taby27.ru о философии дизайне, имидже, архитектуре  


Хронология дизайна: более подробный вариант. Е. Михеева (УГТУ - УПИ)

Хронология дизайна

        Дата

          Что произошло

                Что повлияло?

        Значение для дизайна

Первобытная эпоха

Единство функции и формы

Необходимость выживания (она подводит к созданию формы)

Протодизайн (стихийный характер, даёт образцы "приладности")

      Античность

    (6,7 в до н. э.)

Тождество красоты и пользы (целесообразности)

Понимание формы как выражения идеи

 

Рим и мануфактурное производство

Разработка художником образцов мебели или посуды

Учёт производственных требований

 

Конец Ренессанса

Осознание индивидуальности творца

Изменяется отношение к новому (новым формам)

 

С 9 мая 1829 г. (до 1890-х годов)

Демонстрировалась продукция российских мануфактур; в уставе были изложены требования к промышленности и её продукции, которые во многом созвучны положениям современного дизайна: обращалось внимание на пользу, важность для потребителя

Регулярное проведение Российских промышленных выставок; с 1882 г. стали включать в экспозицию предметы искусства (стали называться художественно-промышленными)

Наглядно был виден разрыв между технической и художественной культурой

1840-е - 1850-е года

1) Генри Коул организует предприятие "Художественные изделия Феликса Саммерли". Основной его деятельностью была забота об улучшении художественных качеств массовой продукции

2) В 1845 году предложил термин "промышленное искусство" (или "художественная промышленность"), означавший по его собственным словам, "изящные искусства или красоту, приложенные к механическому производству"

Привлёк внимание к проблемам необходимости изменения мировоззрения при переходе от ремесленного к машинному изготовлению предметной среды человека

1) Зарождение интеграции искусства и техники

2) Взгляды Г. Коула предвосхищали идеи функционализма, который станет своего рода  теоретической базой для развития принципов формообразования в дизайне.

          1849 г.

В Англии стал выпускаться журнал по эстетике "Journal of Design"

Отмечают двойственную природу дизайна - соответствие назначению вещи и украшение этой полезной структуры

Сочетание функции и внешнего вида

 

 

   1849-1869 года

Работа фирмы Михаэля Тонета - "Братья Тонет"

1) символ принципа Тонета - стул "Модель 14", в котором конструктивная красота и высокая функциональность соединились с технологией экономичного массового производства

2) базовый образец стула послужил основой для базовых типокомплектов

На смену помпезности и тяжеловесности приходит стремление к простоте, мобильности (требовалась мебель легко перемещающаяся и для экономичного массового производства)

1) решение комплекса вопросов, касающихся технологии, формообразования, экономичности: ориентация на потребителя (моделирование социального заказа и ситуаций использования)

2) создание предметных ансамблей и при этом их вариации - многообразный и богатый ассортимент

     1820 - 1850-е

        (начало индустриализации)

Появилась промышленность пошива одежды, которая была причислена к категории товаров (снижение стоимости одежды)

Во время промышленной революции

(ок. 1820 г.) текстильная отрасль в Англии была наиболее развитой благодаря быстрой механизации (вытеснение ручного труда машинным)

С 1850-х годов - распространение швейных машинок Зингера

Произошла демократизация моды (она перестала быть делом узкого круга и стала массовой)

   1860-1863 года

Готфрид Земпер написал двухтомный труд "Стиль в технических и тектонических искусствах, или Практическая эстетика "

Рассмотрел причины, определяющие характер формы объектов в природе и искусстве, в повседневных вещах. Искал новую "эстетику" в продуктах машинного производства

Приходит к выводу, что форма вещи определяется целью

           1876 г.

В Филадельфии состоялась выставка промышленных изделий, открывшая новый американский стиль - функционализм

Поиск новых форм, соответствующих особенностям индустриального производства

Истоки машинного формообразования дизайна

80-е годы XIX века

Луис Салливен: "...Всюду и всегда форма следует за функцией - таков закон"; Фрэнк Ллойд Райт утверждал, что дизайнеры должны создавать прототипы изделий массового машинного производства, предварительно изучив технологию современного производства и свойства материалов

Работа Чикагской архитектурной школы, которая демонстрировала решение художественных и функциональных задач в теснейшей связи с новейшими достижениями инженерии

Был преодолён разрыв между конструкцией и формой

 

   С конца 1890-х        

          годов

Издаются журналы "Мир искусства" и "Искусство и художественная промышленность". Значение журналов в самом принципе их оформления: внимание к компоновке, подбору иллюстраций, шрифтам, решению обложки и т. д.

Происходит осознание объединения творчества художников с промышленным производством

Начало становления графического дизайна

  Конец XIX века

Предложена программа создания нового стиля жизни, путём соединения высокоразвитой техники с ручным, ремесленным трудом

Движение "За связь искусств и ремёсел" в Англии, лидером которого был Уильям Моррис

Сформулированы основные положения теории и творческие принципы дизайна

Конец 1890-х годов

1) Расширение графической палитры (обогатился образ печатной графики в целом)

2) Появился сложный контурный рисунок и смешанная техника

Завершается переход типографий на фотомеханические способы воспроизведения

Полиграфия, фотография и графический дизайн объединяются (отныне они зависят друг от друга)

        1895 год

Выставка носила художественно-промышленный характер: широкий показ печатной продукции и вся технология печати

Первая всероссийская выставка печатного дела (Петербург)

Развитие графического дизайна в России, массовый просмотр продукции печатного дела

        1895 год

         (Россия)

Развитие графического языка, стилистических приёмов

Проводится выставка книг и периодических изданий

Развитие "книжно-журнального" графического дизайна

        1897 год

В Петербурге проходит Первая Международная выставка художественных афиш (было представлено более 700 работ из них русским авторам принадлежали 28)

Развитие графического дизайна

        1899 год

Меняется отношение к русской открытке (также начинают выпускать открытки с благотворительной целью)

Н. Шабельская публикует статью "Новая отрасль художественной промышленности", направленную на популяризацию "артистических карточек" (подробно описывает чему может служить и учить открытка)

Рождается новая область графики - открытка

 

 

  Конец XIX века

Примитивные шрифтовые афиши смела волна многоцветных афишных листов (совершенствовались станки суперформата, краски и т.д.)

Симбиоз модерна и хромолитографии - способа печати, при котором оттиски получаются переносом краски с плоской печатной формы сразу на бумагу

Взрыв в эволюции рекламной графики (во Франции плакат становится символом нового общества)

 Конец XIXвека -   

    нач. XX века

Афишные многоцветные полотнища рекламы и рекламные объявления стали заметным элементом городской среды. "Реклама - двигатель торговли". Плакаты были неоднородны по характеру их графики

1) До конца XIX века не знали термина "плакат". В 1898 г. В словаре Ф.Брокгауза и И.Ефрона появилось определение "плакат художественный". В 1901 году в каталоге киевской выставки было написано "Международная выставка художественных афиш и плакатов"

2) В 1910 г. С.Чехонин был удостоен Первой премии за создание нового шрифта

1) Выделение плаката из массовой печатной продукции в особый уникальный вид графики

2) Развивается искусство акцидентного набора

      С 1900 года

Регулярное проведение Международных промышленных выставок, на которых выявились основные недостатки эстетики форм первых промышленных изделий

Товары выставлялись на всеобщее обозрение как экспонаты. (именно выставки обычно обозначали тенденцию)

Шире становится презентация товаров, зарождается понятие тренда

Октябрь 1901 г. - конец 1902 года

      (Россия)

1) Определял развитие русского наборного шрифта

2) Отслеживал всё новое, что появлялось в технике печатного искусства

Издание И.И. Леманом журнала "Печатное искусство" (с нач. 20 века журнал "Полиграфическое производство")

1) Первый журнал в России, посвящённый деятельности графического дизайна

2) Регулярный выпуск каталогов шрифтов и орнаментов

3) Уроки по оформлению книг и журналов - рост культуры набора, печати, графического дизайна

        1907 год

Питер Беренс создал целостный стиль электротехнической компании - от зданий до канцелярских принадлежностей. Проектируя изделия, он делал упор не на качество отдельных вещей, а на  "превосходную организацию целого"

Принадлежность к какой-то фирме по одному предмету (узнаваемость)

Формирование комплексного подхода в дихайне

 

 

         1907 год

Создание Веркбунда - Германского промышленного Союза. Цель объединения: "облагородить промышленность через искусство". В 1924 году в Мюнхене выставка "Форма без орнамента". Ориентация на современные условия индустриального производства (формы экспонатов были сознательно построены с учётом логики современного промышленного производства)

1) образование

2) формирование идеологии, развитие общих идей (принципы конструктивизма и функционализма)

1)Отстаивали моральное и эстетическое значение дизайна (эстетическая сущность форм технических изделий)

2) Их товары были рассчитаны на массовое производство

       1908 год

Осуществление идей о подчинении художника "железной дисциплине целесообразной формы"

В Германии Анри Ван де Вельде организует высшее техническое училище прикладных искусств

Форму вещи задаёт функция

   1908 - 1913 года

       (Россия)

Цель: "...наглядно представить всё, что в течение отчетного года вышло из-под русского печатного станка"

Проведение ежегодных выставок произведений печати

Расширяется презентация продуктов графического дизайна (плакаты, открытые письма, карты, календари)

    1908 -1910 года

Проведение "Русских сезонов" в Париже

Театр давал "образцы", которым люди начинали массово подражать (позже это перешло и в кино)

1) Своеобразная реклама русского искусства

2) Возникновение новых стилей в массовой моде

  Конец 1911 года

Расширяется использование графики: книжная иллюстрация, открытка, книжный знак

Проведение выставки "Искусство в книге и плакате" на Всероссийском съезде художников

Расширение границ графического дизайна

      С 1918 года

Создание и работа  

    ВХУТЕМАС

На первом месте многофункциональность вещей (создание вещей удобных для потребителя), но при этом цена не завышена (эксклюзивность не ведёт к высокой стоимости)

Профилирующая дисциплина - проектирование, включающее несколько этапов: от идеи до образцов в натуральную величину. Уже через конструкцию выражалась художественная идея дизайнерского проекта

1) Формирование универсального подхода

2) Развитие "гуманного" дизайна (человекоориентированного)

     С 1919 года

Создание и работа

       Баухауза

Разработан подход, принцип обучения - акцент на геометрии как базе формообразования вещей. Выдвинут принцип - нет разницы между художником и ремесленником

Все формы должны были быть подчёркнуто технологичными, т. Е. Рационально выполнятся на современных обрабатывающих станках

Зависимость формы вещей от технологий их изготовления

 

 

 

  Начало XX века

(в послереволюц.  

        России)

Б.Арватов: "...чем лучше, в смысле формообразования, сделана вещь, тем она художественнее"; Б.Кушнер приходит к выводу, что художник должен войти в производство, заменив в нём инженера

Зарождается движение "Производственное искусство", которое зародилось вне промышленной сферы, а опиралось на художников левых течений и теоретиков

Интеграция искусства и техники

   1905-1918 года

Оформление революционных праздников в России

1) Элементы уличного оборудования (мобильные трибуны, агитационные установки, модульные киоски и лотки и т.д.) стали распространёнными объектами проектирования

2) В первые годы советской власти основными сферами массового внедрения зарождавшегося дизайна были: праздничное оформление, плакат, реклама, книжная продукция, оформление выставок и т.д.

Художники стремились создать совершенно новый облик городской среды, противопоставляя его старым архитектурным образцам

1) Становление отечественного дизайна городской среды

2) В первых опытах художественного оформления городской среды проявились те черты, которые близки приёмам суперграфики

        1929 год

До 1929 года европейский дизайн оставался чисто локальным явлением, не оказывая заметного влияния на промышленное производство

Всемирный экономический кризис

Дизайн становится реальной коммерческой силой, приобретая массовый характер, возникает профессиональная "индустрия дизайна"

  Вторая половина    

        XX века

Проходят: Совет промышленного дизайна (Великобритания), Совет по дизайну (Лондон), в 1947 году основание Общества промышленных дизайнеров (США), в 1956 году открытие центра дизайна COID (Лондон)

Формируются общества, способные критиковать и оценивать существующий дизайн

Конец 1960-х годов

Создание и работа

        ВНИИТЭ

Проведение семинаров по дизайну на международном уровне

Поиск новых идей большим коллективом дизайнеров

Закладывание новых тенденций, опережающих время

1960-е - нач. 1970-х     

            годов

Развитие семиотики (науки, исследующей свойства знаков и знаковых систем)

Дизайнерский подход в прикладной графике начал осуществляться через промграфику (графические элементы на изделиях) и упаковку

Е. Черневич: "... складывается новый тип профессионала - дизайнер-график становится визуальным коммуникатором"

 

 

       1975 год

      (Франция)

Художник-авангардист А. Калдер расписывает автомобиль автогонщика Эрве Пулена

Принципиально изменил процесс работы, начав творить сразу на автомобиле (без эскизов и макетов)

Зарождение самобытного вида дизайна -   Арт -кар

        1981 год

Создание и работа

       МЕМФИС

Организация из дизайнеров новой волны. Зарождение постмодернизма в дизайне

Утилитарные качества предметов отодвигались на второй план

Это дизайн, который создаёт вкусы, а не следует им (абсолютные инновации в моде)

 





...материя конечна
но не вещь.
Иосиф Бродский