Зудина Елена, УралГАХА Сравнение архитектуры, искусства, дизайна по характеру творчества
Сравнение искусства, архитектуры и дизайна по характеру творца.
Понятия искусства, архитектуры и дизайна, столь различные по значению, при подробном рассмотрении начинают сближаться до такой степени, что порой трудно определить видимую границу. Что наталкивает на мысль, как о родстве этих понятий, так и об их различиях. Приведем определения понятий искусства, архитектуры и дизайна, выделим место и характер творца, как наиболее значимой фигуры.
«Искусство - первоначальное обозначение всякого мастерства более высокого и особого сорта («искусство мышления», «искусство ведения войны»); в общепринятом специальном смысле - обозначение мастерства в эстетическом плане и созданных благодаря ему произведений - произведения искусства, которые отличаются, с одной стороны, от творений природы (понятийная пара: искусственный - естественный), с другой - от произведений науки, ремесла, техники, причем границы между этими областями человеческой деятельности очень нечетки, так как в величайших достижениях в этих областях участвуют также и силы искусства. Реальные и душевные источники искусства, то есть художественного творчества, усматриваются в различных явлениях: фантазии (романтизм), многообразном стремлении к изменению (Шиллер), стремлении к подражанию (Аристотель, современный натурализм), стремлении к символическому изображению (нем. идеализм, экспрессионизм) и во многом другом. Различают разные виды искусства в соответствии с различными намерениями художника: архитектура, пластика, живопись, поэзия, музыка и мимическое искусство (драматическое искусство, танец). По Гёте, высочайшие произведения искусства являются продуктом деятельности человека - творца как величайшего создания природы; тем самым истинное искусство требует целиком всего человека». [5]
Из данного определения можно сделать вывод, что в искусстве творец - это истинный творец, создающий произведение искусства в процессе творческой деятельности. Здесь следует определить понятие творчества.
«Творчество - конструктивная деятельность по созданию нового. В античной философии связывалось с креативными процессами космогенеза и понятием Эроса как творческого целеполагания. В средневековой философии рассматривалось в контексте христианского теизма в связи с креативным потенциалом Бога как Творца, то есть субъекта превращения небытия в бытие; творческая сущность Абсолюта персонифицируется в христианстве в образе Софии. Ренессансная и новоевропейская культуры апплицируют понятие творчества на созидательную деятельность человека; немецкая классика фокусирует внимание на когнитивном аспекте творчества. Для современной философии характерна параллельная трактовка творчества - с одной стороны, как сугубо интеллектуального феномена, с другой - как экзистенциального феномена, лежащего в основе свободы личности. Необходимый признак творчества - соответствие идеалам, целям, потребностям человека и человечества.
Творчество по своей природе бескорыстно и несовместимо с эгоизмом. Важнейшие виды и результаты творчества - открытие и изобретение. Открытие устанавливает ранее неизвестные в науке объективные закономерности, явления, свойства, эффекты, вносит коренные изменения в существующие научные знания. Изобретение связано с применением открытий или уже известных законов для создания новых систем, их отдельных компонентов. Открытие касается того, что уже существовало или существует в реальном мире (Колумб открыл Америку); изобретение творит то, чего на данный момент времени нигде нет (Б. Франклин изобрел громоотвод), и, следовательно, формирует так называемый искусственный мир - мир техники и новых социальных отношений. Таким образом, в процессе творчества не просто возникают новые предметы, но происходит развитие сущностных сил человека, он преобразует не только внешнюю среду, но и самого себя». [4]
«Архитектура - (латинское architectura, от греческого architekton - строитель) (зодчество), искусство проектировать и строить объекты, оформляющие пространственную среду для жизни и деятельности человека. Произведения архитектуры - здания, ансамбли, а также сооружения, организующие открытые пространства (монументы, террасы, набережные и т.п.). Особая область строительного искусства - градостроительство, а также садово-парковое искусство. В архитектуре взаимосвязаны функциональное, техническое и художественное начала (польза, прочность, красота). Функции архитектурного сооружения определяют его план и пространственную структуру, строительная техника - возможность, экономическую целесообразность и конкретные способы его создания. Образно-эстетическое начало в архитектуре связано с ее социальной функцией и проявляется в формировании объемно-пространственной и конструктивной системы сооружения. Выразительные средства архитектуры - композиция, ритм, архитектоника, масштаб, пластика, синтез искусств и другое». [5]
Дизайн, как самое молодое понятие среди присутствующих имеет несколько определений, взаимно дополняющих друг друга, но пока не существует определения, охватывающего все смыслы понятия дизайна. Возможно это временное явление, так как дизайн еще не сформировался так устойчиво как, например, архитектура, так же имеющая несколько определений, но они все чаще повторяют друг друга, чем дополняют.
«Дизайн - проектирование материальных объектов и жизненных ситуаций на основе метода компоновки при необходимом использовании данных науки с целью придания результатам проектирования эстетических качеств и оптимизации их взаимодействия с человеком и обществом. Это определяет наличие присущих дизайну социальных последствий, проявляющихся, в том числе, и в формировании личности. Термином «дизайн» могут обозначаться собственно проект, процесс проектирования и его результат - осуществленный проект». [2 , с. 29]
Дизайн - результат безграничного расширения сферы прикладного искусства и его развития на промышленной основе, результат проникновения эстетики в технику. Дизайн делает форму не только целесообразной и конструктивно логичной, но и эмоционально выразительной, эстетически осмысленной». [1 , с. 34-35]
Дизайн - это творческий метод, процесс и результат художественно-технического проектирования промышленных изделий, их комплексов и систем, ориентированного на достижение наиболее полного соответствия создаваемых объектов и среды в целом, возможностям и потребности человека, как утилитарным, так и эстетическим. [3]
Так как дизайн это, прежде всего, проектная деятельность, можно сказать, что творец здесь - проектировщик, который проектирует согласно не только эстетических принципов, а в большей степени, руководствуясь научными, техническими и маркетинговыми исследованиями. Гегель говорит, что «в дизайне проблема творчества приобретает особый смысл, так как дизайнерское проектирование имеет дело с морфомиром, упорядоченным в пространстве и времени, насыщенным веществом и энергией».
Это служит ограничением и не позволяет объекту дизайна стать произведением искусства. Именно поэтому, произведение искусства всегда актуально, а объект дизайна, утрачивая свою утилитарную функцию, переходит в исторический раздел раритетов. «Кроме того, последующие достижения науки или искусства, как правило, не перечеркивают предыдущие. Эйнштейн не отменил физики Ньютона, Сезанн не уничтожил Рембрандта и даже Маяковский не ниспроверг Пушкина, хотя и пытался это сделать. А автомобиль Даймлера отменил не только телегу, но даже прекраснейшую карету Екатерины Великой, как бы она ни была удобна, мягка на ходу, красива и изящна. Но и сам этот протоавтомобиль исчез при соприкосновении с дизайном фирм Форда, Крайслера, Рено и т.д. Дизайн - преходящ, искусство - вечно». [2, с. 8]
Это говорит о том, что творец искусства вечен, как и его произведение. Творец дизайна, проектировщик, остается в истории только как исполнитель. Это значительно разводит понятия искусства и дизайна. Хотя существуют точки соприкосновения, предметный мир, вещь, жилище, то, что имеет отношение к искусству, дизайну и архитектуре, о которой еще не было разговора.
И так, в архитектуре взаимосвязаны функциональное, техническое и художественное начала (польза, прочность, красота). Можно ли здесь говорить, что архитектура может включать в себя дизайн и искусство? Многие определяют архитектуру как вид искусства на основании того, что в соответствии с различными намерениями творца появляется архитектура, пластика, живопись, поэзия, музыка, мимическое искусство и т.д.
Что первостепенно в архитектуре, польза, прочность или красота? Говоря о пользе, необходимо отметить, что назначение архитектурных сооружений может меняться со временем. Красота - понятие субъективное, как для индивида, так и для народа, эпохи, поколения. Мнение о красоте часто руководствуется соответствием главенствующему стилю эпохи, например. Прочность же, то есть продуманность конструкции всегда является актуальным вопросом для архитектурного сооружения. Таким образом, возвращаясь к характеру творца, архитектора можно охарактеризовать как конструктора. Это не исключает образность и функциональность произведений архитектуры.
Приводя размышления в схематический вид, получается некая модель взаимодействия искусства, архитектуры и дизайна, где не учитывается исторический возраст понятий, масштабность проникновения одного в другое. Главная цель - определить характер взаимодействия и объяснить точки пересечения.
Рис. 1.
В центре схемы находится творчество и понятие творец, как субъект деятельности. Именно это основание считается общим для искусства, архитектуры и дизайна. Зоны пересечения (желтый цвет) демонстрируют те сферы деятельности, которые можно отнести одновременно к двум понятиям. Например, интерьер может проектировать как дизайнер, так и архитектор, закладывая идею интерьера конструируя здание. Ландшафт так же является зоной спора архитектора и дизайнера. Зоны одинаковы во всех трех случаях, хотя существует мнение, что пересечения дизайна с архитектурой и искусством менее масштабно, чем пересечение искусства и архитектуры. Рис. 2.
рис. 2
Кольцо «заимствования», объединяющее все три понятия демонстрирует непрерывное взаимодействие и обмен необходимыми элементами между искусством, архитектурой и дизайном. Причем, следует заметить, что рядом находятся различные научные дисциплины, такие как, эргономика, конструирование, экономика и т.д., которые в свою очередь так же участвуют в кольце «заимствования». Так, например, к архитектуре близки геодезия, конструкции и так далее. Дизайн как наиболее синтетический вид деятельности черпает недостающие элементы из маркетинга, экономики, эргономики, цветоведения, компьютерных технологий и многих других.
Библиографический список.
1. Борев Ю.Б. Эстетика: / Юрий Борев. - М.: Русь - Олимп: АСТ: Астрель,2005. - 829 с., с.34-35
2. Воронов Н.В. Дизайн: русская версия / Под ред. Г.В. Вершинина. М. ; Тюмень, 2003. 208с. Илл. , с. 8, 29
3. http://designcollector.ru/design
4. http://metromir.ru/voc/phylosofy.php?litter=Т&mode=word&id=1161
5. http://www.vusnet.ru/biblio/dict.aspx#find
но не вещь.
Иосиф Бродский