На ладони ангела: Тобольск, 2005. Т. Быстрова
В этом году на реставрационные работы в Тобольске, когда-то первом русском городе в Сибири, была выделена почти невероятная еще несколько лет назад сумма - 7 млрд. рублей. Городу предстоит стать крупным туристическим центром. Согласно прогнозам, через десять лет он будет принимать миллион туристов в год. Дискуссии о том, каким быть туризму, просвещать или развлекать, делать упор на бизнес-цели или духовность и веру, уже идут. От ответа на вопрос зависит во многом и деятельность архитекторов. Быть может, верный ответ следует искать в самой архитектуре города?
Тобольский Кремль, осень 2005
Два года назад, летом 2003-го, мы ходили вокруг Тобольского Кремля, почти не встречая других экскурсантов. Это создавало чудесное ощущение самостоятельного открытия, сродни полету или яркому сну, который запомнится навсегда. Сегодня здесь много рабочих и техники: вместо тропинки в густой крапиве вокруг кремлевской стены, прокладывают дорожку пошире. Месят раствор, подновляя стену Софийско-Успенского собора - ведь это шестая, и последняя София в мире, и ее конструкция уникальна, нужно успеть сохранить. В нижней части города, как раз той, что названа архитектором Семеном Ульяновичем Ремезовым, возводившим Тобольск, лежащей «на ладони ангела», много каменных зданий, выкрашенных в белый цвет и сопровождаемых табличкой о консервации. Деревянная архитектура Тобольска почти не сохранилась в годы строительства нефтехимического комбината. Зато в каменных кварталах, пусть даже и в этом, несколько стерильном, облачении, даже тишина и шорохи не похожи ни на какие другие. Светло, высоко, спокойно и просторно. Немного грустно, как будто все самое важное уже позади.
На деле «откаты» и потери неоднократно происходили в истории Тобольска. Деревянный Кремль в свое время отстраивали шесть раз. Строительство каменного Кремля было приостановлено, едва начавшись, когда Петр I издал указ о разрешении каменного строительства только в столице, Санкт-Петербурге. При этом уже в 1740-х годах возведение каменных зданий было продолжено. Софийско-Успенский собор перестраивали трижды после пожаров. Но он величаво стоит и поныне, удерживаясь на песчаном откосе силой перераспределения масс: выходящая в Архиерейский двор стена служит противовесом для стены наружной. «Сибирское барокко», созданное прежде всего усилиями семьи ямщиков Черепановых, могло исчезнуть в годы советской власти, но - существует.
Здесь нет привычного разнобоя многих крупных городов. Новые кварталы города аккуратно соседствуют со старыми. Широкие проспекты поглощают «шум» немногочисленных рекламных щитов. Здание лучшей гостиницы не выглядит провинциальным, вполне соответствуя всем стандартам туризма. Правда, пока оно единственное. Если их появится больше, город обретет еще одно лицо.
Параплан над Тоболом
08.09.2005
но не вещь.
Иосиф Бродский