taby27.ru о философии дизайне, имидже, архитектуре  


Работягина Е.Л. Гранж в мировой культуре

Глава 1 Grunge: история возникновения, проявление в массовой культуре. 3

Глава 2 Музыкальное направление grunge. 8

Глава 3 Предсмертная записка Курта Кобейна. 12

Глава 1 Grunge: история возникновения, проявление в массовой культуре

В 1992 г. родилась новая молодежная субкультура как следствие экономического кризиса, который повлиял, прежде всего, на положение молодого поколения, утратившего надежду на благополучную карьеру и прочный социальный статус.

Протест молодых против общества выразился в создании стиля, который отвечал новым суровым реалиям: аскетизм у молодых. Молодые американцы были нетерпимы к старшему поколению, к его поведению и традициям. Пристрастие «бэби-бумерс» к наркотикам и алкоголю привело, считали они, к размыванию традиционных ценностей, а политизация в студенческих городках - к снижению уровня образования. Эта субкультура получила название «гранж» («грандж»).

Grunge - американский сленг, обозначающий нечто отвратительное, неприятное, отталкивающее, например, grunge work - черная работа.

Местом рождения нового стиля стал американский город Сиэтл (родной город самой известной группы, игравшей музыку в стиле «гранж», - «Nirvana»), но его поклонники сразу же появились по обе стороны Атлантики.

Они хотели возродить дух шестидесятых, пытаясь уйти от реальных проблем в мир иллюзий с помощью наркотиков.

Новое музыкальное направление получало все большее распространение, становилось массовым. А появившаяся группа «Нирвана» буквально взорвала молодежную аудиторию своим альбомом «Nevermind» и музыка в стиле Гранж стала достоянием многомиллионной аудитории. Лидер группы Курт Кобейн, становится иконой стиля, а тексты его песен о безысходности провинциальной жизни, людской тупости, жестокости окружающего мира служат для молодежи жизненными девизами.

В числе предшественников гранжа можно выделить такие культовые группы как Black Sabbath, Stooges, и даже King Crimson образца 1974 года - они наделили гранж грязным мрачным тяжёлым гитарным звуком. Независимая музыкальная культура панка и хардкора добавили гранжу свою эксцентричную эстетику, идеологические принципы и, самое главное, безбашенную эмоциональную окраску выступлений. Грязные, яростные аккорды гитар, резкий и одновременно вязкий саунд, упрямо-допотопные риффы, надрывный вокал (с совершенно специфической, слегка «гнусавой» окраской), резкие перепады в динамике песен; какая-то неприютность, неприкаянность, депрессивность в музыке и в текстах - вот что стало отличительными особенностями классических гранжеров. Вместе с тем гранж был пронзительно, душераздирающе лиричен и на удивление мелодичен. Для гранжа характерна своя гармоническая система, попевочного типа обороты в вокальной партии, в партии гитар нередки стонущие секундовые интонации, диссонансные созвучия.

 Облик сторонников нового стиля совмещал в себе черты хиппи и панка - длинные волосы, вытянувшиеся свитера и рваные джинсы, одежда second hand, грубые армейские ботинки.

Дерзкий стиль Гранж высмеивал любовь к роскоши, пафосность, буржуазность и воспевал культуру или скорее антикультуру уличных подростков.

К этому добавились: небрежные стрижки, с эффектом спутанных, немытых волос, разорванные платья, и рубашки, линялые футболки, мятые брюки, свободных покроев, военные ботинки, крупные металлические украшения, куртки из мятой, потрескавшейся кожи, или грубых тканей, мрачных, «грязноватых» расцветок.

Вся одежда должны была смотреться застиранной и выношенной. Вскоре этот стиль был замечен модной индустрией, и стал проникать на страницы глянцевых журналов, преподносясь, как «маргинальный шик». На подиумах появился образ нищего/бродяжки в странной, словно случайно собранной, поношенной одежде с вызывающе неаккуратной прической.

Американский дизайнер Марк Джейкобс (Marc Jacobs), ставший в начале 90-х родоначальником Гранжа в большой моде очень любил посещать ночные клубы Нью-Йорка, там он изучал стиль современной молодежи и различных маргинальных персонажей. А днем часами мог наблюдать, во что одеты прохожие и с интересом обсуждал свои наблюдения с друзьями. Поэтому в его творчестве всегда прослеживалось веяния улицы, под влиянием которого в 1993 году дизайнер создал коллекцию, ставшую настоящим модным взрывом.

Она состояла из сарафанчиков в мелкий цветочек, похожих на одежду из сиротского приюта, сочетающихся с тяжелыми ботинками, вытянутых бесформенных свитеров, тренчей, немного напоминавших мешок и фланелевых рубашек. Выглядело все это так, словно было куплено в магазине секонд-хэнд.

Модные критики прокомментировали увиденное, как: «Стиль бомжей из Гарлема, которые нарядились для поездки в Манхэттен». Но Джейкобс выиграл и сегодня он один из самых влиятельных мировых дизайнеров, а марка его одежды очень популярна в Европе и Америке.

Были и другие бунтари в мире моды. Например, шестеро ярчайших представителей голландской школы дизайна: Анн Демельмейстер, Мартин Маржиела, Вальтер ван Бейрендонк и три Дирка - Биккембергс, Шонбергер и ван Саен. Их грандиозный бунт был замешан на философии «богатой бедности.

Приметами стиля Гранж стали слишком большие, или слишком маленькие, куцые свитера, порванные и искусно протертые джинсы, неровные края, необработанные швы и подолы, асимметрия и деформация деталей одежды, трикотаж с распущенными петлями, смешение, казалось бы, несовместимых тканей, например, джинсы и кружева, шифона или органзы и грубой вязки.

Кроме того, это необычный способ ношения вещей, например, маленькое изящное платье в цветочек надевается с джинсовой курткой и громоздкими ботинками, или «казаками». Характерен для Гранжа прием многослойности, когда юбка надета поверх брюк, а несколько тонких джемперов, один поверх другого.

 

Гранж - стиль, проповедующий тенденцию демократизации одежды, и по сей день не утрачивает своей актуальности. Он меняется, становясь то более строгим, то вновь вызывающим. Гранж упорно не уходит из модных коллекций, подкупая возможностью фантазировать, немножко хулиганить и иронизировать над модой. Раскованность и многоплановость стиля позволяют достигать неожиданных, порой ошеломляющих эффектов. Известные модные дома с завидным постоянством преобразовывают и дополняют этот стиль, включая в свои коллекции новые гранжевые образы.

Вещи в стиле Гранж, или с его элементами сейчас можно купить во многих молодежных магазинах.

Глава 2 Музыкальное направление grunge

«Кобейн был последней настоящей рок-звездой».

Артемий Троицкий

«Grunge - гнусавый, истеричный, до ужаса тягучий и депрессивный альтернативный рок. Уходит корнями в punk, но имеет с ним очень мало общего».

Олег Бочаров, "Панк-энциклопедия"

Grunge с английского языка переводится примерно так же, как и «отрыв». Хотя правильнее было бы назвать его «strain» - надрыв, напряжение. Именно этим словом лучше всего характеризуется изначальный grunge. Надрыв во всем: в срывающемся вокале, в грязноватом, издерганном звуке, в поведении музыкантов на сцене, даже в жизни «вне сцены»... При этом фирменный grunge'вый саунд - это вязкая, тягучая музыка и постоянное чередование «бысто-медленно» и «громко-тихо».

Первые grunge-команды появляются в Штатах с середины 80-х годов - Husker Du (основатели стиля) и Meatpuppets. Однако большинство групп того времени играли не чистый grunge, а нечто на стыке grunge`а и garage rock`а с добавлением чего-нибудь еще, например, noise`a (Sonic Youth) или старого доброго country (Pixies). Так будет и дальше. Та же Nirvana сочетала в своей музыке и панк, и психоделику конца 60-х, и "new wave", и хард-рок. Однако в конце восьмидесятых начало набирать обороты новое поколение grunger'ов, тех, кого сейчас принято называть классиками стиля - Nirvana, Soundgarden, Alice in Chains, Pearl Jam и многие другие. Набирали обороты они в Сиэтле - городе, который считается родиной grunge'а и откуда вышло 95% более-менее известных групп этого стиля. В оставшиеся 5% можно записать Hole (слегка отдающая попсой группа Кортни Лав - будущей жены Курта Кобейна), Faith No More (grunge с блюзовым оттенком) и Stone Temple Pilots (о которых ниже). В те времена grunge обитал в глубоком андеграунде. Группы давали концерты, записывали альбомы, ездили в турне, но успеха не имели, что и неудивительно: Grunge изначально считался музыкой аутсайдеров и неудачников. Лучшим описанием психологии grunge'а будет определение - «уставший, разочаровавшийся в себе punk»: тот же протест против общественной морали, обывательства, тот же лозунг «against the world!» (против мира!), но сил на вызов и активную борьбу уже не осталось. Позднее все это выльется в постоянное самокопание, и, как итог, психология нынешнего grunge'а - это депрессия с вечной тягой к суициду. Впрочем, до депрессии еще далеко. В 1991 году произошел долгожданный прорыв, готовившийся в Сиэтле с конца восьмидесятых. После выхода альбома Nirvan'ы «Nevermind» начался «золотой век» grunge'а. Группы, до этого сидевшие в сиэтлских подвалах, вышли на большую сцену.

Об основных героях того времени.

Nirvana

Говорим grunge, подразумеваем Курт Кобейн. Своими «Smells Like Teen Spirit», «Lithium», «Lounge Act», «On A Plain», «Aneurism», «Heart-Shaped Box», «Rape Me», знакомыми даже тем, кто не является большим поклонником grunge'а, они создали образцы, на которые равняются все остальные. Невозможно рассказать о группе, которой посвящены сотни сайтов, в двух словах, можно сказать просто: Nirvana для grunge'а все равно что Black Sabbath для heavy metal.

Pearl Jam

За свою историю группа успела явить миру немало музыкальных ликов. Но и этот коллектив вписал сам себя в золотые страницы истории расцвета grunge'а. Среди всех лидеров grunge'а она ближе всех стоит к классическом року, но, возможно, именно это сочетание старого и новаторского, отсутствие сложных запутанных аккордовых последовательностей и классической пентатоники гитарных соло и чисто grunge'евого мелодического рисунка голоса сразу всё ставит на свои места. Впоследствии, уже в период заката grunge'а, Pearl Jam в процессе музыкальных экспериментов отойдут от своих сиэтлских корней и приблизятся к звучанию рок-андеграунда 70-х...

Soundgarden

В отличие от Pearl Jam, Soundgarden считаются самой изощрённой командой в истории grunge'а по части невообразимых музыкальных ходов и последовательностей, оставившей позади всех остальных. В доказательство этого достаточно привести тот факт, что Soundgarden практически все свои композиции играли на нестандартно настроенных гитарах. Многие композиции исполнялись вообще на индивидуальном строе. Сложность аранжировок, мелодики, вокального исполнения - вот что такое фирменный стиль Soundgarden.

Stone Temple Pilots

До сих пор идут споры, к какому же музыкальному стилю отнести эту группу - к grung'у или postgrung'у. В адрес Stone Temple Pilots раньше часто звучали упреки: и в «клоновости» Pearl Jam, и в подражание лучшим образцам классического hard-rock'а в лице Deep Purple, и многое другое. В отличие от остальных групп, этот коллектив происходит не из Сиэтла, и, может быть, поэтому его музыкальный стиль разнится с вышеперечисленными группами. Во-первых, необходимо отметить, что каждая студийная работа Stone Temple Pilots отличается общим звуковым фоном, то есть каждый альбом обладает индивидуальной звуковой картиной. Во-вторых, характерной особенностью музыки этой группы можно считать плотность и насыщенность саунда. В-третьих, чрезвычайная стилевая разноплановость: от hard-rock до джаза (кстати, любовь к блюзу и джазу ещё одна особенность), от акустики до жесткого overdrive.

Эти группы, а также другие легенды такие, как Smashing Pumpkins и Alice in Chains, властвовали на большой сцене до середины 90-х.

Продолжался весь этот общественно-культурный ажиотаж сравнительно недолго. Точка была поставлена 8 апреля 1994 года самим Куртом Кобейном, вложившим в свой рот дуло винтовки и нажавшим на спусковой крючок. Человек, девизом которого была фраза «Я ненавижу себя, я хочу умереть», реализовал свою мечту. Смерть Кобейна стала трагедией для миллионов подростков на всей планете и завершила эпоху «grunge». Бывшие соратники лидера «Nirvana» либо последовали за ним, либо переориентировались как музыканты. А кто и вовсе прекратил сценическую карьеру.

Из легенд начала девяностых на плаву остались лишь Pearl Jam. В остальном же мире, среагировавшем на grunge с некоторым опозданием, стиль в это время только начинает развиваться. В Австралии появляются Silverchair, в Великобритании - Bush, в Германии - Pyogenesis, в России - Mad Dog. Впрочем, и эта волна вскоре затихла.

Однако вскоре из-под обломков жанра начали выползать группы, стиль которых стали называть postgrunge'м (Nickelback, Bush, Foo Fighters, Filter, Silverchair,Puddle of Mudd). В то же время с другой стороны и из-под тех же обломков появился grungecore (Cold, Staind, Mindset, Deftones, Full Devil Jacket, Papa Roach).

Что касается России, то у нас grunge толком не развит, лучшие наши (post)grunge(core) команды - Mad Dog, Небо Здесь, Собачьи Маски и некоторые другие.

Глава 3 Предсмертная записка Курта Кобейна

В одних источниках говорится, что «записку нашли на столе, прибитую к нему шариковой ручкой», в других, что записка лежала на «пыльном, засыпанном черноземом подоконнике, закрепленная перевернутым вверх дном цветочным горшком»...

(Текст записки не привожу, наверняка он есть на других сайтах - Т.Б.)

...материя конечна
но не вещь.
Иосиф Бродский