Вопросы к зачету/экзамену по философии дизайна
- Определения дизайна. Сущность дизайна. Дизайн как феномен культуры ХХ в.
- Генезис дизайна. Перспективы развития дизайна в XXI в.
- Дискуссия о возрасте дизайна (с использованием таблицы по хронологии дизайна)
- Комментарии к определению дизайна ИКСИД.
- Функции дизайна в жизни человека, общества, в бытии. (Функции вещи в дизайне. Презентация Кс. Кузминой. 2011. УрГУ. 990 кб)
- Дизайн и архитектура, дизайн и искусство, дизайн и ДПИ, дизайн и технологии. Место и роль дизайна в формировании предметной среды XX-XXI вв. Влияние дизайна на материальную культуру повседневности. (Роль и место художественной составляющей в формообразовании в дизайне, презентация Т. Быстровой, 2013)
- Дизайн как система. Преимущества системного подхода к дизайну. Виды дизайна. Специфика промышленного дизайна (или любого другого вида)
- Понятия «предмет» и «вещь». Специфика рассмотрения вещи в философии дизайна.
- Историко-культурные типы отношения человека к вещи и их преломление в постмодернистской действительности.
- Философское определение вещи в статьях М. Хайдеггера «Вещь» и «Исток художественного творения». (Презентация Е. Филатовой, поясняющая подход М. Хайдеггера; работы в папке "Проблема вещи в философии дизайна". УралГАХА. 2007)
- Вещь как проект. «Мера человеческого» в проекте. Особенности дизайнерского проектирования. (Мастер-класс О. Рыжук о месте дизайнера в проектировании. 2013)
- Специфика проектного мышления дизайнера. (можно с использованием подхода Э. Мэтчета о фундаментальном методе проектирования. Советую также посмотреть презентации О. Быстрыкиной и С. Кольцова в этой папке)
- Концепция и методы проектирования в дизайне. (Отдельно о каком-либо методе типа системного, образного, средового, контекстного и т.п. проектирования; работа Кс. Шверовой "Концепция и методы проектирования в дизайне одежды". УралГАХА. 2007).
- Понятие «смысл». Смысл вещи (по работам М. Эпштейна, В. Аронова, Г. Кнабе).
- Смысловая структура вещи (на конкретном примере). (Смысловые уровни вещи. А. Панфилов, М. Челпанова. Презентация. 2011)
- Понятие «форма» и его значение для осмысления дизайнерской деятельности (можно по работам А. Ф. Лосева). Форма и содержание. Форма и материал (Презентация Е. Давыдовой, 2011).
- Представление о трансформации в дизайне (см. презентацию М. Багиной и Д. Колясниковой здесь).
- Разработка проблемы формы в философских теориях: Аристотель, Фома Аквинский, И. В. Гете.
- Диалектика вещи как продукта дизайна.
- Тело как первая вещь. Практики освоения тела в культуре. Учет тела и телесности в дизайн-проектировании. (Невнимание к телу в дизайн-проектировании. Презентация К. Филатовой 4.6 мб)
- Природа и сущность эстетического. Генезис эстетического отношения (по работам А. Ф. Еремеева).
- Объективные предпосылки формирования эстетического отношения. «Простые формы» , соотношение форм, цвет, свет, пустота, симметрия, гармония, ритм и их учет в практике формообразования. (презентация "Пустота как часть вещи" М. Иванова. УрГУ, 2012)
- Теория архетипов К. Г. Юнга и ее значение для понимания механизмов восприятия предметного мира.
- Прекрасное и безобразное как основные эстетические категории, их значение для осмысления практики дизайна. См. работы УГАХА 2007 здесь.
- Понятие стиля. Границы, сущность и типология стилей. Проблемы стилеобразования в дизайн-проектировании. См. работы УГАХА, 2007 здесь.
- Определение и элементы стиля (по работе А.Ф. Лосева «Проблема художественного стиля»).
- Анализ «большого» стиля (на конкретном примере, с опорой на работу О. Шпенглера «Закат Европы», Т.1.). (см. одноименную презентацию Дм. Андреева 1.1 мб)
- Способы работы дизайнера с историческим стилевым материалом. (см.: Презентация Кс. Грачевой и Я. Пацук. 2009. УрГУ. 2.2 мб)
- Сущность техники (по работам К. Ясперса, Н. А. Бердяева, М. Хайдеггера) (презентация А. Пильщиковой, Е. Поварницыной по статье Н. А. Бердяева "Вопрос о технике").
- Кризис инженерии. Роль дизайна в преодолении кризиса инженерии.
- Нравственно-эстетический аспект потребления и дизайн. Преодоление агрессивности предметного мира средствами дизайна.
- Экодизайн. Трудности и перспективы работы дизайнера в экологическом контексте. (Экодизайн будущего. Т. Киселева. Презентация 1.9 мб; Е. Колечина Грин-дизайн. Презентация; В. Березина Экодизайн. Презентация. и другие материалы)
- Роль технологий в развитии дизайна XXI в.
- Проблемы дизайнерского творчества. Позиция автора в культуре постмодерна и постинформационного общества. Профессиональное самосознание дизайнера на современном этапе.
См. видеолекции Т. Быстровой по философии дизайна.
07.09.2007
...материя конечна
но не вещь.
Иосиф Бродский
но не вещь.
Иосиф Бродский