taby27.ru о философии дизайне, имидже, архитектуре  

http://soyuzproektstroy.ru/ soyuzproektstroy.ru/ http://soyuzproektstroy.ru/

Город для дизайна? Дизайн для города?

Моя спутница заинтересовалась домиком королевы Виктории, который рисовал какой-то художник, сидя на тропинке, а я наблюдал на колокольчиках движение теней облаков, создаваемых колеблющимися солнечными лучами.

Цзян И. Молчаливый странник в Лондоне.

...Как живой с живыми говоря.

В.В. Маяковский

Что чему подчинено, что к чему относится, выяснить довольно легко. Трудно договориться о том, что такое город: поселение или жители, место или его дух. Экономика или культура. Главный проспект или живописный переулок в квартале, случайно обойденном цивилизацией. Масштабы или качество.

Даже если число определений перевалит за сотню, важно не забыть о том, что город растет, как трава или цветок. Прекрасный чертеж на белой бумаге (простите: экране монитора) отличается от реального города - и отнюдь не всегда в лучшую сторону. В нем нет запахов и звуков, произвольно протоптанных тропинок, путаницы проводов и безупречного росчерка граффити на стене.

Естественно, что для такого города дизайн не может играть роль ограды или колпака. Он обязан быть органичным. Органическим. Не знаю, существует ли среди многочисленных определений нечто вроде «орга-дизайн», но, думаю, вполне может быть. Компоненты? Возможно, образность. Наверное, бионика. Не исключен легкий привкус хай-тека - хотя при чем здесь хай-тек? В первую очередь важно не столько что, сколько кому.

Ответ напрашивается сам собой: городу - дизайн.

Он приспосабливается к среде и не заставляет нас пригибать голову под многотонными щитами и острыми углами остановочных комплексов, композиционно-выверенных, резких, как нож гильотины. Лучшее его проявление в этом смысле - конечно, земля. Газон. Возможность ступить босой ногой на городскую территорию.

Он не загораживает, но дисциплинирует, как малозаметные стойки у входа в метро, не вызывающие защитной реакции или неодолимого желания прыжка. Лучше побаиваться штрафа, чем лязгающих пружин.

Он будит одни инстинкты и не беспокоит другие: вот скамейка, лежите, сидите, лижите, наконец (и ни малейших поползновений в сторону вандализма...). «Здесь мы поставим раскладные стулья, прекрасно понимая, что вы их не унесете. Не стоит, право, не на чем будет сидеть в другой раз. А вот посуды предусмотрим побольше, ведь она имеет странное свойство случайно попадать в самые непредсказуемые места...»

Ему не страшна травинка, случайно пробившаяся где-то сбоку. Ветер. Вечер. Осадки в виде дождя и мокрого снега. Птица, сидящая наверху. Забытая игрушка.

Он приемлет нас. И оставляет простор для мыслей и прогулок.

 

О тенденциях развития средового дизайна в городе см. интервью сентября 2007 г. с Ю.В. Назаровым.

12.06.2005

...материя конечна
но не вещь.
Иосиф Бродский