taby27.ru о философии дизайне, имидже, архитектуре  


Ивкина Е. УралГАХА. Сравнение архитектуры, дизайна и искусства по продукту деятельности

Сравнение архитектуры, дизайна и искусства по продукту деятельности 

Когда мы говорим о науке (не конкретной науке: физике, химии или биологии, а науке как сфере деятельности), то ее продукт определяется несложно - это знания, знания как таковые. Когда мы говорим об искусстве как целостной сфере деятельности, определить ее суммарный продукт значительно сложнее - по этому поводу вовсе нет желаемой ясности. Самое простое определение продукта деятельности в искусстве - произведение искусства. Все попытки раскрыть это определение через определение особого рода коммуникации между людьми, осуществляемой посредством искусства, по крайней мере, спорны. Довольно просто определить инженерию как целостную сферу деятельности, продуктом которой являются технические системы, выполняющие назначенные человеком функции.

Как определить продукт дизайна, если не прибегать к попыткам вывести его по аналогии с наукой, искусством или инженерией? Сложность заключается в том, что в роли продуктов дизайна выступают предельно разные объекты: машины, станки, различные технические устройства, товары широкого потребления, упаковка, промышленные интерьеры и выставочные экспозиции, наконец, особые виды услуг, включая стайлинг кандидата на выборы. Эта сложность ставила и ставит в тупик западных исследователей дизайна, которые до настоящего времени не смогли выйти из непосредственного предметного плана рассмотрения эмпирии дизайнерской практики (2).

Та же проблема возникает с однозначным определением продукта деятельности архитектора - это может быть здание, комплекс зданий, градостроительный план, малая архитектурная форма, ландшафтная архитектура и т.д.
Для начала сравнения необходимо определить сами термины с точки зрения продукта их деятельности, выделить наиболее существенные характеристики и ограничить многообразный спектр деятельности по каждому из направлений: архитектура, дизайн, искусство.

1. Дизайн

Одно из наиболее характерных определений «дизайна» выглядит следующим образом. «Дизайн - термин, обозначающий различные виды проектировочной деятельности, имеющий целью формирование эстетических и функциональных качеств предметной среды» (1).
Дизайн является творческой деятельностью, цель которой - определение формальных качеств предметов, производимых промышленностью; эти качества относятся не только к внешнему виду, но, главным образом, к структурным и функциональным связям, которые превращают систему в целостное единство (с точки зрения, как изготовителя, так и потребителя). Дизайн стремится охватить все аспекты окружающей человека среды, которые обусловлены промышленным производством. Т. Мальдонадо (3).

Словарь Уэбстера дает 22 оттенка толкования, среди которых наиболее существенны:

- реализация проекта в материале

- характер мастерства: эскиз должен быть таков, чтобы проект мог быть «построен как произведение искусства или здание»

- «планировать и придавать форму форме и структуру структуре», т. е. не только создание оболочки, но и организация, структурирование, расположение, композиция, диалектика внешнего и внутреннего (1).
Во всех выбранных определениях существенными характеристиками являются: создание эстетически выразительной предметной среды, реализуемой в условиях промышленного производства, реализация проекта в материале и, главным образом, создание внутренней структуры, функции предмета и соответствие оболочки назначению.

2. Искусство

Типичное определение звучит так: «Искусство - художественное творчество в целом - литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, музыка, танец, театр, кино и другие разновидности человеческой деятельности, объединяемые в качестве художественно-образных форм освоения мира. В истории эстетики сущность искусства истолковывалась как подражание (мимезис), чувственное выражение сверхчувственного и т. п.» (4).

Каган рассматривает искусство как взаимодействие 5 видов деятельности: познавательной, практической, художественной, ценностной, социальной. В контексте рассмотрения искусства с точки зрения продукта деятельности наиболее существенными являются практическая деятельность (работа с материалом, создание форм) и художественная (деятельность по созданию художественных образов), ценностная, познавательная и социальная влияют на эмпирические качества произведения искусства.

3. Архитектура

Архитектура (от греч. architekthon - строитель) (зодчество) - искусство проектировать и строить здания и др. сооружения (также их комплексы), создающие материально организованную среду, необходимую людям для жизни и деятельности, в соответствии с назначением, современными техническими возможностями и эстетическими воззрениями общества. Как вид искусства архитектура входит в сферу духовной культуры, эстетически формирует окружение человека, выражает общественные идеи в художественных образах. Историческое развитие общества определяет функции и типы сооружений (здания с организованным внутренним пространством, сооружения, формирующие открытые пространства, ансамбли сооружений), технические конструктивные системы, художественный строй архитектурных сооружений. В архитектуре взаимосвязаны функциональные, технические, эстетические начала (польза, прочность, красота). Назначение, функции архитектурного сооружения определяют его план и объемно-пространственную структуру, строительная техника - возможность, экономическую целесообразность и конкретные средства его создания. Образно-эстетическое начало архитектуры связано с ее социальной функцией и проявляется в формировании объемно-пространственной и конструктивной структуры сооружения (4).

В данном определении архитектура рассматривается как зодчество.

Исходя из найденных определений, можно указать на родство дизайна с архитектурой и искусством, осваивающими действительность эстетически. Реализация замысла в продукт дизайна и архитектуры предполагает использование специфических законов, аналогичным законам искусства. Продукты творчества обладают сходными чертами, только их доминанты и характер различны. Для произведений искусства большее значение имеет художественный образ, эмоциональные составляющие и авторство (за исключением современного искусства), в то время как архитектура и дизайн, помимо красоты, уделяют внимание пользе и прочности.

ивкина е. сравнение архитектуры, искусства и дизайна
Если рассматривать все три вида деятельности как зависимость между «образом (красота) - функцией (польза) - конструкцией (прочность)», где каждый из векторов имеет как положительное, так и отрицательное направление, и нулевую точку отсчета, то графики идеального продукта деятельности архитектуры и дизайна совпадут (на схеме это треугольник ABC), а искусство окажется больше направлено в сторону образности (треугольник A1B1C1).

С точки зрения трех этих характеристик можно рассмотреть любое произведение искусства (за исключением современного), архитектуры и дизайна.

Современное искусство, в котором нет образности, может не быть смысла и многое зависит от восприятия конкретного индивида, трудно рассмотреть по предложенной системе, в оценке таких произведений нужно придерживаться скорее чувственного.

Пример:

 

Здание Сиднейской оперы, признанно одним из самых красивых зданий на свете, единственное здание XX века, вставшее в один ряд с такими великими архитектурными символами XIX, как Биг-Бен, Статуя Свободы и Эйфелева башня. Наряду с Айя-Софией и Тадж-Махалом это здание принадлежит к высшим культурным достижениям последнего тысячелетия.

Некоторые считают Оперный театр великолепным образчиком "застывшей музыки", о которой говорил Гете. Другие видят в нем выброшенного на сушу белого кита; галеон, отплывающий в волшебную страну эльфов; девять ушей, прислушивающихся к ангельскому пению; девять играющих в футбол монашек... "Когти, оттяпанные у огромной собаки-альбиноса", - так выразился однажды сиднейский журналист Рон Соу. "Словно что-то выползло из бухты на сушу и сдохло, - съязвил один враждебно настроенный политик и добавил: - Пирожками в этой штуке торговать не станешь". Подобно всем истинным шедеврам, Оперный театр уникален и похож лишь на себя самого.

"С точки зрения конструкции замысел просто наивен", - сказали лондонские проектировщики. Утцон (автор проекта) сам начал предполагать "сделать раковины из арматурной сетки, опылить и покрыть плиткой" - примерно таким способом его дядя-скульптор изготовлял манекены, но эта техника совершенно не годилась для огромной крыши театра. Проектная группа и конструкторы перепробовали десятки вариантов парабол, эллипсоидов и более экзотических поверхностей, но все они оказались неподходящими. В 1961 году глубоко разочарованный Утцон разбирал очередную непригодную модель и складывал "ракушки", чтобы отправить их на хранение, как вдруг его осенила оригинальная идея. Похожие по форме, ракушки более или менее хорошо укладывались в одну стопку. Какая поверхность, спросил себя Утцон, обладает постоянной кривизной? Сферическая. Раковины можно сделать из треугольных секций воображаемого бетонного шара диаметром в 492 фута, а эти секции, в свою очередь, собрать из меньших изогнутых треугольников, изготовленных промышленным образом и заранее покрытых плиткой прямо на месте. В результате получатся своды из нескольких слоев - конструкция, известная своей прочностью и устойчивостью. При строительстве плитку укладывали механическим способом, и крыши получились идеально ровными (вручную добиться этого было бы невозможно).

Между тем форма крыш породила трудности: они не стали удовлетворять акустическим требованиям, пришлось проектировать отдельные звукоотражающие потолки. Отверстия "раковин", обращенные к бухте, следовало чем-то закрыть; с эстетической точки зрения это было трудной задачей (поскольку стены не должны были выглядеть слишком голыми и создавать впечатление, будто они подпирают своды). Сконструировать звукоотражающие потолки из частей правильной геометрической формы оказалось сложнее, чем своды крыш, которые Утцон любил демонстрировать, разрезая на кусочки апельсиновую кожуру (5).


Таким образом, при всей эстетичности и выразительности формы, гениально найденной конструкции, функциональные качества сооружения оказались блики к нулю. Для их решения понадобилась корректировка визуального облика.

Список литературы:

1. Быстрова Т. Ю. Вещь. Форма. Стиль: Введение в философию дизайна. - Екатеринбург: Издательство Уральского Университета, 2001. - 288с. ; 17-18 см.
2. Глазычев В. Л. О дизайне. - http://www.glazychev.ru/books/design/design.htm
3. Лаврентьев А. Н. История дизайна: учеб. пособие/ А. Н. Лаврентьев. - М.: Гардарики, 2006. - 303с.: ил. ; 13 см.
4. Большой энциклопедический словарь. - http://www.voliks.ru
5. http://www.belcanto.ru





...материя конечна
но не вещь.
Иосиф Бродский