Зайцева Ирина Анализ автомагнитолы CD-ресивер Alpine CDA-9884R
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
им. А.М.Горького
Факультет «Связи с общественностью и реклама»
Работа по философии дизайна.
Аналитическая записка.
Анализируемая вещь: CD-ресивер Alpine CDA-9884R.
Работу выполнил: студентка 5 курса, СО, з/о Зайцева Ирина
Работу проверил: Быстрова Т.Ю. доктор философских наук, профессор
Екатеринбург 2008
Содержание
- Определение понятия дизайн
- Первое впечатление от вещи
- Культурологическая вертикаль
- Культурологическая горизонталь
- Анализ смысловых уровней вещи
- Заключение
- Список литературы
1. Определение понятия дизайн
Дизайн - творческий процесс проектирования эстетических свойств промышленных изделий (ситуаций, образа жизни), придание им художественного образа (используя существующие технологии), учитывая все аспекты, и прежде всего конструктивность, функциональность, комфортность ее производства, эксплуатации, утилизации и т.д.
2. Первое впечатление от вещи
Эту магнитолу мне подарили на день рождения, а выбирать ее я ходила сама. Ассортимент подобной продукции просто огромный. Изначально, я просто начала смотреть все, что предлагается (сверху вниз, слева направо).
Сначала хотела выбрать что-нибудь подешевле, но с определенным набором функций (CD/MP3/WMA/AAC-ресивер, FM-тюнер, USB вход). Смотрела и не могла ничего себе подобрать, либо какой-то функции не было, но нравился дизайн, либо все функции, но дизайн оставляет желать лучшего (как говорят: топором вырубленная). Уже хотела идти в другой магазин. Случайно взгляд упал на ряд магнитол на порядок выше по уровню цены. Наконец я увидела ЕЁ. У нее голубая/зеленая/красная/янтарная подсветка, и когда я ее увидела, была зеленая подсветка (голубые кнопочки тоже были зелеными). Только представьте: черный корпус, зеленая подсветка, металлическая окантовка. Это сочетание меня просто околдовало, и в голове была только одна мысль - я хочу именно эту. Я даже не спросила у продавца какие функции есть, не посмотрела сколько стоит. Появилось неудержимое желание: во что бы то ни стало забрать ее из магазина, и если бы мне сказали, что это дорого и увели, я еще часа два бы переживала, что не купила ее, а что самое худшее - я не любила бы так другую или вообще бы не купила никакую.
Мне ее купили, и я была готова от восторга просто взлететь.
3.Культурологическая вертикаль
Рождение магнитолы.
Кто впервые додумался, что радиоприёмник можно запитать от автомобильной бортовой сети, история умалчивает. Однако, именно с этого открытия берёт отсчёт эра автозвука. Так или иначе, к началу 1930-х годов радиоприёмник широко использовался ведущими производителями автомобилей в качестве штатного оборудования.
Следующий важный шаг был сделан, когда очередному изобретателю, столь же безвестному, пришла в голову счастливая мысль объединить автомобильный приёмник с магнитофоном. Первые попытки были предприняты еще в 1930-е годы, когда магнитофон использовал в качестве носителя записи стальную проволоку. Аппаратура устанавливалась в багажнике - полвека спустя автомобилисты снова вернулись к этой компоновке. Впрочем, стоимость этой техники была по тем временам просто чудовищной, и покупателей нашлось немного.
Появившиеся после второй мировой войны грампластинки на 45 оборотов и музыкальные автоматы тоже пытались использовать в автомобиле. Хотя разработчикам и удалось адаптировать конструкцию такого «чейнджера» к условиям автомобиля, но слушать пластинки во время движения можно было только в лимузинах с мягкой подвеской. Позднее были попытки использования катушечных магнитофонов с широкой лентой, на которой размещали множество дорожек с отдельными программами. Однако, несмотря на повышение надежности, эксплуатация была неудобной, а стоимость - весьма высокой. До уровня «народной» эта аппаратура никак не дотягивала.
Распространение автомагнитол стало возможным с появлением различных вариантов магнитофонной кассеты, упрощающих водителю и слушателям манипуляции с магнитофоном.
Однако на пути развития автозвука было еще немало преград. Конструкции некоторых автомобилей и магнитол были просто несовместимы. Выбор ограничивался теми моделями приемников, которые предлагал производитель автомобиля. В итоге европейские производители автомобилей и автомобильной радиоаппаратуры договорились между собой, и был выработан стандарт ISO/DIN, согласно которому габариты магнитол были ограничены шириной 178 мм и глубиной 150 мм, а высота составила 50 мм. На нашем рынке всё чаще встречаются аппараты высотой 76 мм (1,5 DIN) и 100 мм (2 DIN). Именно на последний размер рассчитаны посадочные места (для магнитол) во многих американских и японских автомобилях.
В самых первых автомагнитолах кассету устанавливали в кассетоприёмник лентой вперёд (подобная конструкция долго сохранялась в аппаратах отечественного производства), но очень скоро появились лентопротяжные механизмы, в которых лента устанавливалась лентой вправо, что позволило на сэкономленном месте разместить дополнительные органы управления. Однако «классическая» компоновка передней панели (две ручки по краям, шкала в центре), продиктованная конструкцией штатного посадочного места в автомобиле, сдерживала разработчиков. Конструкция оставалась внешне симметричной, а крепление магнитолы в автомобиле по-прежнему производилось при помощи гаек на осях регуляторов или подвесных кронштейнов.
Следующим этапом стал отказ от симметрии передней панели, что позволило улучшить эргономику. Однако и в этом случае для других органов управления места практически не оставалось, поэтому широкое распространение получили совмещённые (соосные) регуляторы, выполняющие несколько функций.
Однако надёжность традиционных механических потенциометров массовых серий в условиях автомобиля оставляла желать лучшего. Так что следующим шагом стало использование бесконтактных регулировок в тракте звуковой частоты. С распространением электронных регуляторов в тракте 34, электронно-логического управления ЛПМ и новой элементной базы ряд компоновочных проблем отпал. Стало возможным разместить регуляторы тракта 34 в непосредственной близости от усилителя мощности 34 и сдвинуть ЛПМ к боковой стенке корпуса. Упрощение компоновки передней панели позволило уменьшить её габариты и удобнее расположить органы управления.
Появление в 1982 году компакт-диска дало новый толчок развитию автомобильной аппаратуры. Уже в 1984 году фирма Sony выпустила первый образец автомобильного проигрывателя компакт-дисков CDX-5, а через пару лет CD-ресиверы (или магнитолы с компакт-диском, как их порой неверно называют) стали выпускать практически все ведущие производители автомобильной аппаратуры. Радикальное улучшение качества воспроизведения и высокий уровень сервиса сделали этот вид аудиотехники очень популярным. А для создания высококачественной аудиосистемы цифровой источник сигнала просто необходим.
Made In USSR
Понятно, что автомобильная аппаратура вплоть до середины 1960-х была ламповой. Условия эксплуатации в автомобиле - вибрация, перепады температуры заставили инженеров всего мира искать новые технические решения. Требование компактности заставило очень оперативно перейти от ламп к транзисторам, а от них - к микросхемам. В СССР транзисторные автомобильные приёмники начали производиться с 1964 года, и первыми были АТ-64 и АТ-66 - внушительного размера ящики, чётко ориентированные на престижную 21-ю «Волгу», «Копеечные»
А-370 и А-370М (для «ушастика») появились в 1970-м. В них было целых 8 транзисторов! Но даже в начале 1980-х, когда на Западе вовсю применялись микросхемы и микросборки, практически все советские автомагнитолы продолжали выпускаться на дискретных элементах...
Первый отечественный стереофонический автомобильный кассетник (ещё не автомагнитола, а только проигрыватель) под названием «Электрон-501» увидел свет в 1975 году и сразу стал «хитом сезона».
Его конструкция не отличалась особой оригинальностью, но оказалась удивительно надёжной. Эта модель стала редкой долгожительницей, претерпев несколько модернизаций. В конце 1980-х годов она встречалась в продаже в виде набора узлов для самостоятельной сборки.
Можно еще долго рассказывать о всех технологических совершенствах автомагнитолы. Исторически сложилось так, что все современные магнитолы имеют прямоугольную форму, только в отличие от своих предков они стали намного компактнее, благодаря техническому прогрессу (все на микросхемах). Почему форма прямоугольная? Наверное, потому что в 1930-е годы было возможно, да и дешевле, согнуть металл (корпус магнитолы металлический) под прямым углом, нежели придать округлую форму. Форма автомагнитолы также продиктована и организацией пространства в автомобиле.
4. Культурологическая горизонталь
На сегодняшний день ни один автолюбитель не может представить своего существования в авто без музыки. Магнитолы перестали быть только функциональной вещью, они стали активным элементом имиджа и производители car audio стараются полностью удовлетворить запросы потребителей. Существуют даже некие соревнования по авто звуку. Хотя в них сама магнитола имеет второстепенное значение, главное - у предметов, издающих звук (колонки), хотя магнитола является неотъемлемой частью авто аудио системы. И совсем не важно сколько тебе лет, 18 или 68, как только ты получаешь право сесть за руль и до того дня, когда ты уже не сможешь сесть за руль, ты во власти автозвука.
Крупнейшие производители автомагнитол ежегодно совершенствуют модельный ряд, расширяются функциональные возможности. При выборе магнитолы потребителем роль играют качество звука, набор функций и конечно же производитель. Существует несколько крупных производителей, которые ориентированы только на автозвук. Таким доверяют больше.
Фирма производитель и ее принципы
Корпорация Alpine Electronics является одним из мировых лидеров в разработке и производстве автомагнитол, акустики, усилителей и других высокотехнологичных компонентов car audio. За годы своего существования корпорация Alpine Electronics только в США запатентовала более 150 уникальных технологий и решений. Среди них - полностью съемная автомагнитола с откидной фиксирующей ручкой, которое долгие годы было единственным вариантом конструкции автомобильных головных устройств. Авторство современного подхода к дизайну магнитол - съемная передняя панель - также принадлежит Alpine.
И в настоящее время разработки Alpine Electronics определяют тенденции развития мирового рынка car audio. Ежегодно многие из них становятся обладателями престижных мировых профессиональных наград.
Модельный ряд Alpine Electronics включает все категории car audio: от CD-ресиверов и кассетных магнитол до мультимедийных станций, от акустических систем и сабвуферов до процессоров и усилителей... Разнообразие моделей и серий позволяет выбрать устройства car audio на любой вкус и кошелек.
Для миллионов людей логотип Alpine является символом car audio №1 в мире. Логотип, где название корпорации предваряют пять наклонных полос, - это графическое отражение философии Alpine, ее бескомпромиссного подхода ко всем аспектам своей деятельности. Они символизируют превосходство Alpine в каждом аспекте своей работы: "Инженерное совершенство" ("Engineering Excellence"), "Совершенство в производстве" ("Manufacturing Excellence"), "Превосходство в маркетинге" ("Marketing Excellence"), "Превосходство в сервисном обслуживании" ("Service Excellence") и "Превосходство в выборе партнеров" ("Partners Excellence").
5. Анализ смысловых уровней вещи
На этом уровне мы рассмотрим эмоционально-чувственное восприятие вещи, то есть за счет каких средств вещь обращает на себя внимание.
Прежде всего, мы видим, по внешней конфигурации, обычный CD-ресивер. Он по форме подобен тысячам других, форма достаточно проста и лаконична. Использовано стандартное компоновочное решение корпуса. По сути, ничего особенного и сверх естественного в ней нет. Но если говорить о моем эмоционально-чувственном восприятии, т.е. чем она меня зацепила, то с полной уверенность можно утверждать: цветовая гамма (мои предпочтительные цвета - зеленый, черный, а еще у магнитолы есть красная подсветка, красное на черном - классика), простота линий и в то же время изящество, металлический блеск деталей.
Все магнитолы по стандарту идут в черном корпусе - это для универсальности, чтобы магнитола могла «вписаться» в любую машину.
Зеленый цвет подсветки: на физическом уровне восприятия зеленый цвет очаровывает своей красотой, глядя на него, я испытываю чувство удовлетворения, радости. Он не раздражает меня, не отталкивает.
Психическое воздействие цвета: В.Кандинский ("Uber das Geistige in der Kunst", стр.74) превосходно охарактеризовал и зеленый цвет и достаточно полно объяснил его психологическую особенность: "Синий, как противоположное движение, тормозит желтый, при этом, в конце концов, при дальнейшем добавлении синего, оба противоположных движения взаимно уничтожаются и возникают полная неподвижность и покой. Это - зеленый цвет. В зеленом цвете желтый и синий скрыты как парализованные силы, которые могут вновь активизироваться. В зеленом заложена жизненная возможность, которая совершенно отсутствует в сером". Дальше Кандинский справедливо отмечает (стр.78): "Абсолютный зеленый - самый спокойный цвет из существующих. Он никуда не движется и не имеет призвука радости, печали, страсти. Он ничего не требует, никуда не зовет. Это неподвижный, довольный собой, ограниченный в пространстве элемент. Зеленый цвет похож на толстую, очень здоровую, неподвижно лежащую корову, способную только пережевывать пищу и глазеющую на мир глупыми, тупыми глазами".
О том же пишет Гете в параграфе 801 своего "Учения о цветах": "Если смешать желтый и синий, то получается цвет, который мы называем зеленым". Параграф 802: "Наш глаз находит в нем реальное удовлетворение. Если оба исходных цвета смешать в равных пропорциях, чтобы ни один из них не выделялся, то глаз и душа отдыхают на этой смеси, как на чем-то простом. Не хочется и нельзя двигаться дальше".
Чем больше добавляется к зеленому затемняющего синего, тем сильнее, "холодное", напряженнее, строже и устойчивее психологическое воздействие цвета. Чем больше добавляется осветляющего, растворяющего желтого, тем легче, "теплее", расслабление, мягче и гармоничнее действует зеленый.
Зеленый цвет, как состояние внутреннего напряжения, выражает "я" или отношение человека к себе самому. Различные оттенки зеленого цвета показывают разнообразное отношение к себе самому. Чистый как кристалл, жесткий сине-зеленый цвет предпочитают люди, которые предъявляют к себе жесткие требования, которые возводят свои воззрения в принцип и добиваются его выполнения с непримиримой последовательностью.
Чистый зеленый цвет не пытается, как сине-зеленый, перерасти самого себя, а только стремится к самоутверждению. Чисто зеленый - абсолютно консервативен. Люди, которые предпочитают чисто зеленый, стремятся благодаря твердости приобрести манеру уверенно держаться. Они стремятся к самоуверенности и к уверенности вообще.
У людей предпочитающих либо светлый желто-зеленый, либо более темный коричнево-зеленый, отношение к самим себе прямо противоположно. Они добиваются не самоутверждения, а возбуждения извне: при светлом желто-зеленом - посредством новых встреч, при коричнево-зеленом - посредством наслаждений.
Желто-зеленый цвет
Заключенная в чисто-зеленом скрытая энергия освобождается при подмешивании к нему снимающего напряжение желтого. Зеленый, при добавлении к нему желтого, освобождается из своего статического состояния, из своей консервации и плена: желтый выпускает его из защищающих и разделяющих стен. Поэтому действие желто-зеленого навевает воспоминания о цвете распускающихся из почек листьев, так как они тоже вырываются из зимнего плена. Желто-зеленый означает - распускаться, раскрываться, устанавливать контакт, желать встречи с другими и с новым.
Именно такое психофизиологическое воздействие оказала на меня зеленая подсветка.
Хочется еще сказать о том, что все линии плавные, формы почти все округлые, что придает этой вещи некую женственность и изящество, но нельзя сказать, что она предназначена для женщин или для мужчин, магнитолы в этом смысле универсальны.
Функциональный смысл является столь же значимым для оценки вещи в системе дизайна, как и онтологический, ведь вещь всегда должна отвечать на определенную потребность человека.
Данная вещь предназначена для воспроизведения и трансляции музыки. Именно эту функцию и выполняет эта магнитола. Но здесь немаловажную роль играет функциональное назначение кнопок, их расположение, размер, интерфейс меню, и т.д.
Как оказалось, я приобрела неудачную магнитолу, или машину. Дело в том, что в России левостороннее движение, руль находится слева, таким образом магнитола размещается справа от водителя. Именно по этим соображениям у этой магнитолы все функциональные кнопки перемещены в левую часть панели (кнопки управления магнитолой). У меня автомобиль с правым рулем и мне доставляет некое неудобство - тянутся левой рукой в левую часть панели, в таком случае было бы удобнее размещение кнопок в правой части.
Вообще, я считаю, что дизайнеры хорошо потрудились над дизайном этой магнитолы:
- Панель как бы поделена на два поля - функциональное (слева) и информационное (справа - экран)
- Все функциональные и часто используемые кнопки собраны вместе вокруг самой главной - круглой ручки, это очень удобно.
- Круглая ручка регулирует первым делом громкость, также выполняет ряд других функций связанных с убавлением или увеличением какого-либо параметра (путем кручения влево, вправо). Сама ручка оснащена резиновой прокладкой, что усиливает сцепление человеческих пальцев с самой ручкой, что позволяет без труда крутить ее.
- Все функциональные кнопки достаточно большого размера, чтобы без труда можно было попасть на нужную.
Знаковый смысл вещи связан, с ее способностью показать принадлежность владельца к социальному слою. Магнитола - это вещь, которая «работает» как на владельца так, и на публику. Данная вещь показывает высокий социальный статус владельца, так как сложился всемирный устойчивый бренд качества фирмы производителя. Не раз я слышала с переднего пассажирского сиденья: «Новая магнитола? Алпайн!? Круто!
Даная вещь пытается диктовать мне стиль жизни. Она формирует во мне потребность в совершенствовании акустической системы машины. С тех пор, как я ее приобрела, я только и думаю о том, когда поменяю колонки спереди, когда куплю колонки назад и т.д.
4. Культурно-символический смысл
Вещь во всех своих проявлениях является пересечением всеобщего и единичного. В данном случае всеобщим будет наличие в элементах вещи того или иного известного культурного символа.
На данном этапе анализа я могу выделить только один культурный символ - ручка увеличения/уменьшения громкости (у нее еще много функций и предназначений) - круг.
Круг - древний дохристианский знак колеса-солнца. Сложный символ, соединяющий идею совершенства и вечности, круг превосходит все другие геометрические формы. Линия круга - это единственная линия, которая не имеет ни начала, ни конца и все точки которой эквивалентны. Центр круга - источник бесконечного вращения времени и пространства. Именно поэтому в понимании масонов круг - конец всех фигур, так как в нем заключена тайна творения. Круг - одна из наиболее широко употребляемых фигур для выражения идеи вечности, так как движение по кругу символически означает постоянное возвращение к самому себе.
Круг это еще и символ исследования, поиска. Круг с динамической точки зрения - это воспроизведение движения глаза или руки в процессе целостного постижения мира. Он говорит о возможных изменениях внутри уже известного.
Это формирование смысла в ходе оценки вещи с точки зрения моды. На сегодняшний день магнитола - это скорее имиджевая и стилистическая вещь, которая несколько утратила свою прямую функцию, особенно для молодежи (а где музыка?, чего это, у тебя магнитолы нет? Фу, как не интересно!).
Рассматриваемый объект полностью подтверждает эту точку зрения - подчеркнуть образ и стиль жизни владельца.
6. Заключение
Первое впечатление от вещи было восхитительным. В процессе эксплуатации оказалась не очень удобной в силу расположения руля справа. В ходе исследования я пришла к заключению, что у этой магнитолы удачный дизайн, и не зря весь модельный ряд магнитол Alpine в дизайне использует именно такую структуру организации элементов магнитолы.
7. Список литературы:
1. Быстрова Т.Ю. Вещь. Форма. Стиль: Введение в философию дизайна. Екатеринбург, Издательство Уральского университета, 2001
но не вещь.
Иосиф Бродский