taby27.ru о философии дизайне, имидже, архитектуре  


Нижний Новгород: Рождество 2010. Т. Быстрова

Представим себе маленький опрос, произведенный вскоре после поездки.


1. Что встает перед глазами при слове "Нижний Новгород"? (Фотографии здесь, их лучше посмотреть вначале)
- Склон горы, когда мы карабкаемся вверх от церкви Рождества Христова, еще не зная ее названия. Река, широта другого берега. Низкое солнце.

2. А при слове "приехали в Нижний Новгород"?
- Три часа ночи, на перроне кажется, что тепло, но ощущение быстро проходит. Грязный вокзал, дорога на раздолбанном такси через метромост, звонки в дверь гостиницы. Идем гулять прямо с рюкзаками, раз никто не откликается. До восьми часов, указанных на табличке, еще пять часов. Как провести их ночью в незнакомом городе на морозе минус семнадцать? Идем гулять.
Улица Белинского, очертания новостроек, тут же какие-то бесконечные заборы и полуразрушенные деревянные хибарки. Так и останется это ощущение незавершенности - история напирает на современность, и наоборот. Современная архитектура стыдливо и нахраписто прячется по дворам старых построек, ничего не видно - ни линий, ни планировки. Впечатление такое, что архитектор проектирует, исходя из данных землеотвода: сколько влезет в периметр, все наше... Хорошо жить в городе с регулярной планировкой, - вот что я очень остро почувствовала.

3. А "житель Нижнего Новгорода"?
- Больше темноволосых и темноглазых людей. Еще попадаются юные девы, обещающие кустодиевские размеры в недалеком бужущем. Удивительно видеть  дочерна засоляризованных девушек с высветленными волосами.

4. А "музей в Нижнем Новгороде"?
- Из художественного музея в доме купца Сироткина на набережной мы ушли сами, из первого же зала и добровольно, потому что служительницы с большевистски-добрыми глазами заставляла снять рюкзак, а в нем деньги и паспорта, с чего бы его снимать - маленький детский рюкзак Adidas, чистый и аккуратный. Увидели третьесортные картинки немецких граверов - и ушли. Нисколько не жалко.
Тут, как водится, и привалило счастье - музей народных промыслов на Большой Покровской. Четвертый этаж блочного "красавца" семидесятых, разрушающего ансамбль Покровской улицы, грязная лестница с забавными объявлениями, типа "гербалайф" (живут же люди в позавчерашнем дне...), опять звонок в дверь, на сей раз открывшуюся.
До одури холодное пространство, две служительницы в шубах. Полутемно.
И - просто сокровища. Россыпи чудесных изделий, умные комментарии на старых желтых планшетах. Замерзшие цветы у окон.
Фотографировать почти невозможно.
И невозможно не фотографировать.

Самый страшный - музей военной истории в Доме офицеров. Если надо узнать, как нарушить все нормы музееведения и дизайна, съездите туда, не поленитесь. Я даже фотографировать не стала.

5. Что такое Нижегородская ярмарка?
- Это пустой пассаж, размещенный в главном здании бывшей Нижегородской ярмарки. Мы, как всегда, и здесь совсем одни. Только мы и прдавцы в немногочисленных киосках.
Интересно, когда элементы интерьера и экстерьера спутаны. Лестницы, колонны, окна одинаковы внутри и снаружи.

6. Самое неожиданное впечатление?
Детский спектакль в Планетарии, показывающий, насколько неразумно можно использовать его (планетария) можности.

7. Самое сильное впечатление?
Храм Михаила-Архангела в Нижегородском кремле. Прежде меня так пронимало только в Владимирском соборе Киева, романтичном, в духе моих юношеских грез и начала девяностых. А здесь - просто. Тихо. Очень целомудренно, если это слово подходит к собору.
А потом узнаешь, что он первым строился, что здесь лежит прах Кузьмы Минина, что каменный вариант восстанавливали на основе деревянного предшественника. 
И - хорошо!

09.01.2010

Тэги: Эстетика, Теория архитектуры, Региональная культура, Культурология, философия культуры



...материя конечна
но не вещь.
Иосиф Бродский