Ивойлова А., УралГАХА
Соотношение: «Искусство - Архитектура - Дизайн»
Искусство - одна из форм общественного сознания, составная часть духовной культуры человечества, специфический род практически духовного освоения мира. И. - вид человеческой деятельности, воспроизводящий действительность художественно-образными формами.
Дизайн - термин, обозначающий новый вид деятельности по проектированию предметного мира.
Архитектура - зодчество, система зданий и сооружений, формирующих пространственную среду для жизни и деятельности людей, а также само искусство создавать эти здания и сооружения в соответствии с законами красоты. А. создается в соответствии потребностями общества, которое определяет функциональное назначение и художественный строй архитектурных произведений. 1
Архитектуру также относят к пространственным видам искусства, точнее было бы сказать - к пространственно-временным, поскольку архитектор организует массы, объемы, линии, силуэты не только в трехмерном пространстве, но и во времени восприятия композиции зрителем. Архитектура способна не только выражать, но и изображать абстрактные, возвышенные идеи и образы: вознесения, возвышения духа, полета души, силы, мощи, спокойствия, уверенности. Художественный смысл искусства архитектуры заключается, таким образом, в преображении утилитарной строительной конструкции в композицию. 2
40-50 гг. 19 в. Маркс ставит проблему, что искусство онтологично, оно может трансформировать материю. Таким образом оно с ходом времени преобразует материю.
Искусство фиксирует ценности, поэтому его можно определить как оболочку для духовной начинки, которая движет историю. С помощью искусства, по определению, человек познает окружающий мир, преображая его.
Дизайн как профессиональная деятельность художников-проектировщиков возник и оформился за последние несколько десятилетий, за это же время американизованная западная цивилизация претерпела ряд существенных внутренних изменений. 3 Глазычев говорит о том, что мощным стимулом для становления и стабилизации дизайна был потребительский спрос, который также привел к меркантилизации целей дизайна.
«Дизайн содержит в себе элементы искусства, но не совпадает с искусством» (Мальдонадо).
В 1964 г. Международный семинар дизайнеров в Бельгии дал следующее определение. «Дизайн - формотворческая деятельность, целью которой является определение формальных качеств промышленных изделий. Эти качества включают и внешние черты, но главным образом структурные и функциональные связи, которые превращают изделие в единое целое как с точки зрения потребителя, так и с точки зрения изготовителя».4
Современное искусство характеризуется уходом от образности, не художник а зритель создает искусство. Современное искусство - деятельность по созданию и восприятию арт-объектов.
Архитектура же более фундаментальна и не столь зависима от потребительского спроса, как дизайн. Она предполагает большую близость к традиционному, классическому искусству, в отличие от первого.
Внешней оболочкой охватывающей эти три понятия являются высокие технологии, которые находятся в зависимости от внутреннего составляющего и трансформируются под влиянием стимула, идущего изнутри. Они расширяют возможности для развития дизайна и архитектуры, общим знаменателем которых является человек. «Сам человек (его образ) проектируется как интегральная часть быта-сцены, он входит внутрь подвижного пространства как основная мобильная связь между элементами этого пространства». 5
Список испотльзуемой литературы:
1. Определения взяты из «Большой советской энциклопедии»
2. Власов В. Г. Словарь архитектурных терминов
3. Глазычев В. О дизайне (Очерки по теории и практике дизайна на Западе).-М: «Искусство», 1970
4. Земпер Г. Практическая эстетика. М., 1971
27.04.2009
но не вещь.
Иосиф Бродский