taby27.ru о философии дизайне, имидже, архитектуре  


Анализ туристической газовой горелки "Цветок" фирмы "Сплав"

Содержание

  1. Предисловие
  2. Первое впечатление
  3. Культурологическая вертикаль
  4. Культурологическая горизонталь
  5. Портрет потребителя
  6. Смысловая структура вещи
    1. Онтологический смысл
    2. Функциональный смысл
    3. Знаковый смысл
    4. Аксиологический смысл
    5. Актуальный смысл
    6. Культурно-исторический и культурно-символический смыслы
    7. Личностно-ассоциативный смысл
    8. Художественно-образный смысл
  7. Заключение
  8. Список использованных источников

1. Предисловие

При множестве частных определений дизайна, выработанных в западной литературе, наибольшей четкостью отличается определение, принятое в 1964 году международным семинаром по дизайнерскому образованию в Брюгге: "Дизайн - это творческая деятельность, целью которой является определение формальных качеств промышленных изделий. Эти качества включают и внешние черты изделия, но главным образом те структурные и функциональные взаимосвязи, которые превращают изделие в единое целое, как с точки зрения потребителя, так и с точки зрения изготовителя".

Думаю, это определение остается по-прежнему актуальным, хотя сведение всего многообразия изделий исключительно к вещам, изготовленным промышленно, мне представляется спорным. Тем не менее, в своей работе я исхожу именно из этого определения.

2. Первое впечатление от вещи

Прежде всего, обратили на себя внимание очень компактные размеры. Для меня это важно, потому что объем рюкзака ограничен, а уложить туда нужно столько много всего. Порадовала предельная техническая простота: я за минуту разобрался, как она устроена, как включается, и как ее ремонтировать в случае поломки. Цвета тоже выбраны адекватные - красный и блестящий металлический. Это сочетание у меня сразу же с огнем ассоциируется. Чехол тоже удобный, черный, так что испачкать не жалко. Единственное, что не понравилось, горелка немного советский примус напоминает. Тяжелый, неудобный и маломощный примус.

"Дизайн - это творческая деятельность, целью которой является определение формальных качеств промышленных изделий"

3. Культурологическая "вертикаль". Поиск первообраза

Огонь сопровождал человечество с момента его зарождения. И с этого же момента у людей появилась потребность иметь переносной источник огня: приготовить пищу, согреться, осветить окрестности, отпугнуть зверье. Исследователи говорят о том, что древние люди плели корзины из веток, выкладывали дно камнями и обмазывали глиной. В получившейся конструкции носили с собой угли, при необходимости добавляли дров.

В более позднее время в разных странах появились переносные жаровни - бронзовые, медные и даже глиняные. Японцы не отапливали своих жилищ, для того, чтобы согреть озябшие руки и ноги, вскипятить воду для чая, им служили жаровни "хибати" и "котацу". В Европе распространились не только жаровни, но и грелки, которыми сушили и грели постели дворянам в их холодных замках.

Следующая "реинкарнация" переносных очагов - примусы, появившиеся в ХХ веке. При всех своих недостатках, у них были и достоинства (дешевизна, сравнительная простота в эксплуатации, компактность), благодаря которым они распространились весьма широко. Затем появились спиртовые горелки, горелки на сухом химическом горючем (изначально разрабатывавшиеся для военных нужд, но перешедших затем и в мирный быт). Компактные газовые баллоны в конце ХХ века сделали возможным появление газовых горелок.

4. Культурологическая "горизонталь"

Переносных горелок различных видов сейчас великое множество. Есть приборы, работающие на газе, на жидком топливе, на сухом горючем. Простейший вариант газовой горелки представляет собой обычную воронку, насаживаемую на газовый баллон. Чуть более сложный вариант: все та же воронка, устанавливаемая отдельно, и соединенная с баллоном металлическим шлангом. Горелка предназначена для полевых условий, и ее обязательными параметрами являются техническая простота и компактность, дешевизна. С учетом этих ограничений придумать что-то принципиально новое крайне сложно. Тем не менее, российские дизайнеры из компании "Сплав" такую попытку сделали. Концепция горелки, где пламя является "пестиком цветка", а края конфорки "лепестками цветка" позволила сохранить простоту и малые размеры, но добавила такую полезную опцию, как конфорка регулируемого размера.

5. Портрет потребителя

Переносные газовые горелки в условиях городских квартир используют только в том случае, если дом не подключен к газу, и произошло отключение электроэнергии. Именно поэтому продукция компании "Сплав" и ее китайские аналоги активно используются населением российского Дальнего Востока. И все же основные потребители газовых горелок - люди, которым приходится вести какую-либо деятельность в полевых условиях. К ним относятся: туристы всех видов, охотники, рыбаки, альпинисты, егеря. Это люди в возрасте 16-50 лет, чаще мужчины, чем женщины.

6. Анализ смысловых уровней вещи

1. Онтологический смысл

На онтологическом уровне смысла следует рассмотреть чувственный аспект взаимоотношений вещи и человека. Данная вещь средство структурно организована, имеет активную форму. Здесь можно наблюдать сочетание форм, цвета, блеска, фактуры.

"демонстрирует принадлежность человека к "лесным" людям - туристам, охотникам, егерям"

Для начала, рассмотрим цвет, в котором исполнена горелка. Дизайнеры, несомненно, учли воздействие цвета на человека, и выбрали красный не случайно. Красный обозначает, согласно Люшеру, стремление к достижению, успеху, инициативу, наступление, деятельность, борьбу, возбуждение. Красный дает чувство тепла, света, всего того позитивного, что дает огонь. Красный цвет - это мужской цвет, активный, проявляющий силу, возбуждающий, активизирующий. Горелка блестит, отражает свет. Это усиливает силу красного, увеличивает эстетическую привлекательность, притягивает внимание, ассоциируется с гладкостью и чистотой (что немаловажно, ведь прибор предназначен для приготовления пищи).

Форма горелки - цилиндр, однако при взгляде сверху она выглядит как окружность. В данном случае форма отсылает нас к форме очага, к форме костра, что вполне логично и естественно. Компактные размеры горелки и ее легкость также создают в сознании потребителя связь с огнем, который ничего не весит и много места не занимает.

2. Функциональный смысл

Горелки не покупают для красоты или для того, чтобы похвастаться друзьям. Горелки покупают для того, чтобы готовить на них еду. Таким образом, горелка служит для удовлетворения базовой потребности человека (по Маслоу), потребности в пище. Все в дизайне горелки, ее форма, размеры, фактура, и даже цвет подчинены качественному удовлетворению этой потребности.

3. Знаковый смысл

Знаковый смысл вещи наделяет человека в восприятии его обществом, определенным набором качеств, обозначает принадлежность к социальному слою, к некой группе, сложившейся по формальному или неформальному принципу. Горелка демонстрирует принадлежность человека к "лесным" людям - туристам, охотникам, егерям, рыбакам. Она же показывает, что человек независим, автономен, привык заботиться о себе сам, стремится обеспечить комфорт, способен выживать в тяжелых условиях, склонен к путешествиям и любит перемены.

4. Аксиологический смысл

Аксиологический смысл вещи схож с уровнем знаковым смыслом, но менее общее, более личен и индивидуализирован. Через аксиологический смысл вещь демонстрирует познания и представления человека об окружающем его мире, об отношении к этому миру, о шкале ценностей. Думаю, не будет преувеличением сказать, что для хозяина горелки жизнь - это дорога, путешествие, движение от рождения к смерти. Такой человек воспринимает весь окружающий мир как свой дом, и готов перемещаться по нему свободно, беря с собой лишь самое необходимое. Другие люди воспринимаются как жители этого дома, с которыми (хотя иногда и с оглядкой) стоит дружить. Факт покупки горелки говорит о предусмотрительности, но также и о готовности бороться с трудностями и преодолевать их.

5. Актуальный смысл

Экстремальный туризм в Европе, Америке и России набирает популярность. Отдыхающим все чаще хочется провести отпуск не на морском пляже, а в движении, в преодолении препятствий, в познании нового. В этом контексте логично, что потребность в портативных источниках тепла и света будет возрастать. На данный момент газовая горелка является весьма технологичным, недорогим и удобным средством. Особенно она актуальна для поездок в места, где есть сложности с дровами (горы, тундра, степи). Конкуренцию газовым составляют горелки на сухом горючем, поскольку топливо к ним легче и менее объемно. Среди газовых горелок, модель "цветок" набирает популярность, но по-прежнему проигрывает классическому варианту "баллон + воронкообразная насадка".

6. Культурно-исторический и культурно-символический смыслы

Поиск культурно-исторического смысла состоит в отслеживании корней, истоков зарождения протовещи, и ее изменения с течением времени. Потребность в очаге, который можно носить с собой, у человечества была всегда. Первые варианты были предельно примитивны - очаги, устроенные в обмазанных глиной корзинах, металлические жаровни и так далее. Во всех них в качестве топлива использовались дерево или уголь. Научно-технический прогресс позволил создать газовый примус, а затем и более компактную газовую горелку. На уровне символическом можно говорить не менее, чем о двух смыслах.

Во-первых, горелка символизирует домашний очаг и, как следствие, огонь. Согласно "Энциклопедии символов" Ганса Бидерманна огонь - это стихия, кажущаяся живой, греющая и освещающая, но могущая принести боль, страдание и смерть. То есть, этот символ весьма противоречив. Приручение огня, способность им пользоваться - признак, который выделил человека из животного мира, отличил его от зверей. Религиозные ритуалы, связанные с разжиганием огня, существуют во множестве культур. Например, возгорание огня в древней Мексике, знаменующее начало нового года. Огонь выступает как символ цивилизованности и даже как символ богоподобия человека. Огонь выступает как очищающая сила.

Во-вторых, данная конкретная горелка выполнена в форме цветка. Цветок - символ молодой жизни, безусловно, солярный символ из-за своей звездообразности лепестков. В христианской и индуистской традициях открытая чашечка цветка (лилии) указывает на получение Божьих даров. Таким образом, в сочетании с божественной природой огня, горелка в форме цветка выводит нас на весьма интересные и неоднозначные смыслы.

7. Личностно-ассоциативный смысл

Этот смысл дизайнером предусмотрен изначально быть не может. Личностный аспект проявляется во время взаимодействия человека и вещи. Человек, чей дом был уничтожен пожаром, начавшимся из-за взорвавшегося газового баллона, может горелки просто испугаться. Человек, проведший отпуск с друзьями в кемпинге на Байкале, будет с удовольствием смотреть на горелку и вспоминать дни летнего отпуска.

8. Художественно-образный смысл

Прообраз горелки в животном мире мне найти не удалось, а вот прообраз в мире растительном вполне прозрачен: это цветок, который до поры скрывает себя в бутоне, а затем проявляется, распустившись. Также и горелка прячет в себе пламя до тех пор, пока человеку не потребуется выпустить его на свободу.

7. Заключение

Я исследовал газовую туристическую горелку модели "Цветок", разработанную и произведенную фирмой "Сплав". Это товар массового потребления, тем не менее, он содержит в себе множество скрытых смыслов. Некоторые из этих смыслов были вложены в вещь дизайнером сознательно, некоторые, возможно, подсознательно. И совершенно иные смыслы проявляются или могут проявится в процессе ее эксплуатации пользователями.

8. Список литературы

  1. Быстрова Т.Ю. Вещь. Форма. Стиль: Введение в философию дизайна
  2. Ганс Бидерманн "Энциклопедия символов". М., Изд-во "Республика", 1996
  3. И.Л. Соломин "По ту сторону теста Люшера"
  4. http://www.splav.ru

03.08.2008

Тэги: Эстетика, Философия дизайна, Теория дизайна, Культурология, философия культуры



...материя конечна
но не вещь.
Иосиф Бродский