taby27.ru о философии дизайне, имидже, архитектуре  


Земляная архитектура: факты и возможности

«Мы, конечно, должны остерегаться научной наивности, которая заставляет рассматривать эту неточность объекта или концепции как «дефект», как неправильность». Жак Деррида

 

Сколько бы ни существовало неординарных, умопомрачительных, замечательных и даже просто продуктивных идей у дизайнеров и архитекторов, вопрос их реализации часто остается открытым. Не зря говорят, что придумать экологическое жилье гораздо легче, чем найти для него покупателя. Можно предугадать все опасения и требования заказчика, сразу заложить их в проект, письменно подтвердить его сравнительно невысокую стоимость, заручиться поддержкой общественности и властей, - и все-таки остаться невостребованным. Вечная проблема того, было ли вначале слово, распространяется и на сферу творчества.

Сказанное напоминает спор между Платоном, ищущим подлинности в мире идей, и Аристотелем, предлагающим увидеть в каждой существующей форме ее скрытый потенциал. Не наверху и не в стороне от реальной жизни, а в ней самой. «Природа движет себя сама, - говорит Аристотель, - Там, где ей не хватает собственных сил для осуществления, за дело берется художник. Его задача - следовать за природой. Подражать ей».

Поэтому идеальным вариантом деятельности архитектора или дизайнера , видимо, будет тот, который приведет к совпадению концептуальных поисков с тенденциями, так сказать, народного творчества. И наоборот. Это свидетельствует о совпадении интересов, хорошем чутье и верности избранного пути.

Несколько лет назад в Забайкалье жил Александр Васильевич Коломеец, физик по образованию, который решил построить дом из земли и всего, что хаотично валяется на ней на бескрайних отечественных просторах. Он возводил каркас из проволоки, помещал внутрь камни, обмазывал землей. Здесь плоскость рождает саму себя, а дверь отчего-то размещается на уровне второго этажа. Дом выглядит, как чудо, как каравай, только что вынутый из печки. Первая реакция тех, кто видит снимки, - удивление, улыбка. Наивная архитектура? Примитивисты? Если подумать, удивляться особо нечему, ведь земля на протяжении тысячелетий была основным строительным материалом в самых разных регионах и культурах, от Югры до Самарканда, от Египта до Англии. Самые значимые объекты - вавилонские зиккураты, Великая китайская стена, испанская Альгамбра, - сделаны из земли, и сделаны надолго. «Некоторые известные английские архитекторы начинают признавать, что земля обладает огромным потенциалом и что современная строительная индустрия, сделавшая эту технологию устаревшей, могла бы попытаться пересмотреть свои догмы в свете необходимости создания строительных систем, отвечающих принципам устойчивого развития», - пишет британский архитектор Л. Уотсон. А технология Александра Коломейца воспроизводится в постройках архитектора Бханвара Джата и группы «босоногих архитекторов», создающих медпункт в индийской глубинке. Оказывается, она связана еще и со стремлением к независимости, желанием опоры на собственные силы и сохранением жизненных устоев, позволявших человеку жить в гармонии с миром.

Сегодня «вдруг» выясняется, что земля - один из самых дешевых и, безусловно, доступных строительных материалов, поскольку владельцу она достается в момент покупки участка. Земля не нуждается в транспортировке, а это сокращает время и стоимость строительства. Она технологична и экологична, хорошо сберегает тепло, не уступая в этом кирпичу. Принимает разнообразные формы. Она может жить и после завершения постройки, пусть даже выполненной из другого сырья. Например, на крыше. Мы уже рассказывали об идеях Фридрихсрайха Хундертвассера, провозгласившего в семидесятых годах прошлого века тезис о невозможности «умерщвления» земли в ходе строительства (ЛеТабуре, декабрь-январь 2004). «Сколько вынули, столько и сохраним», - подтверждает дизайнер из Екатеринбурга Николай Моргунов. Его проект «Сад на крыше» уже заинтересовал многих, от кардиохирурга Яна Габинского, чьей клинике необходимо экологичное, наполненное жизнью пространство для реабилитации больных, до преподавателей кафедры физической культуры Уральской архитектурно-художественной академии, решивших устроить зеленую зону на крыше спортзала в самом центре города. Глядя на гостиницу, спроектированную Дж. Бава, архитектором из Шри-Ланки, можно засомневаться в реальности замысла: одно дело в стране, где все само растет даже из стен дома, другое - у нас. Свою идею Николай Моргунов «обкатал» в процессе создания небольшого уютного садика на крыше стандартного девятиэтажного дома. Здесь ценны не только деревья и травы, сумевшие прижиться на уральских ветрах, но и ощущение свободы, полета и простора, которое создается у посетителя или гостя. Предельная простота материалов и приспособлений не снижают выразительности сада, как бы поддразнивая доступностью создания: все осуществимо, все реально. Обогащается не только каждый отдельный владелец, но и город в целом. Каждое здание приобретает неповторимый облик, утраченные дворовые территории, не выдержавшие нашествия машин, перемещаются чуть выше, возвращая людям возможность общения с природой и друг с другом.

Неповторимость места становится лейтмотивом современного ландшафтного дизайна и архитектуры. Но... слишком много правил и предписаний, слишком много «но». Тем, кто усвоил академические азы, естественность дается с трудом. Там, где дизайнер прислушивается к духу земли, это приносит неожиданные плоды, вполне сопоставимые в своей яркости и с работами маститых мэтров постмодернизма, и с великолепными образцами народного искусства. В двадцати километрах от границы с Абхазией, в стороне от федеральной трассы, путника ждет удивительная заправка: летающая тарелка среди домиков, заросших тропическим кустарником. Восемнадцать хайтечных светильников добавляют ирреальности пейзажу. Кому они светят, так далеко от больших дорог?.. Когда-нибудь неудержимая растительность поглотит все, но пока... Пока рождается интрига. Рядом с озером Зюраткуль, знаменитым как тем, что расположено выше других озер европейской части России, так и многочисленными легендами, связанными с его названием - Сердце-озеро, расположились фигуры странников, деревянных Дон-Кихота и Санчо. Овечки бродят по берегу. Луковка деревянного купола отражается в луже. В холодной уральской воде стоит у причала бригантина с таинственной латиницей на борту «Zuratkul». Смешно? Может быть. Лавируя рядом с китчем, люди ищут и находят все то же - единственность места. Единственность решения. Связь с землей.

 

17.11.2004

...материя конечна
но не вещь.
Иосиф Бродский