taby27.ru о философии дизайне, имидже, архитектуре  


Вопросы к зачету/экзамену по философии дизайна

  1. Определения дизайна. Сущность дизайна. Дизайн как феномен культуры ХХ в.
  2. Генезис дизайна. Перспективы развития дизайна в XXI в.
  3. Дискуссия о возрасте дизайна (с использованием таблицы по хронологии дизайна)
  4. Комментарии к определению дизайна ИКСИД.
  5. Функции дизайна в жизни человека, общества, в бытии. (Функции вещи в дизайне. Презентация Кс. Кузминой. 2011. УрГУ. 990 кб)
  6. Дизайн и архитектура, дизайн и искусство, дизайн и ДПИ, дизайн и технологии. Место и роль дизайна в формировании предметной среды XX-XXI вв. Влияние дизайна на материальную культуру повседневности. (Роль и место художественной составляющей в формообразовании в дизайне, презентация Т. Быстровой, 2013)
  7. Дизайн как система. Преимущества системного подхода к дизайну. Виды дизайна. Специфика промышленного дизайна (или любого другого вида)
  8. Понятия «предмет» и «вещь». Специфика рассмотрения вещи в философии дизайна.
  9. Историко-культурные типы отношения человека к вещи и их преломление в постмодернистской действительности.
  10. Философское определение вещи в статьях М. Хайдеггера «Вещь» и «Исток художественного творения». (Презентация Е. Филатовой, поясняющая подход М. Хайдеггера; работы в папке "Проблема вещи в философии дизайна". УралГАХА. 2007)
  11. Вещь как проект. «Мера человеческого» в проекте. Особенности дизайнерского проектирования. (Мастер-класс О. Рыжук о месте дизайнера в проектировании. 2013)
  12. Специфика проектного мышления дизайнера. (можно с использованием подхода Э. Мэтчета о фундаментальном методе проектирования. Советую также посмотреть презентации О. Быстрыкиной и С. Кольцова в этой папке)
  13. Концепция и методы проектирования в дизайне. (Отдельно о каком-либо методе типа системного, образного, средового, контекстного и т.п. проектирования; работа Кс. Шверовой "Концепция и методы проектирования в дизайне одежды". УралГАХА. 2007).
  14. Понятие «смысл». Смысл вещи (по работам М. Эпштейна, В. Аронова, Г. Кнабе).
  15. Смысловая структура вещи (на конкретном примере). (Смысловые уровни вещи. А. Панфилов, М. Челпанова. Презентация. 2011)
  16. Понятие «форма» и его значение для осмысления дизайнерской деятельности (можно по работам А. Ф. Лосева). Форма и содержание. Форма и материал (Презентация Е. Давыдовой, 2011).
  17. Представление о трансформации в дизайне (см. презентацию М. Багиной и Д. Колясниковой здесь).
  18. Разработка проблемы формы в философских теориях: Аристотель, Фома Аквинский, И. В. Гете.
  19. Диалектика вещи как продукта дизайна.
  20. Тело как первая вещь. Практики освоения тела в культуре. Учет тела и телесности в дизайн-проектировании. (Невнимание к телу в дизайн-проектировании. Презентация К. Филатовой 4.6 мб)
  21. Природа и сущность эстетического. Генезис эстетического отношения (по работам А. Ф. Еремеева).
  22. Объективные предпосылки формирования эстетического отношения. «Простые формы» , соотношение форм, цвет, свет, пустота, симметрия, гармония, ритм и их учет в практике формообразования. (презентация "Пустота как часть вещи" М. Иванова. УрГУ, 2012)
  23. Теория архетипов К. Г. Юнга и ее значение для понимания механизмов восприятия предметного мира.
  24. Прекрасное и безобразное как основные эстетические категории, их значение для осмысления практики дизайна. См. работы УГАХА 2007 здесь.
  25. Понятие стиля. Границы, сущность и типология стилей. Проблемы стилеобразования в дизайн-проектировании. См. работы УГАХА, 2007 здесь.
  26. Определение и элементы стиля (по работе А.Ф. Лосева «Проблема художественного стиля»).
  27. Анализ «большого» стиля (на конкретном примере, с опорой на работу О. Шпенглера «Закат Европы», Т.1.). (см. одноименную презентацию Дм. Андреева 1.1 мб)
  28. Способы работы дизайнера с историческим стилевым материалом. (см.: Презентация Кс. Грачевой и Я. Пацук. 2009. УрГУ. 2.2 мб)
  29. Сущность техники (по работам К. Ясперса, Н. А. Бердяева, М. Хайдеггера) (презентация А. Пильщиковой, Е. Поварницыной по статье Н. А. Бердяева "Вопрос о технике").
  30. Кризис инженерии. Роль дизайна в преодолении кризиса инженерии.
  31. Нравственно-эстетический аспект потребления и дизайн. Преодоление агрессивности предметного мира средствами дизайна.
  32. Экодизайн. Трудности и перспективы работы дизайнера в экологическом контексте. (Экодизайн будущего. Т. Киселева. Презентация 1.9 мб; Е. Колечина Грин-дизайн. Презентация; В. Березина Экодизайн. Презентация. и другие материалы)
  33. Роль технологий в развитии дизайна XXI в.
  34. Проблемы дизайнерского творчества. Позиция автора в культуре постмодерна и постинформационного общества. Профессиональное самосознание дизайнера на современном этапе.

См. видеолекции Т. Быстровой по философии дизайна.

07.09.2007

...материя конечна
но не вещь.
Иосиф Бродский