемы крупных городов, решать которые будет в том числе и дизайн. Это, во-первых, состояние коммуникаций. Развитие инфраструктуры городов невозможно без замены систем коммуникации. Во-вторых, наличие массового панельного жилья, приведшее к разрушению самобытности, уникальности наших городов. Монотонность застройки может преодолеваться только художественной выразительностью. Наконец, проблемой является и заурбанизованность городских поселений. Отрыв от природных ландшафтов продолжается, ведь 70% населения России живет в городских агломерациях.
Т.Б.: А что делают дизайнеры и их менеджеры?
Ю. Назаров: Например, в начале сентября 2007 года в Москве прошел Первый конгресс профессионалов ландшафтной индустрии, организованный Гильдией профессионалов ландшафтной индустрии и Союзом дизайнеров России при поддержке Правительства Москвы и Министерства экономического развития и торговли РФ. В его работе приняли участие представители более 30 регионов России, зарубежные гости, а также вице-президент Европейской ассоциации ландшафтной индустрии (ELCA). Тема Конгресса - "Ландшафтная индустрия и сервис - новое качество жизни в городской среде" - оказалась актуальной, независимо от того, представляли участники крупные города, поселки городского типа или же целые регионы. Думаю, что сегодня ландшафтный дизайн - панацея от бед больших городов. Он решает в том числе и духовные проблемы.
Т.Б.: Для творчества необходима и соответствующая правовая база?
Ю. Назаров: В цивилизованных государствах она уже складывается. Например, государства-члены Евросоюза приняли норматив по зеленым насаждениям, в обязательном порядке высаживаемым рядом с автомагистралями. Нет зелени, и дорога не может эксплуатироваться.
Т.Б.: Когда дизайнер формируется самим городом, это тоже накладывает отпечаток на его мышление. Давайте посмотрим на дизайнера как носителя городского сознания.
Ю. Назаров: Города XX века, в которых росли дизайнеры века XXI-го, во многом сформированы под влиянием позитивистской концепции, с ее опорой на естественные науки и техницистское мышление. Этот позитивизм и необходимо преодолевать, как в пространстве города, так и в собственном творчестве.
Еще один интересный момент. К примеру, средневековый город дает картину пространственной непрерывности. Сегодня любой человек переживает пространство дискретно, прежде всего, благодаря развитию транспорта. И там, где прежде гармонию и ансамблевость создавала архитектура, сегодня работает дизайнер. Он создает систему дискретных дизайн-пространств, как обозначил их мой коллега Сергей Михайлов.
Т.Б.: Обозначьте наиболее актуальные направления деятельности дизайнера по гармонизации городской среды.
Ю. Назаров: В числе первых можно назвать преодоление отчуждения пространства города - двора, улицы, дома. Далее, компенсация высокого уровня рабочей активности горожан, - преодоление стрессов посредством дизайна.
Т.Б.: Это придает дизайну острую социальную направленность...
Ю. Назаров: Безусловно. Основной вектор - гуманизация городской среды, гуманизация жизни. Но стоит опасаться этих высоких слов или иронизировать над ними. Все может происходить, так сказать, гомеопатически. Возвращению психологического комфорта способствуют такие приемы, как перетекание экстерьера в интерьер, внедрение декоративных элементов. Та же техника - эскалаторы или солнцезащитные устройства, «умные вещи», реагирующие на наше поведение, - могут «работать» на позитивное состояние человека.
Т.Б.: Меняется хронотоп города. А что остается неизменным?
Ю. Назаров: Конечно, в первую очередь, какие-то константы жизни, например, биологическое время. В супермаркетах или метро можно утратить чувство времени, оно как бы застывает, исчезает. Значит, нужны музыка или освещение. И то, по каким правилам все организуется, решает именно дизайнер.
Кроме того, каждый элемент городской среды имеет глубинное символическое, сакральное значение. Граница или вход, арка или спуск под землю, - их символический смысл и переживание тоже необходимо учитывать.
Т.Б.: Набор информации о человеке, с одной стороны, и возможностях удовлетворения его потребностей, с другой, выглядит внушительно.
Ю. Назаров: Рэм Кулхаас вводит термин «манхеттизм», притом в положительном значении, имея в виду, что скученность городской массы активизирует жизнь людей, рождает неожиданные феномены. Мы, в том числе и сами горожане, во многом еще не представляем этот потенциал. Но именно он позволяет привлекать к творчеству потребителей дизайна, например, при обустройстве дворовых территорий.
Т.Б.: Итак, благодаря дизайну город предстает совершенно по-новому?
Ю. Назаров: Сегодня можно говорить об интерьере города как феномене культуры XX века. Его образует не только «безбарьерная» архитектура или возрастающая информативность среды, но и свет, цвет, тактильные ощущения, формирующие эстетику и пластику города.
Т.Б.: Спасибо.
11.10.2007
но не вещь.
Иосиф Бродский