taby27.ru о философии дизайне, имидже, архитектуре  


Не впадая в банальности?

После Энди Уорхола людям эстетических профессий, от архитекторов до вышивальщиц бисером, стало более или менее невыносимо. Конечно, первые двадцать-тридцать лет можно было считать, что это «извращенное», «буржуазное» или, как минимум, «не наше». Не видеть коварной улыбки Джоконды на застиранном полиэтиленовом мешке за тридцать пять копеек и россыпей матрешек различных лиц и национальностей. Перестать искать идеал, скорбно признавшись другим, что устал от его бесплодных поисков.

В чем же признаваться самому себе?

 

В том, что попса иногда очаровательна и ничего другого не надо: «ла-ла-ла» и все уже хорошо.

Что бутафория производит не менее сильное впечатление, чем подлинность. При несколько меньших усилиях и затратах. А задорный смех в духе «Commedy club» приятно расслабляет в субботу вечером. И еще эти девочки на подтанцовках...

Что если взять любой прием Уорхола или, к примеру, Дали да попробовать его где-нибудь в рекламе очередных консервных банок или дизайне ночного клуба, мы гарантированно получим так называемый «креатив», жаль, что не мы первые. Еще великая русская бизнес-вумен Гала поняла, как из гениальности делать деньги, а из работ мужа - витрины на Пятой авеню. После чего Дали оставалось вести дневник, скакать на белом коне и отращивать усы.

Что, в отличие от него, тираж ничуть не коснулся этой самой Джоконды с ее по-прежнему притягательной улыбкой. Про нее можно знать, что угодно, от сосчитанных дотошными искусствоведами половинок света-тени, тепла-холода, мужского-женского до заурядной биографии молодой купеческой жены: сидит себе и скучает четыре года подряд, а художник работает. Можно не любить ее лица. Не считать полотно шедевром. И все равно всматриваться. Отчего?

 

Значит, где-то есть разница.  

Леонардо явно любит то, что он делает, даже когда это оружие, конная статуя или проект вертолета. Любовь позволяет добиться уникальности, которой не страшен никакой тираж.

Уорхол делает искусство из повседневности, а не наоборот. Мы чаще тяготеем к обратному.

Можно подумать, что это просто консервные банки. Можно решить, что за ними стоит «набор виртуальных состояний экзистенциального человека в дискретном бытии» (цитирую искусствоведов). Это не парадокс и не заумные изыски.

Плоское банально. Объемное - никогда.

Вот, собственно, и вся разница.

 

10.05.2006

Тэги: Теория архитектуры



...материя конечна
но не вещь.
Иосиф Бродский