Малькова Кс. Взаимосвязь средневековой готической эпохи с современной готической субкультурой
СодержаниеВведение ................................................................................... 3
1. Значимость готического стиля как эпохального ...........................4
1.1. Философия готики .................................................6
1.2. Эстетика готики ................................................... 7
2. Современная молодежная готическая субкультура ......................10
2.1. Влияние эстетики готической эпохи на современную
молодежную субкультуру ........................................13
Заключение .............................................................................. 15
Список источников ..................................................................... 17
Приложение ...............................................................................18
ВведениеОдной из особенностей человеческой натуры является боязнь одиночества. Человек - целиком и полностью существо социальное, жизнь и времяпрепровождение в группе для него крайне важны. Именно поэтому люди объединяются в группы, компании и коллективы, исходя из многих факторов, таких как: возраст, социальный статус, интересы.
Особенно ярко выражено стремление к объединению у молодежи. Становление личности человека и формирование его мировоззрения во многом зависит от круга его общения. Находясь в группе, молодые люди чувствуют себя в безопасности. Во многом, выбор группы зависит от тех интересов и взглядов, которые формировались у человека до вступления в группу. Таким образом, у нашего современника есть достаточно широкий выбор тех молодежных субкультур, к которым он может примкнуть: от по-детски «мультяшных» эмо, агрессивных рэйверов, эпатажных панков, до меланхоличных модов или загадочных готов.
Все эти субкультуры - явление достаточно молодое и в основе его лежит попытка самореализации и поиска своего жизненного места среди молодых людей, в современном динамичном и изменчивом мире.
Одной из наиболее интересных (возможно в силу присущей ей ауры мистицизма) субкультур является готическая молодежная субкультура. Возможно потому, что название ее напрямую ассоциируется в понимании людей с временами мрачного средневековья; или потому, что их ценности и поведение обывателю кажутся извращенными и ненормальными.
Таким образом, цель данной работы - выяснить взаимосвязь между готической эпохой и современной готической субкультурой, через осмысление основ эстетики и философии обеих культур.
Данная работа - это попытка осмыслить, в какой мере средневековая эстетика XIII - XV в.в. могла повлиять на философию молодежи конца XX - начала XXI в.в.
1. Значимость готического стиля как эпохального
Каждая великая художественная эпоха означает собой определенную ступень творческой эволюции человечества. Каждая, являя собой целостный пласт культуры, порождает свой особый мир художественных образов, спаянный единством мировоззрения и общностью отклика на требования времени, основополагающей образной идеей и взаимным родством форм пластического выражения - всем тем, чем определяется существо эпохи, ее характер и облик, отличающий ее от других исторических этапов. Если обратиться в этом плане к готике, то среди других эпохальных систем она выделяется своими исключительными интегрирующими качествами - той мерой стилевой целостности, какой не были наделены ни романика, ни великие творческие этапы послеготических времен[1].
Определение «готический» было дано художественному стилю XII - XIVвеков несколькими веками позже его появления (в XVI - XVII веках) и первоначально носило явно пренебрежительный смысловой оттенок: так определяли искусство, в широком смысле доренессансное и неитальянское. По сути он означал «варварский». Во времена возрождения готики в XVIII веке термин потерял оскорбительный оттенок и стал применяться по отношению к искусству, созданному между романским и ренессансным периодами[2].
Этот типично северный стиль родился во Франции, точнее, в области Иль-де-Франс. Главными отличительными чертами готики являются наличие стрельчатых арок и неудержимая устремленность ввысь всех форм и структурных элементов.
Ее образным решениям присуща активно направленная действенность и огромная сила внушения, - недаром по интенсивности и эффективности выражения конфессиональной идеи с ней не может сравниться в европейском искусстве ни одна другая художественная система.
Период поздней, или как ее еще называют, пламенеющей готики (XIV и XV века) характеризуется наибольшей декоративностью и ритмичностью линий[3].
Готический стиль как сугубо религиозный просуществовал почти и до наших дней; можно встретить немало католических и лютеранских церквей, построенных в XIX веке в стиле псевдоготики, отмеченных дурным вкусом и внешним подражательством.[4]
Готика придала новый облик средневековой Европе. Архитектура, живопись, декоративно-прикладное искусство, одежда - все отмечено печатью стилистического единства. Всему готическому искусству свойственно движение по восходящей. Этот стремительный взлет ввысь особенно ощутим в странах Северной Европы, где воздвигнуто немало устремленных в небо башен, увенчанных остроконечными шпилями. Даже в моде той эпохи господствуют удлиненные формы, например, женщины того времени носили изящные конусовидные шляпки. Также готический стиль прослеживается и в письме того времени: заостренные, ломаные декоративные буквы, в которые миниатюристы вплетали художественные образы. Такое письмо получило название готического.
Готическая архитектура выражает чувство религиозного порыва эпохи, которая пережила массовый фанатизм крестовых походов за овладение священной землей и познала глубокие потрясения, вызванные народными движениями, а так же повсеместной идеей централизации. Такой ход событий отразил новую расстановку общественных сил, проявившуюся в сфере духовной и художественной культуры.
Если в романскую эпоху главной силой были монастырские объединения вокруг папы, то в готическую эпоху положение меняется в сторону усиления светских слоев общества и прежде всего городов.
Конфессиальная активизация в эпоху готики сказывается в приближении храма и церковного ритуала к верующему. Монументальные соборные постройки теперь возводятся не в монастырях, а в городах. Именно в готике вырабатывается тип церковного здания нового назначения - городской собор, культовое сооружение особой идейной значимости, призванное собирать под своими сводами все население города[5].
В религиозном сознании человека эпохи готики сильнее выявлен момент личного переживания: непосредственное вовлечение верующего в литургический обряд и более тесный эмоциональный контакт со зримыми сакральными образами. Такая форма приобщенности к вере и к ритуалу больших человеческих масс вносит в сознание верующего новое качество - всеобщность религиозного чувства.
Естественным следствием активизации индивидуального отношения к вере в эпоху готики были примеры отхода от строгой религиозной ортодоксальности и распространение еретических учений. В отдельных случаях такого рода отклонения, по существу своему находившиеся на грани ереси, вводились церковью в официальные рамки, чаще же ереси становились объектами преследований со стороны учрежденной в то время инквизиции.
Особой насыщенностью социальными и религиозными конфликтами, а также распространением разного рода мистических идей отмечено XIV столетие, время поздней готики, чему способствовала «Черная смерть», эпидемия чумы, обезлюдившая многие европейские страны. Так в сумме сложнейших идейных перипетий и драматических событий складывается картина духовной жизни в рассматриваемую эпоху[6].
1.1. Философия готики
Философия готической эпохи, традиционно именуемая временем зрелой схоластики, демонстрирует торжество умозрительного начала во всей его развитости и изощренности.
Грандиозные понятийные структуры возводятся на уровень высочайшей интеллектуальной сублимации, но при этом они метафизически отделены не только от живого потока жизни, но и от захватывающих эмоциональных импульсов[7] и обострившегося чувства реальности - особенностей мироощущения, нашедших свой впечатляющий отклик в образах готического искусства.
Обращаясь к философии времен высокой готики, мы можем констатировать наличие признаков ее внутреннего родства с современным ей искусством в одном специфическом пункте. Речь идет о параллели между многосложными умозрительными построениями мыслителей-схоластов в форме всеобъемлющих энциклопедических «сумм», с их архитектонической завершенностью, и подчеркнуто «системными» качествами готической художественной концепции, наглядно выявившимися в ее главном порождении - во всеохватывающем образном комплексе городского собора, в последовательной логике его композиционного строя и в развернутой иерархии его программных и образных значимостей[8]. Вряд ли в данном случае можно с полной уверенностью говорить о прямом и непосредственном воздействии мыслителей на зодчих и на мастеров других видов, - речь должна идти о возникшем на этом историческом этапе показательном сближении самих принципов мышления в сфере духовного и художественного действия.
1.2. Эстетика готики
Многие из исходных установок в эстетической теории романики и готики были общими для обеих эпох. И в том и в другом случае в полной мере сохраняется тезис о примате сверхчувственной идеи, воплощаемой в чувственных формах, о возвышении души в запредельный мир сверхчувственной красоты, ведущем к постижению божества.
В применении к художественной практике за этим тезисом стоит необходимость следования архетипу и верность освященным правилам иконографии. Ключевой тезис средневековой эстетики - Бог как исходное начало красоты - выражен у Ульриха Страсбургского в главе «О красоте» (сочинение «Сумма о благе») в следующей формулировке: «Бог не только совершенно прекрасен в себе самом как предел красоты, но, кроме того, он есть причина конечная всей красоты... как солнечный свет, разливаясь и производя сияние и цветы, есть то, что создает всякую телесную красоту»[9].
Форма и свет - две категории, определяющие сущность красоты. «Сотворенные вещи... в соответствии с природным строем, сначала были бесформенны, ибо земля была «безвидна и пуста», а затем получили форму, когда дух Божий носился над водами, благостью и духовной красотой согревая и формируя ее»[10]. Из утверждений, высказываемых мыслителями XIII столетия, заслуживает быть отмеченным суждение Бонавентуры, который различает два понятия красоты, распространяя понятие прекрасного не только на изображаемый художником объект, но и на само исполнение, на его художественную сторону, причем, по его словам, оба понятия могут оцениваться отдельно, независимо от позитивных или негативных качеств объекта изображения. «Образ называется прекрасным, когда он хорошо написан... и тогда, когда хорошо изображает того, чей он образ... Так изображение дьявола называют прекрасным, когда оно хорошо изображает гнусность дьявола, между тем как сама гнусность остается гнусностью»[11].
Еще одним важным эстетическим аспектом готического стиля является наделение большой значимостью фактора света (освещения).
Для фрески и для иконы функция реального физического света сводится к функции освещения.
Для мозаики реальный свет означает нечто большее: он содействует цветовой активизации и качественному преображению смальтового слоя. Еще существеннее роль света для витража: свет составляет его жизненную субстанцию, смысл и основу его существования - то двуединство, в котором материальность красок трансформируется в цветовые лучи, то есть в чистую цветовую энергию, преобразующую свет солнца в бесконечно-изменчивое красочное многообразие[12]. И в данном случае должно быть подчеркнуто, что раскрытие в готике богатейших образных ресурсов витражного искусства (в менее развитых формах витражи применялись и в романскую эпоху) произошло не как следствие длительного спонтанного процесса, а в форме своеобразного скачка - как результат прямой инспирации со стороны руководителя строительства церкви Сен Дени, аббата Сугерия[13].
Наконец, как еще одно проявление практической эстетики может быть расценено новое, сравнительно с романской эпохой, отношение к архитектуре, сложившееся в эпоху готики и нашедшее свой отклик в ученых кругах. Исходным моментом здесь было реальное положение, которое заняла в ту пору архитектура, когда с особой отчетливостью выявилась ее главенствующая и организующая роль в общей системе пластических искусств, сильнейшее эмоциональное воздействие ее нового образного языка при чрезвычайном усложнении инженерно-технической основы. Архитектор оказался в центре созидательной деятельности своего времени. Грандиозность и конструктивная изощренность соборных построек потребовали от зодчих развитого творческого воображения, обширных знаний, высочайшего мастерства и чувства большой художественной и профессиональной ответственности.[14]
2. Современная молодежная готическая субкультураОдни подразумевают под gothic синоним слову мрачный, другие - эклектичность, соединение разнообразных стилей. Будучи и философией, и стилем жизни, готическая субкультура опирается как на прошлое, так и на будущее. Основной идеей, характеризующей готов, является непреодолимая тяга к самовыражению и реализации своего творческого потенциала в стремлении увлечь аудиторию вещами мрачными и пугающими, обыденно игнорируемыми, но вместе с тем имеющими большую, почти гипнотически - животную силу. Это может быть нечто тонкое и искушающее, а может быть ужасное и бросающее в дрожь. Главное - игра на тех сторонах жизни, которыми общество явно обладает, но боится признать за собой. Главная идея, таким образом, готической субкультуры - стремление взять темные стороны нашего «Я» и явить их свету таким образом, чтобы мы признали их частью себя независимо от того, насколько они хорошие или плохие.
Современная готическая субкультура зародилась в Западной Европе и Северной Америке в период конца 70-х, начала 80-х г.г. Как и сейчас, тогда это было течение в среде молодежи среднего класса, который на тот момент входил в состояние преуспевания. Получив некоторую экономическую свободу, молодые люди чувствовали внутреннюю нестабильность и недостаток идентификации. Пребывая в столь хрупком осознании себя, они не могли найти внутреннего равновесия, руководствуясь лишь системой ценностей, внушаемой извне. Ответом на данное замешательство в плане самоидентификации стало образование собственной социальной среды. Основой для данной субкультуры стал синтез исторических элементов, сильно тяготеющих к драматическим традициям, философиям и идеям байроновской Англии, Германии времен Второй Мировой, а так же эпохи американских битников.
Существуя некоторое время без какого - либо определенного названия, субкультура вначале была названа new romantics (новые романтики), а затем готы.
В целом готы характеризуют свое мировоззрение как «романтично - депрессивный» взгляд на жизнь. Эталонному образу гота присущи: замкнутость, частые депрессии, меланхолия, повышенная ранимость, мизантропия, мистицизм, неприятие стереотипов поведения и стандартов внешнего вида. Также характерной чертой готов является восприятие смерти как фетиша. В контексте готической культуры часто употребляется слово «танатофилия»[15]. В исходном смысле «танатос» - это не стремление к смерти, но скорее возможность, потенция разрушать, инстинкт смерти, больше развитый у мужчин, чем у женщин, тесно связанный с понятием «эрос».
Готика напрямую связана с образом смерти, и даже сам вид готов напоминает о ней. Восприятие смерти - одна из характерных особенностей готического мировоззрения и один из признаков принадлежности к готам. Образ смерти крайне важен в готической эстетике и проходит через многие пласты готической культуры. Нормальное состояние готов - angst (тоска) - достаточно всеобъемлющий термин, которым описывается обычное готическое состояние.
Готическая музыка родом из английского панка 70 - х годов. Она весьма разнообразна, но для нее характерны некоторые общие черты: мрачный атмосферный звук, ярко выраженный декадентский, депрессивный, романтичный и мрачный характер текстов.
На раннем этапе формирования готической субкультуры, готы и музыка были неразрывно связаны - готами тогда называли исключительно поклонников готических групп, и подобная ситуация продолжалась довольно долго. В настоящее время связь готов с музыкой несколько ослабла. Можно быть готом, не слушая готическую музыку. Gothic - культура - это не только прослушивание музыки или чтение готических романов, но и готический имидж. Для готов понятие «имиджевый» равнозначно понятию «мрачный».
Мрачные цвета от головы до пят, черные волосы, обилие серебряных украшений и make-up холодных оттенков. В одежде популярны кожа, шелк, бархат. Иногда присутствуют элементы одежды эпохи ренессанса и даже раннего средневековья. Серебряные украшения - еще одна отличительная черта готического гардероба. Серьги, цепи, ожерелья, браслеты, кулоны, кольца - как правило, все украшения несут в себе какую - либо символику: католические распятия, пентакли, руны и фольклорные орнаменты.
Готическая субкультура охватывает все религии и их разновидности, она не имеет прямой привязки к религии. Готы активно используют религиозные образы в песнях, религиозные украшения в одежде, но все это носит саркастический характер и к религии отношения не имеет.
Но готическое мировоззрение выражается не только в манере одеваться. Существует готическая литература, которая представлена в основном писателями и поэтами, следующими философии экзистенцианалазма и романтизма: А. Камю, К. Ясперс, Бодлер, Р. Ремарк. Особо можно выделить Мери Шелли и Волпоул.
Готы отдают предпочтение кино, где обязательно культивируются темы вампиризма, мистицизма и смерти[16]. Готический кинематограф славится работами немецких экспрессионистов, в том числе черно - белыми фильмами начала XXвека. Культовое значение для гот - культуры приобрела американская экранизация «Дракулы» 30-х г.г. В среду готического кино попадают чуть ли не все фильмы о вампирах («Дракула» Ф.Ф.Копполы, «Интервью с вампиром», «Дракула 2000», «Голод» и др. (см.рис.5). К фильмам, которые называют готикой, часто относятся фильмы с депрессивным или мистическим содержанием: «Битлджус», «Ворон», «Эдвард Руки - ножницы», «Колдовство», «Семейка Адамс» и др.
Готов часто путают с сатанистами, очевидно из-за их вампирического стиля одежды. На самом деле готы с сатанистами не имеют ничего общего. Готы - это романтики-интеллектуалы, искатели красоты и эмоций.
2.1. Влияние эстетики готической эпохи на современную молодежную субкультуру
Доподлинно неизвестно, почему современную субкультуру, получившую сначала название «новые романтики» затем переименовали в «готическую». Согласно единственной существующей (и хотя бы частично объясняющей этот факт) версией является теория о том, что субкультура была названа так не в честь немецкого племени завоевателей, а в честь того каннатотивного оттенка, которое это название носит: «готы - варвары». Субкультура, выходящая за рамки обыденности и подчиняющаяся лишь своим собственным законам может быть, по мнению остального общества, лишь «варварской». Но ведь именно по такой аналогии была названа и готическая художественная эпоха. Причина, по которой такие разные по времени и масштабу культуры получили одинаковое название одна - неприятие со стороны общества своего времени.
Некоторая взаимосвязь между готами и готической эпохой просматривается. Во-первых, влечение готов к мистицизму. Именно в эпоху готики зародилось наибольшее количество мистических течений (рыцари Храма, Чаша Грааля, ведовство). Колыбель мистических течений с одной стороны - и заинтересованность мистикой у современных готов с другой.
Во-вторых, время, которое теперь ассоциируется с готической эпохой, породило наибольшее количество ереси, что привело к разгулу инквизиции. Существуют целые средневековые трактаты, рассказывающие о том, как узнать нечисть и побороть ее (например, «Молот Ведьм» Я.Шпренгера и Г.Крамера). Инквизиция, суды, казни. Не следует забывать и о крестовых походах, когда в угоду церкви проливали кровь и погибали тысячи людей. Кроме субъективно человеческих деяний, эпоха готики ознаменована эпидемией чумы, унесшей жизни людей доброй половины Европы. Готическая эпоха - это во всех отношениях эпоха смерти. Пожалуй, ни в одну из эпох не погибало такое количество людей.
И с другой стороны - непреодолимое влечение представителей современной готической субкультуры к смерти. Смерть - ключевая фигура этой субкультуры. Но не страх смерти, а интерес к ней и понимание ее культивируется готами, отсюда - прогулки по кладбищам, сборы в склепах и проч.проявления готической «девиантности».
В-третьих, наряду с развитием церковной власти, во времена готической эпохи зарождается (впервые так явно с античных времен) интерес к науке: Дж.Бруно, Д.Бэкон, Парацельс, Н.Коперник и др. И с другой стороны, неподдельный интерес современных готов к точным наукам, в отличие от представителей других маргинальных субкультур. Именно готов (из всех остальных молодежных течений) считают самыми интеллектуально развитыми, и это действительно так. Современный гот имеет хорошее высшее образование и стремится к получению высокой должности.
В-четвертых, извращенное (для современника) понимание прекрасного. Искусно выполненные изображения чудовищ и монстров художественной готической эпохи наводили и наводят на людей и по сей день страх, благоговение и удовольствие от любования прекрасным одновременно (здесь вспоминаются эмоции послушника из книги У.Эко «Имя розы», когда он рассматривает портал готического собора). Такие изображения пугают, но вместе с тем заинтересовывают, вызывают желание рассматривать.
Так и современные готы пытаются найти прекрасное в том, что у обыденного человека вызывает страх: то, что создают современные готы (особенно поэзия и художественное искусство) основано на идеях мистики и смерти (рис.1,3), в их произведениях имеют место трагичность и драматичность. Радость для гота не может быть прекрасна, т.к. имеет только одну сторону, в то время как страдание и тоска многогранны, имеют множество оттенков и полутонов. Через чувство трагичности к готу приходит мироощущение, по аналогии с тем, как виды чудовищ готической эпохи должны были вселять в паству любовь к всевышнему, т.е. стремление к прекрасному через ужасное.
Заключение
Несмотря на некоторые аспекты готической эпохи, оказавшие влияние на молодежную готическую субкультуру, между ними есть некоторые существенные различия. Самое важное и главное из них заключается в том, что готические времена характеризуются всеобщностью религиозного чувства. Именно в это время активизируются связи церкви и верующих: церковь не самостоятельная единица, отныне она интегрирована в общество (посредством строительства городских соборов).
Что касается отношения современных готов к религии, то здесь однозначно оценить ситуацию достаточно сложно: некоторые из них принадлежат к какой-либо конфессии, однако вера не является для них первостепенным фактором. Как отмечают исследователи готической субкультуры, многие из ее представителей вообще не имеют веры как таковой, а к религиозным аспектам относятся с сарказмом. Поэтому и религиозную символику готы используют лишь как атрибутику для создания своего образа, а не для выражения глубокого религиозного чувства (см.рис.4). Религия для гота - это инструмент формирования имиджа, а не платформа для формирования мировоззрения.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что напрямую современная готическая субкультура не зависима от средневековой эпохи. Главным образом, этот факт заключается в том, что целью всего готического искусства и культуры было стремление к Богу, в то время как современные готы к религии относятся весьма халатно. Однако нельзя отрицать того, что дух эпохи средневековья, заключающийся не только в искусствах, но и науке, быте людей, социальной, политической, культурной ситуации в те времена, наводит на мысль, что некоторая весьма явная взаимосвязь между средневековой эпохой и современными готами все-таки существует: современные готы в своей эстетике опираются на то эмоциональное и духовное состояние, которое было присуще готической эпохе, с ее разгулом смерти и мистицизма.
Загадочность этой эпохи пугает и притягивает одновременно (как ужасные горгульи на порталах Нотр Дам де Пари). Тоже самое ощущение вызывают у наших современников представители готической субкультуры, их поведение и плоды их деятельности. Готика, как историческая, так и современная ассоциируется со смертью, мистикой, трагизмом, мрачностью, неопределенностью, тревогой (см. рис.6,7). Именно эти качества отражаются в представлении о мире современных готов.
Готика - эпоха неоднозначности, перелома, своеобразный переход от «варварского» к «высшему», возможно в этом кроется причина обращения к ней молодых людей, находящихся в поисках своего «я».
Список источников1. Э. Мартиндейл. Готика. - М.: Слово, 2001. - 288с.
2. М.К. Претте, А. Капальдо. Творчество и выражение 2. - М.: Советский художник, 1985. - 167с.
3. Е.И. Ротенберг. Искусство готической эпохи. Система художественных видов. - М.: Издательский дом «Искусство», 2001. - 127с.
4. www.russ.ru/culture/krug_chteniya/bogi_ugasli_i_otstupili_goticheskoe_obschestvo_i_ego_vragi
5. http://www.qton.ru/239.html
6. http://gothic.centerblog.net/rub-murmures-funebres-8.html
8. http://www.expert.ru/printissues/siberia/2008/21/
[1] Е.И. Ротенберг. Искусство готической эпохи. - М.:«Искусство», 2001. - С.9
[2] Э. Мартиндейл. Готика. - М.: Слово, 2001. - с.7
[3] М.К. Претте, А. Капальдо. Творчество и выражение 2. - М.: Советский художник, 1985. - с.78
[4] М.К. Претте, А. Капальдо. Творчество и выражение 2. - М.: Советский художник, 1985. - с.72
[5] Е.И. Ротенберг. Искусство готической эпохи. - М.:«Искусство», 2001. - С.11
[6] Е.И. Ротенберг. Искусство готической эпохи. - М.:«Искусство», 2001. - С.12
[7] Э. Мартиндейл. Готика. - М.: Слово, 2001. - С.53
[8] Е.И. Ротенберг. Искусство готической эпохи. - М.:«Искусство», 2001. - С.14
[9] Е.И. Ротенберг. Искусство готической эпохи. - М.:«Искусство», 2001. - С.16
[10] Е.И. Ротенберг. Искусство готической эпохи. - М.:«Искусство», 2001. - С.16
[11] Е.И. Ротенберг. Искусство готической эпохи. - М.:«Искусство», 2001. - С.17
[12] Э. Мартиндейл. Готика. - М.: Слово, 2001. - с.79
[13] Е.И. Ротенберг. Искусство готической эпохи. - М.:«Искусство», 2001. - С.17
[14] Э. Мартиндейл. Готика. - М.: Слово, 2001. - с.89
[15] http://www.qton.ru/239.html
[16] http://gothic.centerblog.net/rub-murmures-funebres-8.html
08.12.2008
но не вещь.
Иосиф Бродский