taby27.ru о философии дизайне, имидже, архитектуре  


Время экспериментов. Ольгино, июль 2007. Т. Быстрова

Цель поездки не вполне ясна, потому что, собственно говоря, мы не очень представляем, куда именно попадем.

Шестьсот километров по карте вниз от Екатеринбурга. После Южноуральска быстро начинается степь. Зато заканчивается проливной дождь, сопровождавший нас от самого дома. Места - Варна или Фаршампенуаз - напоминают о военных поселениях, но звучат гордо. «Ну что ей до меня, она была в Париже...»

Говорят, в нашем Париже есть вышка сотовой связи в форме Эйфелевой башни.

Над степью кружат хищные птицы, чьи названия мне не известны. Мы направляемся на раскопки поселения аркаимского типа. Культура Синташты - так это называется на языке археологов. Доехать до своротки. Семь километров по степи вдоль лесополосы. Четыре тысячи лет назад. Телефоны отключаются сразу после поворота на грунтовую дорогу. Весьма живописную с виду. Скоро она покажет свой характер.

Цель поездки - посмотреть, не маются ли ерундой замечательные люди из УралНИИПроекта, задумавшие сохранять архитектурно-историческое наследие там, где историки не допускают мысли о существовании монументальной архитектуры.

Эксплуатация Аркаима, раздоры, с ним связанные, девальвация того, что может и должно быть подлинными ценностями, подтверждают, однако, что сохранять надо. Ольгино раскапывают третий год, оно не менее, а может быть, и более интересно: поселение рядом с рекой, за насыпной стеной, вряд ли предназначенной для защиты или войны. Керамикой без гончарного круга. Текстилем. Кашей из злаков, на воде или молоке, - при отсутствии земледелия. Все той же выплавкой металла в каждом доме, которая ставит в тупик исследователей синташтинской культуры.

Немногочисленные данные мы услышим позже, из разговоров. А пока немножко знаем про Аркаим. И совсем ничего - про эти времена и места. Мне нравится осваивать мир, не имея предварительных знаний, обрекающих на ожидания и предвзятость взгляда. Вряд ли это правильный принцип. Но он есть.

Чтобы узнать больше, нужно привлекать ученых разных специальностей, от биологов до геофизиков, и значит, нужно сделать так, чтобы нашлись деньги на дальнейшие экспедиции. Но при этом избежать набегов пьяниц и экстрасенсов, искателей дешевой романтики и дешевых сенсаций. Сделать бренд, который, в отличие от модной ныне тенденции к «раскрутке», разумно, экономно «скручивал» бы себя и публику, сортировал и выбирал. Настраивал на соответствующий лад - без пафоса, но и без самовыпячивания. Тогда есть шанс сохранить чистую тропинку вдоль маленькой речки Карагалы-айят с внушительными камышами, черной водой и кувшинками, не видеть пластиковых бутылок в степи. Дать проговориться культуре, в которой все или почти все действительно загадочно. Полно открытий и противоречий. «Время экспериментов», - говорит Людмила Николаевна Корякова, ведущий научный сотрудник Института истории и археологии УРО РАН. «У нас вышла книжка в Лондоне, на английском и очень дорогая», - продолжает она, когда я интересуюсь, что бы почитать...

Придется изучать английский. В академичной оксфордской версии.

Для нас это тоже оказалось время экспериментов, правда, маленького, летне-отпускного масштаба. Черная маслянисто-блестящая дорожка казалась подсыхающей, но мы застревали снова и снова, буксовали, подкладывали сухие ветки, наломанные в лесополосе, когда она была рядом, и толкали руками, когда рядом ничего не было. Даже с каким-то азартом. Молча, без комментариев. Вылезали из машин, начинали что-то делать, краем глаза замечая бесконечное разнообразие оттенков зеленого по сторонам. Всматривались, не видно ли раскопа. Когда заметили, это не сильно изменило ситуацию. «Близок локоть да не укусишь», - прокомментировал кто-то.

Застряли, Ольгино

Ручная лебедка не только спасает, но усиливает азарт

Мужичок на велосипеде, уверенно пробиравшийся вперед, показал утрамбованную травянистую дорогу, расположенную чуть ниже. На ней мы тоже застряли. К тому времени задние колеса были залеплены так (как наши ноги), что перестали поддаваться управлению. Их влекло, волокло куда попало, но не вперед.

Дядька на Ниве-шевроле не вполне уверенно предложил помощь - дескать, два экипажа, сами справятся. Когда он возвращался из археологического лагеря обратно, уже сделав свои дела, помог-таки. В другом месте. Спасибо ему, иначе мы увидели бы Ольгино еще позже.

Ставим палатку, смотрим небо, оно опять разное со всех сторон, и разные облака. Раскоп за речкой, метрах в восьмистах, а мы еще не знаем, как перебраться. Люди играют в футбол, лопаты вместо ворот.

Позже я увижу, как этот замечательный инструмент используют в качестве приспособлений для сушки детских штанов. Для подвешивания котелка над костром - в котелке три рака, только что извлеченные из речки. Иногда, возможно, для красоты, лопату всем штыком зарывают в землю. Она стоит.

Лагерь под остатками какой-то дамбы, видно, построенной лет тридцать назад, но неиспользованной. Костер разжигают только за ней. Среди палаток растут дождевики, ходят дети и стрекочут кузнечики - зеленые, с красными полупрозрачными задними ногами.

«Здесь глубоко, а лягушатник я вам покажу», - говорит доброжелательная девушка у реки и уверенно ведет нас сквозь кусты по песочку. В лягушатнике девушки моют голову и мечтают о временах, когда откроется баня с горячей водой. Без стонов, между делом, просто чтобы поговорить.

Нарождающийся месяц. Шелест травы. Муравьи и комары.

кухня в Ольгино

Живописная кухня

С утра жидкая рисовая каша, фирменно-совковый чай - сходила, чтобы воочию узреть, как питаются археологи. Все идут на раскоп, а за нами наползает черная туча.

Студенты аккуратно снимают землю слой за слоем, очень тонко, осторожно. Любая находка тут же фиксируется. Светлана Шарапова, стоящая у раскопа, показывает ров и ворота - там, где они предположительно находятся. Подбирает термины - потому что, вроде бы даже для обыденного уха «ров» или «стена» звучат как что-то стратегическое. А оно другое. Стену не укрепляли, только насыпали. Зачем она нужна, предстоит ответить после тщательного изучения деталей. Лексика века железа, по которому специализируется Светлана, здесь не подходит.

Светлана Шарапова, археолог

Светлана Шарапова, археолог

Дождь хлынул, едва работа началась, побежали обратно в лагерь. Все сырое, насквозь. Появляются плоские фляжечки. Тихо-тихо. У каждой палатки своя. Белокожая крупная девушка, живущая отдельно в белой, крепко окопанной рвом палатке, говорящая по-английски, безропотно выпивает жидкость из стаканчика, поднесенную русской коллегой. У нее удивленный, но не протестующий вид. Через несколько минут из палатки доносится храп. Сочувствовать или смеяться, не знаю.

Солнце высушивает степь. Идем на раскоп вторично. Он почти пуст, только физики что-то измеряют. Вот ворота «поселения» (не города!). Вот ров. Там, где огромная лужа, - дом. Глинистая земля не пропускает воду, поэтому любая раскопанная ямка тут же становится лужей. Проблема.

И ни навеса, ни тента.

Глиняные черепки складывают в решетчатые пластмассовые поддоны под ножи-вилки. Их оставляют в яме по соседству.

Черная земля, белый кварц. Яркие чертополохи. Низкая, продуваемая ветром трава. Если взойти на холм, видно далеко, но всегда защищенно. Как и в Аркаиме. Эта, удивительно гармоничная земля не требует стен. Местность как будто лишена масштаба - большое или далекое можно спутать с маленьким и ближним. Стояние на горе - лишь приподнимание. Без величия и пафоса. Лучше видно, и только. И есть горизонт, который оберегает мир и покой.

дети пускают змея в степи. ольгино

Дети пускают змея в степи. Легко, потому что все время ветер

... Обратно выбрались увереннее. Съели салатик в кафе с гордым названием «Ла Фер» (помните Атоса?). Забрали бутылку «Пепси», вовремя не отданную официанткой на первой дороге. И поехали обратно.

После Челябинска начался дождь. Белые грибы и ведра полевой клубники у продавцов вдоль обочины.

Трудно вспоминать дела, от которых уехали три дня назад. Далековато побывали. За четыре тысячелетия.

Теперь я знаю, что люблю толкать машину по грязи.

Что земля способна лучше нас защитить свое прошлое, нужно учиться у нее.

Что нужно найти в Интернете что-нибудь путное про Ольгино, потому что археологи более чем скептично оценивают все напечатанное.

Что я туда опять поеду, потому что сразу становится много сил.

Фотогалерея 

23.07.2007

Тэги: Региональная культура, Предметный мир, История архитектуры



...материя конечна
но не вещь.
Иосиф Бродский