Вопросы к экзамену по философии 2009-2010 уч.г.
- Проблема происхождения философии.
- Психологические предпосылки философского мышления.
- Социальные предпосылки формирования философского мышления.
- Философия как мировоззрение.
- Уровни философского знания.
- Мифологический и философский способы освоения мира. Соотношение мифологического и философского начал в мировоззрении отдельного человека.
- Диалектика как способ представления философского и научного знания.
- Исторические типы диалектики (на конкретном примере).
- Философия и наука.
- Специфика научного и философского понятия.
- Структура философского знания. Онтология как раздел философии, его проблематика.
- Гносеология как раздел философии, его проблематика. Значение гносеологии для PR-дискурса.
- Антропология как раздел философского знания. Основные историко-культурные модели человека в философии.
- Аксиология как раздел философского знания. Отличие ценностного подхода. Потенциал аксиологии для PR-дискурса.
- Натурфилософия Древнего Китая. Учение о силах «ян» и «инь». Диалектика «Книги перемен».
- Проблема человека в философии даосизма. Представления о «дао» и «дэ», их влияние на эстетику и искусство Дальнего Востока.
- Учение Конфуция о человеке. Диалектика Конфуция. Основные черты "благородного мужа".
- Философия Упанишад. Антропология и гносеология брахманизма.
- Буддизм о человеке. Человек как становление.
- Идея нирваны в буддизме / Влияние буддизма на образ жизни или искусство региона.
- Поиски первоначала в ранней греческой философии.
- Учение Пифагора о числе.
- Формирование идеи космоса в ранней греческой философии.
- Учение Парменида-Зенона о бытии. Роль апорий Зенона в доказательстве онтологических положений Парменида.
- Учение Гераклита об огне-Логосе. Диалектика Гераклита.
- Диалектический метод Сократа.
- Учение Платона об идеях. Значение понятия «идея» для последующего развития философской мысли.
- Учение Платона о душе. Трактовка знания. Структура души и виды добродетели.
- Представления Платона об искусстве и художественном творчестве.
- Метафизика Аристотеля. Учение о сущностях. Учение Аристотеля о четырех видах причин.
- «Поэтика» Аристотеля. Трактовка искусства как мимезиса / Этика Аристотеля.
- Римско-эллинистическая этика. Общая характеристика и анализ конкретного примера.
- Формирование теоцентрической модели мира в философии Августина Блаженного.
- Основные проблемы философии Нового времени.
- Рационалистический метод Рене Декарта (по работе «Рассуждение о методе»).
- Гносеология Фрэнсиса Бэкона. Критерии достоверного знания.
- И. Кант «Критика чистого разума». Понятия «субъект», «вещь-сама-по-себе». Априорные формы чувственности, рассудка, разума.
- Учение И. Канта о категорическом императиве. Этика И. Канта.
- Трактовка прекрасного и целесообразного в работе И. Канта «Критика способности суждения».
- Анализ античности в работах Ф. Ницше.
- Идея переоценки ценностей в философии Ф. Ницше. Основные методологические установки «философии жизни» и их значение для последующего развития философии.
- Основные проблемы философии экзистенциализма (на конкретном примере).
- Экзистенциализм Ж.П. Сартра / А. Камю: идейно-теоретические основы, реализация подхода в художественном тексте.
- Национальное своеобразие и проблематика русской философии.
- Философия всеединства Вл. Соловьева.
- Философия творчества Н.А. Бердяева.
...материя конечна
но не вещь.
Иосиф Бродский
но не вещь.
Иосиф Бродский