Самостоятельная работа по философии для пропустивших занятия "Мировоззрение и картина мира философа (писателя, художника, ученого)"
- Существенные характеристики мировоззрения как такового, его отличие от мироощущения, мироотношения и т.п.:
-
-
- - Важнейшие исторические и личные обстоятельства формирования мировоззрения выбранного вами автора. Основные параметры картины мира, в рамках которой происходил этот процесс (космоцентризм, теоцентризм, антропоцентризм, субъектоцентризм, мир как воля, поток и т.п.).
- Является ли это мировоззрение:
- мифологичным,
- философским,
- религиозным,
- научным,
- художественным по своему характеру?
Докажите свою оценку. - Какие отрасли знания интересуют изучаемого вами автора прежде всего и чем это вызвано? Какая проблема (проблемы) выступают в нем в качестве главных, наиболее значимых, стержневых? Докажите, ссылаясь на обстоятельства и первоисточники (хотя бы одна цитата).
- Как выглядит для выбранного вами автора основной вопрос философии и каков ответ на него? Как можно классифицировать его принадлежность к тому или иному направлению, исходя из взглядов на начало мира и способы его познания:
|
|
Докажите вашу оценку или невозможность классификации.
6. Как трактуется в этой концепции человек, что он собой представляет? Каковы:
- природа человека, его сущность (по таблице о натуроцентризме и т.п.);
- цель, смысл, задачи его жизни, где они помещаются, как формулируются;
- пределы человеческих возможностей и причины, их ограничивающие;
- основные идеалы жизни, этические принципы;
- представления об идеальном человеке, наиболее позитивные качества
Что вам представляется наиболее актуальным и привлекательным в такой трактовке в общечеловеческом и философском плане? Что оцениваете критично или не приемлете для себя?
7. Какова его точка зрения на проблему бога? Каковы место и роль бога в бытии?
8. Этические взгляды автора:
- трактовка добра и зла, их сущность
- их источники и границы (мир в целом, природа, культура, человек)
- характер взаимодействия добра и зла
9. Представление о красоте:
- источник и местонахождение (природа, искусство, душа и т.д.)
- эстетический идеал
- соотношение нравственного и эстетического, духовная наполненность эстетического
- роль художника в бытии, если об этом идет речь
10. Взгляд на исторический процесс:
- картина истории, представление о ходе и направленности исторического процесса (подтвердить примерами)
- цель истории
- движущие силы истории
- роль человека в исторических событиях.
Примечание. Если выбранный вами автор не обращался к тем или иным проблемам (например, вам не известна его точка зрения на философию истории или проблему бога), то не следует пропускать вопрос. Исходя из представления о системности мировоззрения, нужно «додумать» предполагаемый ответ и, оговорив, написать его. Не забудьте указывать источники, которыми пользовались при написании работы.
01.05.2010
но не вещь.
Иосиф Бродский