taby27.ru о философии дизайне, имидже, архитектуре  


Малькова Кс. Взаимосвязь средневековой готической эпохи с современной готической субкультурой

Содержание

Введение ................................................................................... 3

1.     Значимость готического стиля как эпохального ...........................4

1.1.                  Философия готики .................................................6

1.2.                  Эстетика готики ................................................... 7

2.     Современная молодежная готическая субкультура ......................10

2.1.                  Влияние эстетики готической эпохи на современную 

            молодежную субкультуру ........................................13

Заключение .............................................................................. 15

Список источников ..................................................................... 17

Приложение ...............................................................................18

Введение

Одной из особенностей человеческой натуры является боязнь одиночества. Человек - целиком и полностью существо социальное, жизнь и времяпрепровождение в группе для него крайне важны. Именно поэтому люди объединяются в группы, компании и коллективы, исходя из многих факторов, таких как: возраст, социальный статус, интересы.

Особенно ярко выражено стремление к объединению у молодежи. Становление личности человека и формирование его мировоззрения во многом зависит от круга его общения. Находясь в группе, молодые люди чувствуют себя в безопасности. Во многом, выбор группы зависит от тех интересов и взглядов, которые формировались у человека до вступления в группу. Таким образом, у нашего современника есть достаточно широкий выбор тех молодежных субкультур, к которым он может примкнуть: от по-детски «мультяшных» эмо, агрессивных рэйверов, эпатажных панков, до меланхоличных модов или загадочных готов.

Все эти субкультуры - явление достаточно молодое и в основе его лежит попытка самореализации и поиска своего жизненного места среди молодых людей, в современном динамичном и изменчивом мире.

Одной из наиболее интересных (возможно в силу присущей ей ауры мистицизма) субкультур является готическая молодежная субкультура. Возможно потому, что название ее напрямую ассоциируется в понимании людей с временами мрачного средневековья; или потому, что их ценности и поведение обывателю кажутся извращенными и ненормальными.

Таким образом, цель данной работы - выяснить взаимосвязь между готической эпохой и современной готической субкультурой, через осмысление основ эстетики и философии обеих культур.

 Данная работа - это попытка осмыслить, в какой мере средневековая эстетика XIII - XV в.в. могла повлиять на философию молодежи конца XX - начала XXI в.в.

1.     Значимость готического стиля как эпохального

Каждая великая художественная эпоха  означает собой определенную ступень  творческой эволюции человечества. Каждая, являя собой целостный пласт культу­ры, порождает свой особый мир художествен­ных образов, спаянный единством мировоз­зрения и общностью отклика на требования времени, основополагающей образной идеей и взаимным родством форм пластического выражения - всем тем, чем определяется су­щество эпохи, ее характер и облик, отличаю­щий ее от других исторических этапов. Если обратиться в этом плане к готике, то среди других эпохальных систем она выделяется своими исключительными интегрирующими качествами - той мерой стилевой целостнос­ти, какой не были наделены ни романика, ни великие творческие этапы послеготических времен[1].

Определение «готический» было дано художественному стилю XII - XIVвеков несколькими веками позже его появления (в XVI  - XVII веках) и первоначально носило явно пренебрежительный смысловой оттенок: так определяли искусство, в широком смысле доренессансное и неитальянское. По сути он означал «варварский». Во времена возрождения готики в XVIII веке термин потерял оскорбительный оттенок и стал применяться по отношению к искусству, созданному между романским и ренессансным периодами[2].

 Этот типично северный стиль родился во Франции, точнее, в области Иль-де-Франс. Главными отличительными чертами готики являются наличие стрельчатых арок и неудержимая устремленность ввысь всех форм и структурных элементов.

Ее образным решениям при­суща активно направленная действенность и огромная сила внушения, - недаром по ин­тенсивности и эффективности выражения конфессиональной идеи с ней не может срав­ниться в европейском искусстве ни одна дру­гая художественная система.

Период поздней, или как ее еще называют, пламенеющей готики (XIV и XV века) характеризуется наибольшей декоративностью и ритмичностью линий[3].

Готический стиль как сугубо религиозный просуществовал почти и до наших дней; можно встретить немало католических и лютеранских церквей, построенных в XIX веке в стиле псевдоготики, отмеченных дурным вкусом и внешним подражательством.[4]

Готика придала новый облик средневековой Европе. Архитектура, живопись, декоративно-прикладное искусство, одежда - все отмечено печатью стилистического единства. Всему готическому искусству свойственно движение по восходящей. Этот стремительный взлет ввысь особенно ощутим в странах Северной Европы, где воздвигнуто немало устремленных в небо башен, увенчанных остроконечными шпилями. Даже в моде той эпохи господствуют удлиненные формы, например, женщины того времени носили изящные конусовидные шляпки. Также готический стиль прослеживается и в письме того времени: заостренные, ломаные декоративные буквы, в которые миниатюристы вплетали художественные образы. Такое письмо получило название готического.

Готическая архитектура выражает чувство религиозного порыва эпохи, которая пережила массовый фанатизм крестовых походов за овладение священной землей и познала глубокие потрясения, вызванные народными движениями, а так же повсеместной идеей централизации. Такой ход событий отразил новую расста­новку общественных сил, проявившуюся в сфере духовной и художественной культуры.

Если в романскую эпоху главной силой были монастырские объединения вокруг папы, то в готическую эпоху положение меняется в сторону усиле­ния светских слоев общества и прежде всего городов.

Конфессиальная активизация в эпоху готики сказывается в при­ближении храма и церковного ритуала к веру­ющему. Монументальные соборные построй­ки теперь возводятся не в монастырях, а в го­родах. Именно в готике вырабатывается тип церковного здания нового назначения - го­родской собор, культовое сооружение особой идейной значимости, призванное собирать под своими сводами все население города[5].

В религиозном сознании человека эпохи готики сильнее выявлен мо­мент личного переживания: непосредствен­ное вовлечение верующего в литургический обряд и более тесный эмоциональный кон­такт со зримыми сакральными образами. Такая форма приобщенности к вере и к риту­алу больших человеческих масс вносит в со­знание верующего новое качество - всеобщ­ность религиозного чувства.

Естественным следствием активизации ин­дивидуального отношения к вере в эпоху готи­ки были примеры отхода от строгой религиоз­ной ортодоксальности и распространение еретических учений. В отдельных случаях та­кого рода отклонения, по существу своему находившиеся на грани ереси, вводились цер­ковью в официальные рамки, чаще же ереси становились объектами преследований со сто­роны учрежденной в то время инквизиции.   

Особой насыщенностью социальными и религиозными конфликтами, а также распро­странением разного рода мистических идей отмечено XIV столетие, время поздней готи­ки, чему способствовала «Черная смерть», эпидемия чумы, обезлюдившая многие евро­пейские страны. Так в сумме сложнейших идейных перипетий и драматических собы­тий складывается картина духовной жизни в рассматриваемую эпоху[6].

1.1.         Философия готики

Философия готической эпохи, традицион­но именуемая временем зрелой схоластики, демонстрирует торжество умозрительного на­чала во всей его развитости и изощренности.

Грандиозные понятийные структуры возво­дятся на уровень высочайшей интеллектуаль­ной сублимации, но при этом они метафизи­чески отделены не только от живого потока жизни, но и от захватывающих эмоциональ­ных импульсов[7] и обострившегося чувства реальности - особенностей мироощущения, нашедших свой впечатляющий отклик в обра­зах готического искусства.

Обращаясь к философии времен вы­сокой готики, мы можем констатировать на­личие признаков ее внутреннего родства с современным ей искусством в одном специ­фическом пункте. Речь идет о параллели меж­ду многосложными умозрительными постро­ениями мыслителей-схоластов в форме все­объемлющих энциклопедических «сумм», с их архитектонической завершенностью, и под­черкнуто «системными» качествами готиче­ской художественной концепции, наглядно выявившимися в ее главном порождении - во всеохватывающем образном комплексе го­родского собора, в последовательной логике его композиционного строя и в развернутой иерархии его программных и образных значимостей[8]. Вряд ли в данном случае можно с полной уверенностью говорить о прямом и непосредственном воздействии мыслителей на зодчих и на мастеров других видов, - речь должна идти о возникшем на этом историчес­ком этапе показательном сближении самих принципов мышления в сфере духовного и ху­дожественного действия.

1.2.         Эстетика готики

Многие из исходных установок в эстети­ческой теории романики и готики были общи­ми для обеих эпох. И в том и в другом случае в полной мере сохраняется тезис о примате сверхчувственной идеи, воплощаемой в чув­ственных формах, о возвышении души в за­предельный мир сверхчувственной красоты, ведущем к постижению божества.

В приме­нении к художественной практике за этим тезисом стоит необходимость следования архетипу и верность освященным правилам иконографии. Ключевой тезис средневековой эстетики - Бог как исходное начало красоты - выражен у Ульриха Страсбургского в главе «О красоте» (сочинение «Сумма о благе») в следующей фор­мулировке: «Бог не только совершенно пре­красен в себе самом как предел красоты, но, кроме того, он есть причина конечная всей красоты... как солнечный свет, разливаясь и производя сияние и цветы, есть то, что созда­ет всякую телесную красоту»[9].

Форма и свет - две категории, определяющие сущность кра­соты. «Сотворенные вещи... в соответствии с природным строем, сначала были бесфор­менны, ибо земля была «безвидна и пуста», а затем получили форму, когда дух Божий но­сился над водами, благостью и духовной кра­сотой согревая и формируя ее»[10]. Из утверждений, высказываемых мысли­телями XIII столетия, заслуживает быть от­меченным суждение Бонавентуры, который различает два понятия красоты, распространяя понятие прекрасного не только на изоб­ражаемый художником объект, но и на само исполнение, на его художественную сторону, причем, по его словам, оба понятия могут оцениваться отдельно, независимо от пози­тивных или негативных качеств объекта изо­бражения. «Образ называется прекрасным, когда он хорошо написан... и тогда, когда хо­рошо изображает того, чей он образ... Так изображение дьявола называют прекрасным, когда оно хорошо изображает гнусность дья­вола, между тем как сама гнусность остается гнусностью»[11].

Еще одним важным эстетическим аспектом готического стиля является наделение большой значимостью фактора света (освещения).

Для фрески и для иконы функция реального физического света сводится к функции освещения.

Для мозаики реальный свет означает нечто большее: он  содействует цветовой активизации и качественному преображению смальтового слоя.  Еще существеннее роль света для витража:  свет составляет его жизненную субстанцию,  смысл и основу его существования - то двуединство, в котором материальность красок  трансформируется в цветовые лучи, то есть  в чистую цветовую энергию, преобразующую  свет солнца в бесконечно-изменчивое красочное многообразие[12]. И в данном случае должно быть подчеркнуто, что раскрытие в готике  богатейших образных ресурсов витражного искусства (в менее развитых формах витражи применялись и в романскую эпоху) произош­ло не как следствие длительного спонтанного процесса, а в форме своеобразного скачка - как результат прямой инспирации со стороны руководителя строительства церкви Сен Дени, аббата Сугерия[13].

Наконец, как еще одно проявление практи­ческой эстетики может быть расценено но­вое, сравнительно с романской эпохой, отно­шение к архитектуре, сложившееся в эпоху готики и нашедшее свой отклик в ученых кру­гах. Исходным моментом здесь было реаль­ное положение, которое заняла в ту пору ар­хитектура, когда с особой отчетливостью вы­явилась ее главенствующая и организующая роль в общей системе пластических искусств, сильнейшее эмоциональное воздействие ее нового образного языка при чрезвычайном усложнении инженерно-технической основы. Архитектор оказался в центре созидательной деятельности своего времени. Грандиозность и конструктивная изощренность соборных построек потребовали от зодчих развитого творческого воображения, обширных зна­ний, высочайшего мастерства и чувства боль­шой художественной и профессиональной ответственности.[14]

2.     Современная молодежная готическая субкультура

Одни подразумевают под gothic синоним слову мрачный, другие - эклектичность, соединение разнообразных стилей. Будучи и философией, и стилем жизни, готическая субкультура опирается как на прошлое, так и на будущее. Основной идеей, характеризующей готов, является непреодолимая тяга к самовыражению и реализации своего творческого потенциала в стремлении увлечь аудиторию вещами мрачными и пугающими, обыденно игнорируемыми, но вместе с тем имеющими большую, почти гипнотически - животную силу. Это может быть нечто тонкое и искушающее, а может быть ужасное и бросающее в дрожь. Главное - игра на тех сторонах жизни, которыми общество явно обладает, но боится признать за собой. Главная идея, таким образом, готической субкультуры - стремление взять темные стороны нашего «Я» и явить их свету таким образом, чтобы мы признали их частью себя независимо от того, насколько они хорошие или плохие.

Современная готическая субкультура зародилась в Западной Европе и Северной Америке в период конца 70-х, начала 80-х г.г. Как и сейчас, тогда это было течение в среде молодежи среднего класса, который на тот момент входил в состояние преуспевания. Получив некоторую экономическую свободу, молодые люди чувствовали внутреннюю нестабильность и недостаток идентификации. Пребывая в столь хрупком осознании себя, они не могли найти внутреннего равновесия, руководствуясь лишь системой ценностей, внушаемой извне. Ответом на данное замешательство в плане самоидентификации стало образование собственной социальной среды. Основой для данной субкультуры стал синтез исторических элементов, сильно тяготеющих к драматическим традициям, философиям и идеям байроновской Англии, Германии времен Второй Мировой, а так же эпохи американских битников.

Существуя некоторое время без какого - либо определенного названия, субкультура вначале была названа new romantics (новые романтики), а затем готы.

В целом готы характеризуют свое мировоззрение как «романтично - депрессивный» взгляд на жизнь. Эталонному образу гота присущи: замкнутость, частые депрессии, меланхолия, повышенная ранимость, мизантропия, мистицизм, неприятие стереотипов поведения и стандартов внешнего вида. Также характерной чертой готов является восприятие смерти как фетиша. В контексте готической культуры часто употребляется слово «танатофилия»[15].  В исходном смысле «танатос» - это не стремление к смерти, но скорее возможность, потенция разрушать, инстинкт смерти, больше развитый у мужчин, чем у женщин, тесно связанный с понятием «эрос».

Готика напрямую связана с образом смерти, и даже сам вид готов напоминает о ней. Восприятие смерти - одна из характерных особенностей готического мировоззрения и один из признаков принадлежности к готам. Образ смерти крайне важен в готической эстетике и проходит через многие пласты готической культуры. Нормальное состояние готов - angst (тоска) - достаточно всеобъемлющий термин, которым описывается обычное готическое состояние.

Готическая музыка родом из английского панка 70 - х годов. Она весьма разнообразна, но для нее характерны некоторые общие черты: мрачный атмосферный звук, ярко выраженный декадентский, депрессивный, романтичный и мрачный характер текстов.

На раннем этапе формирования готической субкультуры, готы и музыка были неразрывно связаны - готами тогда называли исключительно поклонников готических групп, и подобная ситуация продолжалась довольно долго. В настоящее время связь готов с музыкой несколько ослабла. Можно быть готом, не слушая готическую музыку.  Gothic - культура - это не только прослушивание музыки или чтение готических романов, но и готический имидж. Для готов понятие «имиджевый» равнозначно понятию «мрачный».

Мрачные цвета от головы до пят, черные волосы, обилие серебряных украшений и make-up холодных оттенков. В одежде популярны кожа, шелк, бархат. Иногда присутствуют элементы одежды эпохи ренессанса и даже раннего средневековья. Серебряные украшения - еще одна отличительная черта готического гардероба. Серьги, цепи, ожерелья, браслеты, кулоны, кольца - как правило, все украшения несут в себе какую - либо символику: католические распятия, пентакли, руны и фольклорные орнаменты.

Готическая субкультура охватывает все религии и их разновидности, она не имеет прямой привязки к религии. Готы активно используют религиозные образы в песнях, религиозные украшения в одежде, но все это носит саркастический характер и к религии отношения не имеет.

Но готическое мировоззрение выражается не только в манере одеваться. Существует готическая литература, которая представлена в основном писателями и поэтами, следующими философии экзистенцианалазма и романтизма: А. Камю, К. Ясперс, Бодлер, Р. Ремарк. Особо можно выделить Мери Шелли и Волпоул.

Готы отдают предпочтение кино, где обязательно культивируются темы вампиризма, мистицизма и смерти[16]. Готический кинематограф славится работами немецких экспрессионистов, в том числе черно - белыми фильмами начала XXвека. Культовое значение для гот - культуры приобрела американская экранизация «Дракулы» 30-х г.г. В среду готического кино попадают чуть ли не все фильмы о вампирах («Дракула» Ф.Ф.Копполы, «Интервью с вампиром», «Дракула 2000», «Голод» и др. (см.рис.5). К фильмам, которые называют готикой, часто относятся фильмы с депрессивным или мистическим содержанием: «Битлджус», «Ворон», «Эдвард Руки - ножницы», «Колдовство», «Семейка Адамс» и др.  

 Готов часто путают с сатанистами, очевидно из-за их вампирического стиля одежды. На самом деле готы с сатанистами не имеют ничего общего. Готы - это романтики-интеллектуалы, искатели красоты и эмоций.

2.1.         Влияние эстетики готической эпохи на современную молодежную субкультуру

Доподлинно неизвестно, почему современную субкультуру, получившую сначала название «новые романтики» затем переименовали в «готическую». Согласно единственной существующей (и хотя бы частично объясняющей этот факт) версией является теория о том, что субкультура была названа так не в честь немецкого племени завоевателей, а в честь того каннатотивного оттенка, которое это название носит: «готы - варвары». Субкультура, выходящая за рамки обыденности и подчиняющаяся лишь своим собственным законам может быть, по мнению остального общества, лишь «варварской». Но ведь именно по такой аналогии была названа и готическая художественная эпоха. Причина, по которой такие разные по времени и масштабу культуры получили одинаковое название одна - неприятие со стороны общества своего времени.

Некоторая взаимосвязь между готами и готической эпохой просматривается. Во-первых, влечение готов к мистицизму. Именно в эпоху готики зародилось наибольшее количество мистических течений (рыцари Храма, Чаша Грааля, ведовство). Колыбель мистических течений с одной стороны - и заинтересованность мистикой у современных готов с другой.

Во-вторых, время, которое теперь ассоциируется с готической эпохой, породило наибольшее количество ереси, что привело к разгулу инквизиции. Существуют целые средневековые трактаты, рассказывающие о том, как узнать нечисть и побороть ее (например, «Молот Ведьм» Я.Шпренгера и Г.Крамера). Инквизиция, суды, казни. Не следует забывать и о крестовых походах, когда в угоду церкви проливали кровь и погибали тысячи людей. Кроме субъективно человеческих деяний, эпоха готики ознаменована эпидемией чумы, унесшей жизни людей доброй половины Европы. Готическая эпоха - это во всех отношениях эпоха смерти. Пожалуй, ни в одну из эпох не погибало такое количество людей.

И с другой стороны - непреодолимое влечение представителей современной готической субкультуры к смерти. Смерть - ключевая фигура этой субкультуры. Но не страх смерти, а интерес к ней и понимание ее культивируется готами, отсюда - прогулки по кладбищам, сборы в склепах и проч.проявления готической «девиантности».

В-третьих, наряду с развитием церковной власти, во времена готической эпохи зарождается (впервые так явно с античных времен) интерес к науке: Дж.Бруно, Д.Бэкон, Парацельс, Н.Коперник и др. И с другой стороны, неподдельный интерес современных готов к точным наукам, в отличие от представителей других маргинальных субкультур. Именно готов (из всех остальных молодежных течений) считают самыми интеллектуально развитыми, и это действительно так. Современный гот имеет хорошее высшее образование и стремится к получению высокой должности.

В-четвертых, извращенное (для современника) понимание прекрасного. Искусно выполненные изображения чудовищ и монстров художественной готической эпохи наводили и наводят на людей и по сей день страх, благоговение и удовольствие от любования прекрасным одновременно (здесь вспоминаются эмоции послушника из книги У.Эко «Имя розы», когда он рассматривает портал готического собора). Такие изображения пугают, но вместе с тем заинтересовывают, вызывают желание рассматривать.

Так и современные готы пытаются найти прекрасное в том, что у обыденного человека вызывает страх: то, что создают современные готы (особенно поэзия и художественное искусство) основано на идеях мистики и смерти (рис.1,3), в их произведениях имеют место трагичность и драматичность. Радость для гота не может быть прекрасна, т.к. имеет только одну сторону, в то время как страдание и тоска многогранны, имеют множество оттенков и полутонов. Через чувство трагичности к готу приходит мироощущение, по аналогии с тем, как виды чудовищ готической эпохи должны были вселять в паству любовь к всевышнему, т.е. стремление к прекрасному через ужасное.

Заключение

Несмотря на некоторые аспекты готической эпохи, оказавшие влияние на молодежную готическую субкультуру, между ними есть некоторые существенные различия. Самое важное и главное из них заключается в том, что готические времена характеризуются всеобщностью религиозного чувства. Именно в это время активизируются связи церкви и верующих: церковь не самостоятельная единица, отныне она интегрирована в общество (посредством строительства городских соборов).

Что касается отношения современных готов к религии, то здесь однозначно оценить ситуацию достаточно сложно: некоторые из них принадлежат к какой-либо конфессии, однако вера не является для них первостепенным фактором. Как отмечают исследователи готической субкультуры, многие из ее представителей вообще не имеют веры как таковой, а к религиозным аспектам относятся с сарказмом. Поэтому и религиозную символику готы используют лишь как атрибутику для создания своего образа, а не для выражения глубокого религиозного чувства (см.рис.4). Религия для гота - это инструмент формирования имиджа, а не платформа для формирования мировоззрения.

Таким образом, можно сделать вывод о том,  что напрямую современная готическая субкультура не зависима от средневековой эпохи. Главным образом, этот факт заключается в том, что целью всего готического искусства и культуры было стремление к Богу, в то время как современные готы к религии относятся весьма халатно. Однако нельзя отрицать того, что дух эпохи средневековья, заключающийся не только в искусствах, но и науке, быте людей, социальной, политической, культурной ситуации в те времена, наводит на мысль, что некоторая весьма явная взаимосвязь между средневековой эпохой и современными готами все-таки существует: современные готы в своей эстетике опираются на то эмоциональное и духовное состояние, которое было присуще готической эпохе, с ее разгулом смерти и мистицизма.

Загадочность этой эпохи пугает и притягивает одновременно (как ужасные горгульи на порталах Нотр Дам де Пари). Тоже самое ощущение вызывают у наших современников представители готической субкультуры, их поведение и плоды их деятельности. Готика, как историческая, так и современная ассоциируется со смертью, мистикой, трагизмом, мрачностью, неопределенностью, тревогой (см. рис.6,7). Именно эти качества отражаются в представлении о мире современных готов.

 Готика - эпоха неоднозначности, перелома, своеобразный переход от «варварского» к «высшему», возможно в этом кроется причина обращения к ней молодых людей, находящихся в поисках своего «я».

Список источников

1.     Э. Мартиндейл. Готика. - М.: Слово, 2001. - 288с.

2.     М.К. Претте, А. Капальдо. Творчество и выражение 2. - М.: Советский художник, 1985. - 167с.

3.     Е.И. Ротенберг. Искусство готической эпохи. Система художественных видов. - М.: Издательский дом «Искусство», 2001. - 127с.

4.     www.russ.ru/culture/krug_chteniya/bogi_ugasli_i_otstupili_goticheskoe_obschestvo_i_ego_vragi 

5.     http://www.qton.ru/239.html

6.     http://gothic.centerblog.net/rub-murmures-funebres-8.html

7.     www.soporaeternus.ru

8.     http://www.expert.ru/printissues/siberia/2008/21/

 

 

 

 

 



[1] Е.И. Ротенберг. Искусство готической эпохи. - М.:«Искусство», 2001. - С.9

[2] Э. Мартиндейл. Готика. - М.: Слово, 2001. - с.7

[3] М.К. Претте, А. Капальдо. Творчество и выражение 2. - М.: Советский художник, 1985. - с.78

[4] М.К. Претте, А. Капальдо. Творчество и выражение 2. - М.: Советский художник, 1985. - с.72

[5] Е.И. Ротенберг. Искусство готической эпохи. - М.:«Искусство», 2001. - С.11

[6] Е.И. Ротенберг. Искусство готической эпохи. - М.:«Искусство», 2001. - С.12

[7] Э. Мартиндейл. Готика. - М.: Слово, 2001. - С.53

[8] Е.И. Ротенберг. Искусство готической эпохи. - М.:«Искусство», 2001. - С.14

[9] Е.И. Ротенберг. Искусство готической эпохи. - М.:«Искусство», 2001. - С.16

[10] Е.И. Ротенберг. Искусство готической эпохи. - М.:«Искусство», 2001. - С.16

[11] Е.И. Ротенберг. Искусство готической эпохи. - М.:«Искусство», 2001. - С.17

[12] Э. Мартиндейл. Готика. - М.: Слово, 2001. - с.79

[13] Е.И. Ротенберг. Искусство готической эпохи. - М.:«Искусство», 2001. - С.17

[14] Э. Мартиндейл. Готика. - М.: Слово, 2001. - с.89

[15] http://www.qton.ru/239.html

[16] http://gothic.centerblog.net/rub-murmures-funebres-8.html

08.12.2008

...материя конечна
но не вещь.
Иосиф Бродский