taby27.ru о философии дизайне, имидже, архитектуре  


Рыленко И.И. Сумка из крокодильей кожи итальянской фирмы Raschini

Смысловая структура вещи» на примере сумки из крокодильей кожи «RASCHINI»

сумка из крокодильей кожи Raschini

Содержание:

1. Определение дизайна

2. Эмоциональное впечатление

3. Культурологическая «вертикаль»

4. Культурологическая «горизонталь»

5. Анализ смысловых уровней вещи

5.1.  Онтологический смысл

5.2. Функциональный смысл

5.3. Знаковый смысл

5.4. Аксиологический смысл

5.5. Культурно-исторический смысл

5.6. Культурно-символический смысл

5.7. Личностно-ассоциативный смысл

5.8. Актуальный смысл

5.9. Художественно-образный смысл

6. Вывод

7. Использованные материалы

1. Определение дизайна

Дизайн - это элемент современной культуры и вид деятельности по созданию вещей, с которыми взаимодействует человек.

Генеральная функция дизайна - создание эстетически выразительных предметных форм и систем, гармонизирующих и индивидуализирующих жизнь человека в условиях крупного промышленного производства.

Создание вещей в системе дизайна, есть осознанное продолжение и развитие процесса поиска телесно-духовного соответствия человека и вещи.

2. Эмоциональное впечатление

Сегодня, заходя в магазин, трудно чему - либо удивиться. Потребители перестали удивляться разнообразию и многообразию, а порой, и безобразию предметов не первой необходимости. С одной стороны: люди ждали его, стремились к нему -  к изобилию вещей. Вещи взывают к тому, что бы быть  приобретенными и действительно приобретаются, зачастую без особой необходимости. «Шоппинг» захватил и женщин и мужчин и, что печально, детей. Человек в этой ситуации, не смотря на видимость действий, достаточно безволен и безлик. Можно сказать, что обезличенный предмет и человека превращает в объект манипуляции неких посторонних сил. Любым приобретением пользуются, но часто вещи используют нас.

В идеале - вещь имеет свое «лицо» и  живет с вами «в любви и согласии». Далеко не каждая вещь вам нравится, даже если у вас есть в ней потребность. Но случается «любовь с первого взгляда». Вещь, как говорят, «на душу легла»: она соразмерна тебе, ты ее чувствуешь, тебе приятно ее трогать, представлять рядом с собой, жить с ней. Хорошо, если эта любовь окажется взаимной, если ваши статусы будут соответствовать друг другу и, увы - если это не так.

Моя, нежданно случившаяся, любовь оказалась безответной. «Карманный крокодил» оказался «птицей высокого полета». Ему требовалось персональное место в шикарном авто, достойное наполнение его карманов и ценные бумаги в утробе. А я не могла ему это предоставить. Он остался при своих интересах, а у меня есть возможность думать о нём, вернее о ней: зеленой глянцевой сумке из крокодильей кожи с двумя большими карманами и  золотым замком.

3. Культурологическая «вертикаль»

Вещь есть часть бытия. Свой статус она приобретает лишь тогда, когда ее появление действительно необходимо. Предмет превращается в вещь по мере своего «обживания» человеком.

Потребность людей носить с собой различные мелкие предметы и деньги, заставила их использовать для этого пояса, рукава, а так же различные мешочки. Мешочки пришивали к одежде или вшивали в нее, так появились прообразы карманов, как деталей одежды. Для переноса более крупных вещей использовали мешки, корзины, сумки. Прообразом первой сумки была, наверное, сложенная пополам шкура животного, прикрепленная к поясу или перекинутая через плечо.

Со временем появляются новые материалы, возникают новые формы, меняются социально-экономические обстоятельства, новые виды деятельности - отдых, спорт, путешествия все это порождает огромное разнообразие предметной среды, в том числе, сопровождающих людей, различных сумок. Все человечество попало в отряд «сумчатых».

4. Культурологическая «горизонталь»

Потребителем сумок является «весь род людской». На сегодняшний день не возможно отказаться от сумок, саквояжей, портфелей, рюкзаков. Сумка, как была необходима человеку, так и останется им востребована.

Издревле сумка носила в себе не только функциональный характер. Она определяла статус владельца. Кто-то носил простой холщевый мешок, а кто-то обладал изящно вышитой золотом вещицей. Сегодня сумка не только полезна, она определяет бытие человека, взаимодействует с ним, с его чувствами, мыслями, образом жизни. Расширяется объем эстетического отношения к вещи. Процесс пользования приносит наслаждение от взаимодействия с тождественной по значимости человеку вещью.

Портрет потребителя данной модели:  девушки и женщины с высокими потребностями и положением в обществе. Профессия здесь не показатель, но стоит заметить, что бизнес - леди будут основными потребителями, счастливыми владельцами этой статусной вещи.

Информация о производителе: мужская и женская одежда итальянского дома RASCHINI считается символом респектабельности и благородной роскоши. Благодаря эксклюзивному качеству она подчеркивает особый статус своего владельца, красноречиво свидетельствуя, о его материальном положении и уровне успешности в деловом мире. Коллекции сумок и аксессуаров из крокодильей кожи полностью соответствуют статусу модного дома. Все сумки выполняются из обработанной кожи крокодила, которая благодаря выделке и окрашиванию приобретает различную фактуру и цвет. Каждая модель практически уникальна, ее дизайн специально разрабатывается для бутиков RASCHINI и нигде больше приобрести их нельзя. Весь товар выпускается лимитированным тиражом.

5. Анализ смысловых уровней вещи

5.1. Онтологический смысл

Психофизические особенности восприятия предмета обуславливают оценку, определения, знания и толкования, в том числе и в дизайне. Воздействие осуществляется по средствам цвета, фактуры, линий или их сочетаний, ритма и, конечно же, формы.

На первый взгляд, исследуемая сумка проста для восприятия. Она  имеет классическую форму прямоугольника, близкого по пропорциям сторон к квадрату. На лицевой стороне расположены два накладных кармана с клапанами. Форма карманов повторяет прямоугольные очертания сумки. Эти накладные элементы несут как декоративную, так и конструктивно-функциональную нагрузку. Две полужесткие ручки, по форме напоминающие половинки вытянутого овала, зрительно скругляя и смягчая форму, завершают основной образ. Внутреннее пространство разделено зонировано перегородками и внутренними карманами. Дно сумки жесткое, поэтому она имеет хорошую устойчивость. Эта вещь сшита из мягкой глянцевой крокодильей кожи, окрашенной в зеленый цвет. Крышка - клапан прижимается одной из ручек и фиксируется золотым замком.

Материал. Натуральная кожа вызывает ощущение мягкости, теплоты, добротности, защищенности. Золото у всех народов отождествляется с энергией Солнца, что подтверждает жизненную энергию обладателя сумки, его права на власть.

Блеск. Воздействие блестка бесспорно. Еще туземцы проливали кровь за кусок блестящего металла. Всё блестящее расценивалось, как красивое. Глянец и сегодня ассоциируется с роскошью. Глянцевый блеск натуральной кожи - с элитарностью и высокой статусностью. 

Цвет. Уникальность зелёного цвета заключается в том, что как средний цвет спектра он нейтрализует несогласованность между собой других красок и может служить связующим звеном между ними. Именно зелёный цвет лучше других воспринимается человеческим глазом, он наиболее полезен для зрения, приятен и успокаивает. Это цвет жизненных сил и развития.

Форма. Согласно трудам Аристотеля, «форма» обозначает существенную природу вещи, обуславливающую все ее проявления. Форма есть причина бытия вещи. То есть форма - это природа вещи. Вещь не возникает до тех пор, пока в процессе изготовления форма не соберет эти части воедино.

К простым формам можно отнести квадрат, прямоугольник, овал - как производная круга. Они создают представление об упорядоченности, устойчивости, стабильности. Непосредственность простых форм и тесная связь с естественной жизнью человека обуславливает глубину и прочность хранения информации о них. Психика воспринимает их положительно, поскольку в подсознании уже есть место для них. Простые формы способны гармонизировать состояние психики.

Как эквивалент уравновешенности, устойчивости и гармонии с давних пор оценивается симметрия. Рассматриваемая вещь симметрична, что дает ей ощущения стабильности и гармоничности.

5.2.  Функциональный смысл

Функциональный смысл является столь же значимым для оценки вещи в системе дизайна, как и онтологический, ведь вещь всегда должна отвечать на определенную потребность человека. Данное изделие можно считать достаточно функциональным:

- выполняет свои первоначальные функции по переносу легких предметов, ценных бумаг и «бесценной» косметики;

- немаловажную роль играет эстетическая функция  - удивительные свойства крокодильей кожи: нравиться и покорять.

5.3. Знаковый смысл

Это самоиндетефикация в социуме. Успешная леди неслучайно выберет сумку из крокодильей кожи за 299 000 рублей. Для неё это вложение в формирование признания со стороны значимых ей людей. Эта вещь рассчитана на подчёркивание индивидуальности. Не каждая «бизнес - women» расставит  свои приоритеты при выборе деловой сумки в пользу сумки зеленого цвета. Эта особа:  не консервативна, не чопорна, она при всей своей состоятельности «родом из детства»; где «... по улице ходила большая крокодила, она, она зелёная была».

5.4. Аксиологический смысл

Аксиологический или духовно-ценностный смысл вещи вырастает из ее способности нести информацию об эстетической шкале, нравственно-этических нормах, представлении о богатстве и чести, личных религиозных пристрастиях и т.п.  Он близок к знаковому, но более субъективен, индивидуализирован.

Представленная сумка - вещь самодостаточная, изящная и в то же время с «твердым характером». Она диктует владелице стиль жизни. И если воспринимать её не просто как стильное произведение искусства, а как статусный объект, то неизвестно кто кем будет владеть.

Поскольку сумка изготовлена из натуральной кожи, то не для всех потребителей она приемлема. Нравственно-этические нормы дамы из "green peace" не позволят ей войти в союз с «сумкой-убийцей».

5.5. Культурно-исторический смысл

Поиск культурно-исторического смысла предполагает, с одной стороны, представление об исторических корнях, истоках вещи, с другой стороны - её исторические ценности в связи с какими либо историческими событиями, редкостью, древностью.

Данная вещь является носителем двух начал -  женского и мужского, как единство «инь» и «янь». Можно опереться на психоанализ Зигмунда Фрейда, который выделяет мужскую и женскую составляющие психики,  не сводя либидо только к сексуальности в узком смысле слова, он говорит об инстинкте жизни и инстинкте смерти, о жизненном и разрушающем. З.Фрейда немало упрекали за биологизаторство в подходе к человеку. Однако использование его методов для объяснения процессов в дизайне, где человек выступает, как телесно духовная ценность, допустимо. Дизайнер, задумавший образ этой сумки, скорее всего, пошёл по пути создания вещи, как гармоничного единства жестокости и лиризма, деловитости и вальяжности, разрушения и созидания.

Пойдем по культурно-историческим ступеням, чтобы понять и обосновать неслучайность появления этой вещи - дамской сумки - портфеля с накладными карманами, из натуральной кожи, с золотым замком, как результат работы дизайнера в системе индустриального производства.

Рассмотрим три понятия: карман, дамская сумка, мужской портфель.

Понятие «карман» появилось не позже 14 века и трактовалось, как мешочек, прикрепленный к одежде или вшитый в нее. Карман в современном его понимании появился сравнительно поздно - только после 1643 года при Людовике XIV - как важная декоративная часть мужского кафтана. Накладные карманы в женском платье появились намного позже, только в начале 19 столетия. Большое внимание к накладным карманам появилось лишь в 1920 году не только на пальто, костюмах, но и на платьях. Наиболее известны работы художника А.М. Радченко, занимающегося производством одежды, который любил простоту решения подчёркивать фактурными контрастами объемных карманов. Незаметно карман перешел на рукав, а затем и на сумки.

Дамская сумка. С конца 18 и по 20 века распространяется дамская сумочка небольшого размера. Название от французского "ridicule" - сетка. Прообраз ридикюля - мешочек для рукоделия, который с середины 18 века сделала модным и обязательным маркиза Помпадур. Необходим ридикюль стал, с распространением «античной» моды. Платья стали столь узки, что для карманов места не было. Зимние ридикюли отделывались мехом, кожей, замшей, летние шили из атласа и бархата, гладкого или вышитого. Для балов их расшивали золотом и серебром. В 1930 годы ридикюли вновь стали модной деталью костюма, но при этом они перестали быть мягким мешком из ткани - материалом для него стала служить натуральная кожа (часто лакированная), замша в сочетании с посеребренными или золочеными застежками; объем ридикюля значительно увеличивался.

Мужской портфель. С появлением в начале 19 века в периодической печати обширной светской хроники, которая отражала все балы, спектакли, гулянья, в которых принимали участие представители дипломатического корпуса, стал складываться особый стиль в одежде, так называемый дипломатический. Примечательно, что название какого-либо предмета, например «дипломат» предполагает нечто позволяющее скрыть суть истинного содержания. Так появился портфель-дипломат (attach - case) название от латинского diplomat us - снабженный грамотой. Он вошел в моду в России в 1970 году - сумка для бумаг жесткой прямоугольной формы; будучи модной деталью мужского туалета, широко использовался в быту, а потому был сконструирован с внутренними отделениями, предназначенными не только для хранения бумаг, но и для других целей.

XX век порождает активное вовлечение женщин в трудовые процессы, делая ее всё более экономически независимой и равноценной мужчине по положению в обществе. Деловой женщине требуется соответствующая одежда и аксессуары к ней. Сумка это не просто дополнение к одежде - это функционально необходимая вещь. Женщине - предпринимателю, управленцу; девушке - студентке («при олигархе») становится необходима сумка - портфель. Соответственно дамская сумка трансформируется в сумку деловой женщины, неся более жесткую форму и, по сути - вещи и по конфигурации.

5.6. Культурно-символический смысл

 Культурно символический смысл раскрывает и уточняет рассмотренный выше. В данном случае всеобщим будет наличие в элементах вещи того или иного известного культурного символа. На данном этапе анализа можно выделить два архетипа. Квадрат - устойчивость, классичность. Золото - значимость, превосходство, честь, богатство. В христианстве значение этого символа амбивалентно: с одной стороны - это чистый свет, духовные сокровище, дано Христом, не поврежденность тлению (даже погруженное в грязь оно сохраняет свою чистоту), с другой стороны золото - это идолопоклонство (золотой телец) и мирские богатства.

5.7. Личностно-ассоциативный смысл

Содержание этого уровня дизайнер полностью не в силах предусмотреть. Здесь смысл рождается в ходе использования вещи и связан с очень конкретными ассоциациями и переживаниями.

5.8 Актуальный смысл

Рассматриваемый объект находится в  русле современной городской моды.  Эта сумка будет способна сформировать имидж жизни  ее владельца. Такая модель появилась, исходя из потребностей современной деловой женщины, размеры которой позволяют складывать в нее листы  формата А4, книги среднего размера, папки, журналы. Являясь вместительной, она не громоздка, а элегантна.  Полукольца длинных ручек, позволяют носить сумку на плече.

5.9 Художественно-образный смысл

Художественно образный смысл очень важен для данной вещи.

Крокодил.  Во времена Древнего Египта носил название «Ужас Нила» и считался под этим именем символом могущества Египта. Крокодил как господствующее животное.

Образ: сильного, хитрого, могущественного. Эта рептилия проживает достаточно долгую жизнь хищника. Крокодил ловок и опасен, он умеет ждать, выжидать и настигать, с крепкими челюстями и «крокодильими слезами». Данный образ ложится матрицей на предприимчивую, самостоятельную женщину, если не «крокодила», но уж точно «акулу бизнеса».

6. Вывод

В качестве объекта исследования выступает дамская сумка-портфель

Первое впечатление - достойная дизайнерская работа.

В процессе исследования выяснилось, что эта вещь подсознательно была наделена автором множеством подтекстов, относящих нас в  различные эпохи существования человечества, и наполнена глубочайшим смыслом и неповторимой энергетикой. Внешняя форма в полной мере соответствует внутреннему содержанию.

Объект, несомненно, выдержал аналитику, доказав свою неповторимость, эмоциональность и осмысленность. Форма ее бытия стала еще интереснее, глубже, наполнилась новым смыслом.

Владеть этой вещью может энергичная деятельная женщина, обладающая яркой индивидуальностью, с высоким положением в социуме, принадлежащая к деловой элите.

Список использованной литературы

1. Быстрова Т. Ю. Вещь. Форма. Стиль: Введение в философию дизайна. Монография. - Е- бург: УРГу, 2001.

2. Похлебкин В.В. Словарь международной символики и эмблематики. - М:Центрполиграф, 2006-542 с.

3. Кирсанова Р.М. Костюм в русской художественной литературе. - М: Большая российская энциклопедия, 1995.

4. Современная энциклопедия. Мода и стиль.- М: Аванта +,Мир Энциклопедий,2006-476с.

5. http:// www.taby27.ru

6. http:// www.fashionista.ru/fashion/07/raschini.htm

7. http:// www.family.ru/ru/style/raschini.htm_14022008.php

 





...материя конечна
но не вещь.
Иосиф Бродский