taby27.ru о философии дизайне, имидже, архитектуре  


Колотухина О. Хай-тек как стилевое явление

Хай-тек как стилевое явление: Анализ конкретных примеров

 

Студентки 5 курса, з/о

Факультета связей с

общественностью и рекламы

по специализации реклама

Колотухиной Ольги

 

Екатеринбург 2008г.

 

Хай-тек (англ. high-tech - высокие технологии) - художественное течение, возникшее в 70-80-е годы XX века. Характеризуется предельной функциональностью, обилием стекла, пластика, бетона, металла, использованием передовых технологий и доминированием прямых линий.

Стиль хай-тек, как последний из оформившихся стилей XX века, символизирует современность, экстравагантность, удобство, даже некоторую дерзость. Как следует из названия, хай-тек - это отражение века «высоких технологий», здесь используется самая передовая техника, прочные строительные и отделочные материалы. Здесь, как и в минимализме, нет ничего лишнего, все подчинено лишь одному правилу: сделать все, чтобы вам было комфортно и уютно. Если вы - личность энергичная, живущая в ритмах постиндустриальной эпохи, устремленная в будущее, то вам подойдет это современный и модный стиль.

Само понятие «хай-тек» в архитектуре и дизайне употребляется с опубликованием одноименной книги С. Слецина и Дж. Крона в 1978 году. Стиль возник из дизайна промышленных помещений, где все элементы обстановки подчиняются функциональному назначению, и поначалу представлял собой скорее подход к архитектуре, чем особый стиль.

Для архитектуры и дизайна в стиле хай-тек характерно «метафорическое» использование привычных атрибутов современной техники. В результате получается противопоставление функции и привычных образов, нарочитое экспонирование и преувеличение технических атрибутов. Для хай-тека также характерен отказ от традиционных строительных материалов (камня, дерева, кирпича) в пользу нетрадиционных синтетических материалов (асбестовой плитки, стекловолоконных изоляци­онных материалов, стальных балок перекрытия и пластиковых окон).

Монументальность «архитектуры как ис­кусства» сменяется деловитой нейтральностью. Вынесенные за пределы наружного ограждения несущие стальные конструкции образуют подобие строительных лесов, в которых проходят коммуникации и сети инженерного оборудования. Иногда это абсолютно «машиноподобные» формы, явно заимствующие детали массового производства. За таким образом просматривается отражение сардонических метафор поп-арта и абсурдной машинерии дадаистов. Заряд отрицания переводит архитектуру в антиархитектуру.

Наряду с архитектурой хай-тек с конца 70-х завоевывает дизайн жилой среды. Хай-тек в дизайне придерживается основных принципов архитектурного хай-тека. Его основным методом здесь становится использование промышленного оборудования: проволочная сетка, пластиковые трубы, гальванизированная сталь и антифрикционная резина. Жилой интерьер зачастую рассматривается как ассамбляж из вещей, изготовленных для иных целей. Коммуникации (воздуховоды, вентиляционные шахты, трубопроводы) и несущие конструкции становятся декоративными элементами - здесь они не прячутся, а наоборот гордо выпячиваются, а иногда даже имитируются. Все они не просто участвуют создании интерьера - они его основа.

Хай-тек пропагандирует внедрение в жилье мебели из стандартных металлических элементов, выпускаемых для стеллажей заводских складов или раздевалок в «бытовках». В обстановку жилищ стали вводить автобусные, самолетные и даже зубоврачебные кресла, в качестве бытовой посуды использовать лабораторное стекло. В предметный дизайн хай-теком были привнесены новейшие индустриальные материалы и сборные элементы. Элементы индустриальной эстетики перешли в жилое помещение, где дальнейшим развитием вышла смесь высоких технологий и конструктивизма. В формообразовании мебели и других объектов дизайна используются технические детали из военной или научной областей электронного технического оборудования.

 

     

 

Хай-тек справедливо называют стилем рационалистов; интерьер в этом стиле всегда отличают предельная строгость, лаконизм форм и полное отсутствие декора. Роль последнего, по сути, играет материал, то есть продукт высоких технологий, который уже сам по себе демонстрируется как достижение дизайна. При этом функция предмета выставляется на всеобщее обозрение и становится главным выразительным элементом такой обстановки.

Считается, что хай-тек - это эстетика, прямо противоположная стилям, в которых используются преимущественно натуральные материалы. Здесь в основе принципа формирования окружающей среды традиционно лежат сборные технические детали, стекло, металл и бетон, а также различные пластики и прочие искусственные покрытия. В интерьере хай-тека априори не может быть «теплых» предметов, которые и создают уютную домашнюю обстановку. Все строго, достаточно минималистично и... чрезвычайно дорого. Это естественно - ведь эстетика грубой простоты промышленных помещений, перекочевав в жилую среду, не могла пользоваться теми же средствами и материалами и потребовала для воплощения своих идей все самое лучшее и современное.

В этом смысле хай-тек часто называют не столько стилем, сколько уровнем, определяющим стандарт высочайших технологий. Например, та же Эйфелева башня, которую мы по времени ее создания привыкли ассоциировать с эпохой модерна, представляет собой произведение хай-тека, поскольку является смелым экспериментом, в котором использован максимум возможностей технологий и материалов своего времени.

Эстетика хай-тека - совершенно особая, она идет вразрез с традиционными представлениями о высоком искусстве. С одной стороны, это дизайн, созданный с помощью брутальных материалов, таких, как железобетон или массивные металлические конструкции. С другой - это стиль абсолютно изящный, построенный на сочетании хромированных поверхностей, стальных тросов, конструктивно выразительных технических элементов, конечно же, стекла, глянцевого пластика и т. д. Красота хай-тека заключается в том, что какой-нибудь болт или кронштейн, имеющий на первый взгляд лишь сугубо практический смысл, оказывается, может оставлять ощущение несомненного эстетического удовольствия. С архитектурой понятнее: здесь автор добивается визуального совершенства благодаря новым первоклассным материалам, например какому-нибудь пылеотталкивающему стеклу или хромированной стальной колонне, тросам, подвешенным к далеко разнесенным опорам, которые обязательно настраивают сознание на чрезвычайно дорогое и солидное сооружение. В интерьере следует творить с обязательной поправкой на среду. Несмотря на присутствие конструкций, характерных для промышленного дизайна, которые зачастую даже не несут функциональной нагрузки, а выступают просто выразительным элементом, главное - максимально использовать пространство, которое (увы) ограничено и (ура!) предназначено для жизни. Поэтому классический хайтековский дизайн интерьера - это, прежде всего гимн материалу и воплощенному с его помощью рациональному обустройству помещения. Почти как в кабине космического корабля, где нет ничего лишнего и неоправданного с практической точки зрения, где каждая деталь необходима и все максимально удобно для пользования.

 

Текстура и цвет

Хай-тек как стиль высоких технологий, пропагандирует эстетику современного материала: стекла, металла, бетона, камня, натурального дерева, открытой кирпичной кладки и разнообразных современных синтетических материалов. Никаких особых ограничений у стиля нет, вы можете применять как обычную краску или штукатурку, так и жидкие или объемные обои с рельефом, плитку, натуральный камень, ламинированное дерево, линолеум.

Главное в этом стиле соблюдать принцип техногенности. Хай-тек демонстрирует высокие качества пластиков, легких сплавов, новых композитных материалов, цветных блестящих и прозрачных поверхностей. Как объект внимания этого стиля можно отметить текстильные изделия с лазерной обработкой, с использованием металлических нитей прозрачных, бронзового, золотого, стального тонов. Ну, и нельзя обойти вниманием пластик в любых его проявлениях: мягкий, гладкий, упругий, прозрачный и прочее. К элементам хай-тека относятся: пластиковая мебель (в том числе и плетенная из синтетических волокон), посуда, акриловые натяжные потолки и так далее.

Цвет, а тем более рисунок для хай-тека, собственно, не важны и не являются характерными деталями. Интерьер в этом стиле больше строится на сочетании пространства и света. Основу так же, как в минимализме составляют черный, белый и серый цвета. К ним могут добавляться любыми другие чистые, несмешанные оттенки: красный, синий, зеленый, желтый. Рисунков и декоративных элементов практически нет. Этот стиль не терпит небрежности, вычурности и излишества - все должно быть ровным и гладким: бескомпромиссно чис­тые, часто блестящие поверхности стен, потолка, пола, оконных рам, дверных коробок.

Свет

Свет, в отличие от цвета и рисунка, очень важен. Кроме общего света, который дает основной источник, хай-тек предусматривает всевозможные виды дополнительного освещения. Гармонично здесь будут смотреться современные светильники на кронштейнах, подставках, а также вмонтированные в мебель.

Вообще светильники - благодатная почва для техногенной эстетики, царства металла и пластики, простых форм и линий, эргономики и безупречной функциональности. Жесткие композиции создают системы токовых шин. Очень красиво в этой обстановке смотрятся стеклянные плафоны из молочного или цветного матового стекла простой формы.

Мебель

Мебели в хай-тековском интерьере - минимум, она удобна и практична. Пропорции мебели должны быть тщательно продуманы, конструкции легкие, формы четкие и геометрические. В качестве материалов используется кожзаменитель, пластик, полированный металл. Фурнитура, по большей части, должна быть серебристая и блестящая.

Подберите комплект из стульев, кресел или дивана из хромированного металла и кожзаменителя. Вместо шкафа, стенки и горки лучше поместить стеллажные модули с закрытыми и открытыми секциями. Они могут быть из любого материала, например, пластиковые, стеклянные или деревянные полки, укрепленные на металлическом каркасе из полированных труб.

Аксессуары

Создавая интерьер в стиле хай-тек, нужно помнить, что при всей кажущейся простоте он требует тщательного продумывания и отбора всех элементов. Любой чужеродный предмет, например, из фарфора и хрусталя, может испортить впечатление. Мебель, ткани, посуда также должны быть гладкими и блестящими. Фаворит стиля - посуда «техно» из матового цветного стекла или глазурованного фаянса, одноцветная, без орнамента и рисунков, четкой геометрической формы в виде шара, цилиндра, конуса, призмы.

Блеск как бы увеличивает пространство, добавляет свет, создает ощущение стерильности. Этому вполне способствуют и зеркала. Обратите особое внимание на рамы. Желательно чтобы они были простые гладкие и одноцветные, впрочем, можно вполне обойтись вообще без рам, но обязательно нужно хорошо продумать, куда их повесить.

Откажитесь от стандартных занавесок, гардин и портьер, они будут в такой обстановке неуместны. Лучше спрячьтесь от солнца с помощью жалюзи или экранов. Отдайте предпочтение пластиковым или металлическим жалюзи. Если этот вариант вас не устраивает, ограничьтесь тонированным стеклом.

В качестве завершающего акцента, выражающего вашу точку зрения на мир, используйте фотографии (желательно в монохромной гамме), графические или авангардистские полотна. Следите, чтобы багет сочетался с рамами на зеркалах и остальными деталями интерьера. Характерной особенностью вещей хай-тек можно назвать элегантную простоту и ясность выражения идеи.   Хай-тек - очень урбанистичный стиль, поэтому он близок современному стильному человеку, любящему активную жизнь.

 

Анализ конкретных примеров

В отличие от конструктивизма и структурализма, основными средствами выражения у которых служили конструкции на основе железобетона и стекла, хай-тек ориентирован на эстетическое освоение металлических конструкций в сочетании со стеклом. Кроме того, хай-тек активно включает в архитектурную композицию зданий элементы их инженерного оборудования - воздуховоды, вентиляционные шахты, трубопроводы. Опираясь на сугубо технологическую практику промышленных предприятий маркировать различными цветами трубопроводы разных инженерных систем, хай-тек стал использовать этот прием в общественных зданиях уже в качестве композиционного средства.

Идейными и эстетическими предпосылками хай-тека справедливо считают работы арх. Я. Чернихова. Он оставил в своих многочисленных архитектурных фантазиях 30-х гг. композиции зданий и сооружений, в облике которых гармонично сочетаются стержневые несущие стальные конструкции с аскетичными плоскостями ограждающих и элементами инженерных систем и оборудования. Приоритет Я. Чернихова отражён и в наиболее обширной монографии американского историка архитектуры Д. Колина, посвященной хай-теку и переведённой на большинство европейских языков.

В практическом плане предтечами хай-тека в XIX в. считают "Хрустальный дворец" Д. Пекстона, а в ХХ в. - творчество Мис ван дер Роэ. Выдающийся зодчий, начинавший как функционалист, в поздний период творчества /50-60-е гг./ стал принципиальным антифункционалистом. Исходя из недолговечности функций, приводящей к раннему моральному старению капитальных зданий, он стремился проектировать здания с универсальным внутренним пространством, легко приспосабливаемым к меняющимся функциям. Средством для этого Мис ван дер Роэ избрал большепролётные конструктивные системы с выносом несущих конструкций из внутреннего пространства наружу и креплением к вынесенным несущим - ограждающих конструкций. При этом основу архитектурной композиции составлял строгий метр и форма несущих конструкций, выполненных из стальных стержней открытого профиля /широкополочные двутавры, швеллеры и пр./.

Хай-тек не только унаследовал эти приёмы, но и существенно их развил и обогатил. Наряду с применением в композиции традиционных несущих конструкций-рам, ферм, каркасов - стали применяться комбинированные системы из жёстких и тросовых элементов, с активным использованием последних, как выразительного средства.

Отличительным признаком решения несущих конструкций в хай-тэке стало применение стержневых элементов закрытого сечения /труб круглого или прямоугольного сечения/ вместо элементов открытого сечения. Частично это диктуется не конструктивными, а эстетическими требованиями - подчеркнуть "техничность" композиции. Такова, например, композиционная роль вертикальных несущих труб в композиции здания банка в Мюнхене /арх. В. и Б. Бетц, 1982 г/, ствольно-стоечно-подвесной конструктивной системы. Часто композиционными соображениями подчёркнутой "техничности" диктуется преувеличение габаритов сечений несущих конструкций /сверх необходимых по расчётам/, громоздкость конструкций и узлов, их спряжений, избыточное число и сечения диагональных крестовых связей и т. п.

Однако в наибольшей степени специфичности облика сооружений хай-тека способствовал прогресс в решении и применении металлических наружных ограждающих конструкций, который позволил принципиально модернизировать внешний облик зданий, их силуэт, цвет и фактуру фасадов.

Это можно легко проследить, рассмотрев композицию здания Конгресс-халле в Берлине /арх. Р. Шуллер и У. Шуллер-Витте, 1973-1879 гг./. Силуэт здания напоминает облик корабля, что оказалось возможным благодаря применению алюминиевых наружных стен и устройству в них своеобразных светопроёмов, напоминающих корабельные иллюминаторы. Тенденция к иг ровому преувеличению габаритов несущих конструкций нашла отражение и в композиции Конгресс-халле. Продольные фермы - диафрагмы, предназначенные для восприятия распора складчатого покрытия явно преувеличены по высоте и сечениям элементов.

Хай-тек естественно и целенаправленно захватывает в свою орбиту не только облик и интерьеры зданий, но и внешнюю среду - элементы благоустройства и декоративную скульптуру, выполненную из того же материала, что и фасады. Перед зданием Конгресс-халле на низком постаменте установлена декоративная скульптура в виде связки алюминиевых "колбас" иронично контрастирующая своими текучими формами с подчёркнуто геометричными формами здания. Та же ироничность присуща и декоративной скульптуре перед алюминиевым фасадом здания Технологического научно-производственного центра Берлинского технического университета, построенного в 1983-1986 гг. по проекту арх. Г. Бесселя и П. Байера.

Эта скульптура в классической форме пирамиды при выполнении из алюминия почти невесома, и этот контраст между монументальностью формы и легкостью современной конструкции подчёркнут изваяниями маленьких алюминиевых человеческих фигурок, поднявших пирамиду в воздух над низким пьедесталом.

Однако, наиболее ранним, известным, "знаковым" произведением хай-тека стало здание Центра искусств им. Ж. Помпиду на площади Бобур в Париже, построенное в 1972-1979 гг. по проекту арх. Р. Пиано и Р. Роджерса.

Проектируя Центр искусств, авторы, исходя из задачи создания свободного экспозиционного пространства, применили принцип Мис ван дер Роэ, но довели его до абсурда. В здании шириной 50 м каждый из шести наземных этажей перекрыт стальной фермой, опёртой на наружные решетчатые опоры. Пролёт в 50 м для демонстрации книг и картин явно избыточен, а соответствующая такому пролёту высота ферм привела к тому, что почти половина объёма здания занята межэтажными межферменными пространствами. Витражные наружные стены не отвечают требованиям организации экспозиции. В связи с этим внутри здания приходится устанавливать /за стеклянными витражами/ дополнительные глухие стенки для организации экспозиционных плоскостей.

    Хотя здание имеет строгий прямоугольный объём, его облик и силуэт нечёток, так как авторы (в отличие от Мис ван дер Роэ) ушли от ясной артикуляции укрупнённой чистой формы наружного каркаса, а придали ему дробную форму более похожую на строительные леса, чем на несущую конструкцию. Систему фасада дополнительно лишает чёткости избыточное число продольных крестовых связей. Еще больше усугубляет нечёткость формы здания вынесение на фасад многочисленных различно окрашенных трубопроводов внутренних инженерных систем. Окончательное визуальное разрушение архитектурной форме здания нанесло диагональное размещение вдоль главного фасада прозрачной пластмассовой трубы, в которой размешен эскалатор. Предназначенный первоначально для удобного входа на нужный экспозиционный этаж, сегодня этот эскалатор используется преимущественно как обзорный аттракцион, конкурируя в туристическом бизнесе с Эйфелевой башней. В результате вынесения на фасад всех конструктивных, инженерных и транспортных систем, сооружение вызывает смутную ассоциацию с вывернутым наизнанку живым организмом, входя в вопиющее противоречие с принципами архитектурной бионики.

Дальнейшее развитие хай-тека проходит в борьбе двух тенденций, начатых парижским Центром им. Помпиду и берлинским конгресс-халле: нарочитого усложнения внешнего объёма здания второстепенными техническими и технологическими аксессуарами и тяготением к тектонической ясности сооружения.

Примером развития первого направления служит здание страховой компании Ллойда в лондонском Сити, построенного по проекту Р. Роджерса /одного из авторов Центра им. Помпиду/ в 1986 г. 12-этажное здание офиса Ллойда имеет предельно ясную объёмно-планировочную структуру. Это прямоугольное в плане трёхпролётное здание с металлическим каркасом и центральным атриумом, перекрытым стальными полуциркульными арками. Колонны каркаса выполнены из круглых стальных труб, ребристые междуэтажные перекрытия устроены по металлическим балкам. Чёткий прямоугольный объём здания по каждой из сторон "оброс" относительно мелкими прямо - и криволинейными пристройками, для размещения коммуникаций, лифтов, лестниц, технологических балконов и т. п. Именно они дробят основную чёткую форму сооружения, придавая композиции задуманный автором эффект особой техничности облика, дополненный многочисленными расположенными на фасаде трубами, блеском металлических листов ограждений технологических балконов и т. п. Эмоциональному "шоку" при восприятии способствует и размещение композиции в очень плотной исторической застройке Сити.

    Примером развития второго направления хай-тека может служить построенное в том же 1986 г. и то же англичанином Н. Фостером здание высотного офиса банковской корпорации Шанхай-Гонконг в Гонконге. Конструктивная система здания ствольно-мостовая. Восемь ствольных опор расположены по торцам здания. Каждая из этих опор состоит из четырех колонн круглого трубчатого сечения, объединенных поэтажно жесткими перемычками в полый пространственный стержень - ствол. По высоте здания стволы через семь, шесть, пять и четыре этажа объединены однопролётными двух консольными фермами высотой в два этажа. Фермы выполнены из труб. В направлении, перпендикулярном фермам, ствольные опоры объединены жестким ростверком из диагональных связей. Пролёт ферм - 38,4 м. В середине пролёта ферм расположены стальные подвески, несущие конструкции междуэтажных перекрытий. Такая ствольно-мостовая /или ствольно- ростверковая/ конструктивная система позволила обеспечить полную свободу планировки всех рабочих этажей банка в пролёте свыше 38 м. Между четырьмя парами стволов созданы соответственно три пространственных слоя, свободных от опор. Авторы использовали это обстоятельство и в композиции внешнего объёма здания, соответственно его расчленив. Визуально здание представляет собой композицию их трёх "пластин" высотой в 28, 35 и 41 этаж, но одинаковых по толщине /16,2 м./. Преимуществом архитектурной композиции Гонконг-банка при всей сложности конструктивного решения является чёткая структурность образа, контрастирующая с "замутнённостью" композиции Центра им. Помпиду и страховой компании Ллойда. При значительном /в духе хай-тека/ преувеличении сечений несущих конструкций Гонконг-банка они выполнены с исключительным совершенством и элегантностью, что позволяет им играть ведущую роль в решении фасадов и интерьеров здания, а грандиозность и "техничность" конструктивных элементов здания дали возможность английскому критику К. Фремптону сравнить здание банка с установкой для запуска космических ракет на мысе Канаверал.

    Эта ассоциация не случайна, так как Н. Фостер признаёт, что при разработке проекта обращался к "источникам, находящимся за пределами традиционной строительной индустрии. Мы пользовались опытом группы, которая проектировала самолёт "Конкорд", практикой военных учреждений, занимающихся созданием мостов, способных выдержать нагрузки от танков, достижениями авиастроительных фирм, особенно американских". Столь же чётки композиции проектов и построек Н. Фостера 1990-х гг.: проект башни Миллениум для Лондона /1990 г/ или высотный офис коммерческого банка во Франкфурте-на-Майне /1994-1997 гг./, который сам автор охарактеризовал, как "первую в мире экологичную бюро башню."

    К концу 90-х гг. второе направление развития хай-тека становится главенствующим. В нём теперь работает даже Р. Роджерс, уйдя от усложненных композиций 70-80-х гг. В этом отношении наиболее ярким примером позднего хай-тека стала композиция здания Европейского суда по правам человека в Страсбурге, построенного по проекту Р. Роджерса в 1997 г. Проектируя его, автор руководствовался собственной идеологической программой "создать немонументальный монумент" - здание весьма социально значимое /Совет Европы объединяет свыше 30 стран/ и в то же время демократичное, так как Европейский суд призван защищать индивидуальные права человека. Композиция здания несимметрична. Его административная часть, расположенная на берегу водоема, повторяет своей вытянутой изогнутой формой очертание береговой линии, членена горизонтальными поэтажными ленточными тягами и нарастает пятью уступами к вертикальному цилиндрическому объёму. Он служит для коммуникации между административным корпусом и залами судебных заседаний, в его пространстве расположены батареи лифтов и лифтовые холлы. Завершают композицию объёмы двух залов судебных заседаний. Они являются функциональным и архитектурным ядром композиции. Это два поднятых над землей больших глухих алюминиевых цилиндра со скошенным верхом. Цилиндры обращены друг к другу повышенными сторонами объёмов, и по мнению автора вызывают ассоциации с весами богини правосудия Фемиды. Композиция здания Европейского суда при всей её функционально обусловленной сложности и асимметричности в целом обладает крупной легко прочитываемой формой, лишенной назойливой дробности раннего хай-тека. Облик здания оживляет введение цвета. Ярко красный цвет Ч-образных связей на фасадах залов заседаний и технологических надстроек согревает холодный блеск алюминиевой облицовки.

Список литературы:

 

  1. «Популярная художественная энциклопедия», В.М.Полевой, Москва, 1986г.
  2. «Введение в философию дизайна. Вещь. Форма. Стиль», Т.Ю. Быстрова, Екатеринбург, 2001г.
  3. «Дизайн и время. Стили и направления в современном искусстве и архитектуре», Л. Бхаскаран, Москва, 2005г.

4. www. Dizain14/php

5. «От «новой архитектуры» до постмодернизма», А.В. Иконников, Москва, 1982г.

6. «Новые горизонты архитектурного творчества», А.В. Рябушин, Москва, 1990г.

 





...материя конечна
но не вещь.
Иосиф Бродский