Хронология дизайна: более подробный вариант. Е. Михеева (УГТУ - УПИ)
Хронология дизайна |
|||
Дата |
Что произошло |
Что повлияло? |
Значение для дизайна |
Первобытная эпоха |
Единство функции и формы |
Необходимость выживания (она подводит к созданию формы) |
Протодизайн (стихийный характер, даёт образцы "приладности") |
Античность (6,7 в до н. э.) |
Тождество красоты и пользы (целесообразности) |
Понимание формы как выражения идеи |
|
Рим и мануфактурное производство |
Разработка художником образцов мебели или посуды |
Учёт производственных требований |
|
Конец Ренессанса |
Осознание индивидуальности творца |
Изменяется отношение к новому (новым формам) |
|
С 9 мая 1829 г. (до 1890-х годов) |
Демонстрировалась продукция российских мануфактур; в уставе были изложены требования к промышленности и её продукции, которые во многом созвучны положениям современного дизайна: обращалось внимание на пользу, важность для потребителя |
Регулярное проведение Российских промышленных выставок; с 1882 г. стали включать в экспозицию предметы искусства (стали называться художественно-промышленными) |
Наглядно был виден разрыв между технической и художественной культурой |
1840-е - 1850-е года |
1) Генри Коул организует предприятие "Художественные изделия Феликса Саммерли". Основной его деятельностью была забота об улучшении художественных качеств массовой продукции 2) В 1845 году предложил термин "промышленное искусство" (или "художественная промышленность"), означавший по его собственным словам, "изящные искусства или красоту, приложенные к механическому производству" |
Привлёк внимание к проблемам необходимости изменения мировоззрения при переходе от ремесленного к машинному изготовлению предметной среды человека |
1) Зарождение интеграции искусства и техники 2) Взгляды Г. Коула предвосхищали идеи функционализма, который станет своего рода теоретической базой для развития принципов формообразования в дизайне. |
1849 г. |
В Англии стал выпускаться журнал по эстетике "Journal of Design" |
Отмечают двойственную природу дизайна - соответствие назначению вещи и украшение этой полезной структуры |
Сочетание функции и внешнего вида |
|
|||
|
|||
1849-1869 года Работа фирмы Михаэля Тонета - "Братья Тонет" |
1) символ принципа Тонета - стул "Модель 14", в котором конструктивная красота и высокая функциональность соединились с технологией экономичного массового производства 2) базовый образец стула послужил основой для базовых типокомплектов |
На смену помпезности и тяжеловесности приходит стремление к простоте, мобильности (требовалась мебель легко перемещающаяся и для экономичного массового производства) |
1) решение комплекса вопросов, касающихся технологии, формообразования, экономичности: ориентация на потребителя (моделирование социального заказа и ситуаций использования) 2) создание предметных ансамблей и при этом их вариации - многообразный и богатый ассортимент |
1820 - 1850-е (начало индустриализации) |
Появилась промышленность пошива одежды, которая была причислена к категории товаров (снижение стоимости одежды) |
Во время промышленной революции (ок. 1820 г.) текстильная отрасль в Англии была наиболее развитой благодаря быстрой механизации (вытеснение ручного труда машинным) С 1850-х годов - распространение швейных машинок Зингера |
Произошла демократизация моды (она перестала быть делом узкого круга и стала массовой) |
1860-1863 года |
Готфрид Земпер написал двухтомный труд "Стиль в технических и тектонических искусствах, или Практическая эстетика " |
Рассмотрел причины, определяющие характер формы объектов в природе и искусстве, в повседневных вещах. Искал новую "эстетику" в продуктах машинного производства |
Приходит к выводу, что форма вещи определяется целью |
1876 г. |
В Филадельфии состоялась выставка промышленных изделий, открывшая новый американский стиль - функционализм |
Поиск новых форм, соответствующих особенностям индустриального производства |
Истоки машинного формообразования дизайна |
80-е годы XIX века |
Луис Салливен: "...Всюду и всегда форма следует за функцией - таков закон"; Фрэнк Ллойд Райт утверждал, что дизайнеры должны создавать прототипы изделий массового машинного производства, предварительно изучив технологию современного производства и свойства материалов |
Работа Чикагской архитектурной школы, которая демонстрировала решение художественных и функциональных задач в теснейшей связи с новейшими достижениями инженерии |
Был преодолён разрыв между конструкцией и формой |
|
|||
С конца 1890-х годов |
Издаются журналы "Мир искусства" и "Искусство и художественная промышленность". Значение журналов в самом принципе их оформления: внимание к компоновке, подбору иллюстраций, шрифтам, решению обложки и т. д. |
Происходит осознание объединения творчества художников с промышленным производством |
Начало становления графического дизайна |
Конец XIX века |
Предложена программа создания нового стиля жизни, путём соединения высокоразвитой техники с ручным, ремесленным трудом |
Движение "За связь искусств и ремёсел" в Англии, лидером которого был Уильям Моррис |
Сформулированы основные положения теории и творческие принципы дизайна |
Конец 1890-х годов |
1) Расширение графической палитры (обогатился образ печатной графики в целом) 2) Появился сложный контурный рисунок и смешанная техника |
Завершается переход типографий на фотомеханические способы воспроизведения |
Полиграфия, фотография и графический дизайн объединяются (отныне они зависят друг от друга) |
1895 год |
Выставка носила художественно-промышленный характер: широкий показ печатной продукции и вся технология печати |
Первая всероссийская выставка печатного дела (Петербург) |
Развитие графического дизайна в России, массовый просмотр продукции печатного дела |
1895 год (Россия) |
Развитие графического языка, стилистических приёмов |
Проводится выставка книг и периодических изданий |
Развитие "книжно-журнального" графического дизайна |
1897 год |
В Петербурге проходит Первая Международная выставка художественных афиш (было представлено более 700 работ из них русским авторам принадлежали 28) |
Развитие графического дизайна |
|
1899 год |
Меняется отношение к русской открытке (также начинают выпускать открытки с благотворительной целью) |
Н. Шабельская публикует статью "Новая отрасль художественной промышленности", направленную на популяризацию "артистических карточек" (подробно описывает чему может служить и учить открытка) |
Рождается новая область графики - открытка |
|
|||
|
|||
Конец XIX века |
Примитивные шрифтовые афиши смела волна многоцветных афишных листов (совершенствовались станки суперформата, краски и т.д.) |
Симбиоз модерна и хромолитографии - способа печати, при котором оттиски получаются переносом краски с плоской печатной формы сразу на бумагу |
Взрыв в эволюции рекламной графики (во Франции плакат становится символом нового общества) |
Конец XIXвека - нач. XX века |
Афишные многоцветные полотнища рекламы и рекламные объявления стали заметным элементом городской среды. "Реклама - двигатель торговли". Плакаты были неоднородны по характеру их графики |
1) До конца XIX века не знали термина "плакат". В 1898 г. В словаре Ф.Брокгауза и И.Ефрона появилось определение "плакат художественный". В 1901 году в каталоге киевской выставки было написано "Международная выставка художественных афиш и плакатов" 2) В 1910 г. С.Чехонин был удостоен Первой премии за создание нового шрифта |
1) Выделение плаката из массовой печатной продукции в особый уникальный вид графики 2) Развивается искусство акцидентного набора |
С 1900 года |
Регулярное проведение Международных промышленных выставок, на которых выявились основные недостатки эстетики форм первых промышленных изделий |
Товары выставлялись на всеобщее обозрение как экспонаты. (именно выставки обычно обозначали тенденцию) |
Шире становится презентация товаров, зарождается понятие тренда |
Октябрь 1901 г. - конец 1902 года (Россия) |
1) Определял развитие русского наборного шрифта 2) Отслеживал всё новое, что появлялось в технике печатного искусства |
Издание И.И. Леманом журнала "Печатное искусство" (с нач. 20 века журнал "Полиграфическое производство") |
1) Первый журнал в России, посвящённый деятельности графического дизайна 2) Регулярный выпуск каталогов шрифтов и орнаментов 3) Уроки по оформлению книг и журналов - рост культуры набора, печати, графического дизайна |
1907 год |
Питер Беренс создал целостный стиль электротехнической компании - от зданий до канцелярских принадлежностей. Проектируя изделия, он делал упор не на качество отдельных вещей, а на "превосходную организацию целого" |
Принадлежность к какой-то фирме по одному предмету (узнаваемость) |
Формирование комплексного подхода в дихайне |
|
|||
|
|||
1907 год |
Создание Веркбунда - Германского промышленного Союза. Цель объединения: "облагородить промышленность через искусство". В 1924 году в Мюнхене выставка "Форма без орнамента". Ориентация на современные условия индустриального производства (формы экспонатов были сознательно построены с учётом логики современного промышленного производства) |
1) образование 2) формирование идеологии, развитие общих идей (принципы конструктивизма и функционализма) |
1)Отстаивали моральное и эстетическое значение дизайна (эстетическая сущность форм технических изделий) 2) Их товары были рассчитаны на массовое производство |
1908 год |
Осуществление идей о подчинении художника "железной дисциплине целесообразной формы" |
В Германии Анри Ван де Вельде организует высшее техническое училище прикладных искусств |
Форму вещи задаёт функция |
1908 - 1913 года (Россия) |
Цель: "...наглядно представить всё, что в течение отчетного года вышло из-под русского печатного станка" |
Проведение ежегодных выставок произведений печати |
Расширяется презентация продуктов графического дизайна (плакаты, открытые письма, карты, календари) |
1908 -1910 года |
Проведение "Русских сезонов" в Париже |
Театр давал "образцы", которым люди начинали массово подражать (позже это перешло и в кино) |
1) Своеобразная реклама русского искусства 2) Возникновение новых стилей в массовой моде |
Конец 1911 года |
Расширяется использование графики: книжная иллюстрация, открытка, книжный знак |
Проведение выставки "Искусство в книге и плакате" на Всероссийском съезде художников |
Расширение границ графического дизайна |
С 1918 года Создание и работа ВХУТЕМАС |
На первом месте многофункциональность вещей (создание вещей удобных для потребителя), но при этом цена не завышена (эксклюзивность не ведёт к высокой стоимости) |
Профилирующая дисциплина - проектирование, включающее несколько этапов: от идеи до образцов в натуральную величину. Уже через конструкцию выражалась художественная идея дизайнерского проекта |
1) Формирование универсального подхода 2) Развитие "гуманного" дизайна (человекоориентированного) |
С 1919 года Создание и работа Баухауза |
Разработан подход, принцип обучения - акцент на геометрии как базе формообразования вещей. Выдвинут принцип - нет разницы между художником и ремесленником |
Все формы должны были быть подчёркнуто технологичными, т. Е. Рационально выполнятся на современных обрабатывающих станках |
Зависимость формы вещей от технологий их изготовления |
|
|
||
|
|||
Начало XX века (в послереволюц. России) |
Б.Арватов: "...чем лучше, в смысле формообразования, сделана вещь, тем она художественнее"; Б.Кушнер приходит к выводу, что художник должен войти в производство, заменив в нём инженера |
Зарождается движение "Производственное искусство", которое зародилось вне промышленной сферы, а опиралось на художников левых течений и теоретиков |
Интеграция искусства и техники |
1905-1918 года Оформление революционных праздников в России |
1) Элементы уличного оборудования (мобильные трибуны, агитационные установки, модульные киоски и лотки и т.д.) стали распространёнными объектами проектирования 2) В первые годы советской власти основными сферами массового внедрения зарождавшегося дизайна были: праздничное оформление, плакат, реклама, книжная продукция, оформление выставок и т.д. |
Художники стремились создать совершенно новый облик городской среды, противопоставляя его старым архитектурным образцам |
1) Становление отечественного дизайна городской среды 2) В первых опытах художественного оформления городской среды проявились те черты, которые близки приёмам суперграфики |
1929 год |
До 1929 года европейский дизайн оставался чисто локальным явлением, не оказывая заметного влияния на промышленное производство |
Всемирный экономический кризис |
Дизайн становится реальной коммерческой силой, приобретая массовый характер, возникает профессиональная "индустрия дизайна" |
Вторая половина XX века |
Проходят: Совет промышленного дизайна (Великобритания), Совет по дизайну (Лондон), в 1947 году основание Общества промышленных дизайнеров (США), в 1956 году открытие центра дизайна COID (Лондон) |
Формируются общества, способные критиковать и оценивать существующий дизайн |
|
Конец 1960-х годов Создание и работа ВНИИТЭ |
Проведение семинаров по дизайну на международном уровне |
Поиск новых идей большим коллективом дизайнеров |
Закладывание новых тенденций, опережающих время |
1960-е - нач. 1970-х годов |
Развитие семиотики (науки, исследующей свойства знаков и знаковых систем) |
Дизайнерский подход в прикладной графике начал осуществляться через промграфику (графические элементы на изделиях) и упаковку |
Е. Черневич: "... складывается новый тип профессионала - дизайнер-график становится визуальным коммуникатором" |
|
|||
|
|||
1975 год (Франция) |
Художник-авангардист А. Калдер расписывает автомобиль автогонщика Эрве Пулена |
Принципиально изменил процесс работы, начав творить сразу на автомобиле (без эскизов и макетов) |
Зарождение самобытного вида дизайна - Арт -кар |
1981 год Создание и работа МЕМФИС |
Организация из дизайнеров новой волны. Зарождение постмодернизма в дизайне |
Утилитарные качества предметов отодвигались на второй план |
Это дизайн, который создаёт вкусы, а не следует им (абсолютные инновации в моде) |
но не вещь.
Иосиф Бродский