taby27.ru о философии дизайне, имидже, архитектуре  


Медведчикова С. Табурет на металлических ножках: смысловая структура

Содержание

  1. Первое впечатление
  2. Культурологический анализ
    1. История табурета
    2. Онтологический уровень
      1. Форма и цвет предмета
    3. Функциональный смысл
    4. Знаковый смысл
    5. Аксиологический смысл
    6. Личностно-ассоциативный смысл
    7. Актуальный смысл
    8. Художественно-образный смысл
  3. Вывод
  4. Список литературы

1. Первое впечатление

С первого взгляда меня привлекла форма этого предмета. Я даже не сразу поняла, что это табуретка. Напоминает букет искусственных красных цветов на стеблях-шпажках. Или засохшую большую розу. На самом деле это табуретка японского дизайнера Isamu Tokizono.

Глядя на этот предмет, сразу понимаешь, что это элемент японской культуры. Так как в его концепции присутствуют традиционно японские цвета: красный и черный на белом фоне; и используются чистые формы, может быть заимствованные у природы.

"напоминает облака или сладкую вату красного цвета или шарики мороженного"

Мне кажется, что это очень устойчивая табуретка, принимая во внимание количество ножек, которые она имеет. Вероятно, на такой табуретке не раскачаешься особо, значит очень устойчивая. К тому же каждая ножка имеет резиновый шарик на окончании, который никогда не скользит, а просто прилипает к полу, а это добавляет еще больше устойчивости этому предмету. Несомненно, автор попытался создать очень качественный предмет мебели по комфорту и функциональности.

Верхняя часть предмета напоминает облака или сладкую вату красного цвета или шарики мороженного, и кажется что сиденье просто очень мягкое. Интересно, что наличие шариков наверху и шариков внизу создают впечатление очень обтекаемого по форме предмета, несмотря на штыри-трубки, которые соединяют эти шарообразные элементы. И когда смотришь на ритм этих тонких металлических линий-трубок, кажется, что верхние и нижние шарики существуют раздельно и вроде бы ничем не связаны, и существуют как две самостоятельные плоскости, в основе которых лежат правильные шестиугольники.

Если присмотреться, то можно увидеть, что каждый красный шарик имеет свой стебелек с основанием - черным шариком - корешком. Таким образом, этот факт еще раз доказывает сходство японской табуретки с букетом крупных цветов, следовательно, концепция была позаимствована у природных форм.

Один человек, увидев эту табуретку, сказал, что ему этот предмет напоминает кресло пыток, особенно агрессивно смотрится множество железных штырей в сочетании с красным цветом, цветом крови. Странно, что я в нем ничего агрессивного на первый взгляд не увидела. Но мне сразу стало ясно, что этот предмет не воспринимается однозначно и одинаково у различных людей.

2. Культурологический анализ

1. История табурета

С чего же все это разнообразие началось? Самым первым стулом была земля. Идеальный предмет мебели - носить с собой не надо, но всегда под рукой. Где хочешь, там и садишься. Правда, не всегда комфортно - то мокро, то холодно, то донимают козявки. И поза может быть не совсем удобной, и даже небезопасной - древнему человеку нужно быть очень мобильным (попробуйте быстро-быстро встать, когда сидите на полу). Нужно было, во-первых, получить сидение не мокрое и не холодное, а, во-вторых, подходящей высоты. С первой проблемой могла справиться циновка или шкура, постеленная на землю.

Зато бревно - прототабуретка - решало сразу обе проблемы. Бревно - упавшее дерево - горизонтальный цилиндр. Точка контакта тела человека с поверхностью бревна очень мала - обе поверхности выпукло-сферические.

"непосредственно воздействует на человека и не оставляет его равнодушным"

Лучше сидеть на чем-нибудь плоском. А если от бревна кусочек отрезать и перевернуть? Сидеть на таком "пеньке" удобно, устойчиво, высоту сиденья можно подобрать по желанию (правда, только один раз). Но теряется полезное свойство лежащего на боку бревна - "катимость". Его можно было просто перекатить на нужное место.

А с вертикальным его вариантом сложнее - для переноски тяжеловато, и неудобно поднимать, для перекатывания нужно сделать много телодвижений - перевернуть, покатить, перевернуть опять. Чтобы сделать сей предмет мебели менее тяжеловесным, из него в средней части по вертикали стали удалять лишний материал. Широкими должны оставаться само сидение (для удобства) и основание (для устойчивости), остальное служит только для удерживания сиденья на нужной высоте. В верхней части получилась удобная для захвата форма. Материала под сидением становится все меньше, пока не остаются только ножки-опоры.

Но легкость и удобство переноски - это вторичные свойства. А как выполнялась главная функция? Совсем плоская поверхность плохо соответствует изгибам и выпуклостям человеческого тела. Нужно согласовать поверхность сиденья и седалища. Один из способов - изменить кривизну, выйти в пространство. Поверхность табуретки можно изогнуть в одном направлении - придать ей форму внутренней поверхности цилиндра. А можно и в двух направлениях - форма будет соответствовать внутренней поверхности сферы. У такой поверхности есть маленький недостаток - она не индивидуальна. Кривизна поверхности жестко задана. То, что для одной попы - комфорт, для другой - мозоли. Как же сделать табуретку удобной для каждого пользователя?

Почему бы не поместить между твердой поверхностью и телом объект с изменяющейся формой? Так сказать, "посредника" между сидением и человеком. Это может быть подушка - любой эластичный материал с деформируемым наполнителем. Она изменяет форму точно в соответствии с телом пользователя. Потом "посредника" прикрепили к сидению, чтобы всегда был на месте. И получили прототип мягкого стула и кресла.

Есть еще один замечательный способ согласования формы сидения и тела - циновка (или, позже, ткань). Если ее края закрепить на высоте, а середину оставить свободной, то тяжесть сидящего человека деформирует ее в нужную форму. Устойчивой была X-образная форма основания. Кто-то догадался сделать крепление подвижным, и получилась складная табуретка.

На этом этапе соответствие объекта выполняемой функции стало практически идеальным. Дальше табуретке функционально развиваться некуда. Меняются материалы, технология изготовления, появляются дополнительные, вторичные функции, свойства и назначения. Меняется форма, меняется образ, но все это внуки и правнуки бревна.

2. Онтологический уровень

1. Форма и цвет предмета

Данная вещь вполне может рассматриваться как симметричная. Симметрия рассматривается как эквивалент уравновешенности и гармонии. Равновесие устойчивость, классичность, некоторая однозначность диктуют обращение к симметричным структурам.

В данной вещи основная форма - это шар или круг. Круг - это простая форма, воспринимаемая человеком положительно, так как он связан с его собственным "устройством", участвующим в освобождении мира. Обозревая его, глаз совершает круговое движение, движение по окружности.

Разрозненные предметы соединяются в кругозоре человека в нечто целостное, единое, что является его миром.

Первые жилища содержат в плане круг, само слово круг образовано от кружный, окружной. Круг связан с покоем, уютом. Круг обозначает некий центр, место, из которого происходит восприятие мира и к которому устремляются наши впечатления. Круг, то есть единство может трактоваться не только психологически, эмоционально, но и этически - как начало добра, совершенства, счастья. Положительное восприятие круга свойственно представителям всех культур, начиная с древних времен.

В форме этой табуретки мы везде видим круги, шары. И сверху, и снизу. И в основании, и на месте сидения. Создается впечатление, что садиться придется на что-то очень мягкое и сладкое или даже липкое. Виной этому, скорее всего, не только шарообразные формы, но и красный цвет сидения.

Из всех цветов спектра красный цвет вызывает наиболее сильную физиологическую реакцию - учащение сердцебиения. Красный цвет не позволит вам пройти мимо, он сразу же притягивает внимание и управляет ситуацией. Проигнорировать его вам не удастся. Во всех мировых культурах по мере развития языка красный цвет получил название в числе первых, сразу после белого и черного.

Давайте поговорим о понятии "теплых" цветов. Красный - это основной теплый цвет. Порой он действительно вызывает в человеке ощущение тепла. Комнату, стены которой выкрашены красным (или хотя бы розовым), можно топить меньше, чем комнату, выкрашенную холодным цветом, например голубым. На протяжении долгих лет красный цвет использовался для праздничных скатертей, поскольку он вызывал теплые чувства и согревал сидящих за столом.

В природе красный цвет - это цвет изобилия, цвет спелых ягод и помидоров, цвет рубинов и гранатов, цвет мака и пуансеттии. Не забывайте и о том, что красный - это цвет крови, а следовательно, и цвет религиозных жертвоприношений - цвет сердца и огня. Красный цвет вызывает сильные эмоции. Характер этих эмоций сильно зависит от ситуации, но какие бы ассоциации ни связывались у вас с красным цветом, одно не вызывает сомнения: эмоции эти будут очень сильными.

Красный цвет люди обычно связывают с любовью и яростью. Красный цвет сигнализирует об опасности и о готовности встретить эту опасность лицом к лицу. Красный цвет издавна использовался в военной форме, да и красную планету назвали именно в честь бога войны - Марс. Это очень сильный цвет, который непосредственно воздействует на человека и не оставляет его равнодушным.

А в основании табуретки немалую роль играет черный цвет. Так как здесь он трактуется как цвет земли и за счет этого, по-моему, табуретка кажется очень устойчивой.

3. Функциональный смысл

Назначение табурета понятно каждому - она, как стул, должна поддерживать тело человека в сидячей позе. Компоновка достаточно проста - поверхность для сидения на опоре. А дальше простор для творчества. Материалы, фактуры, формы, цвета, стили, национальный дизайн или современный. Жесткие и мягкие, упругие, складные, вращающиеся, с колесиками, трансформируемые. В общем, простор для творчества.

В современном мире такую универсальную вещь, как табурет, можно использовать не только по ее прямому назначению. На самом деле эта вещь многофункциональна. Это и маленький столик, переносной столик и подставка подо что-нибудь, это очень мобильный предмет интерьера, поэтому почти незаменимый. Прототип современной табуретки бревно, маленький кусок бревна был абсолютно незаменим в хозяйстве человека около века назад.

Если наиболее точно определить назначение современной табуретки, то можно сказать, что она служит для того, чтобы временно ненадолго присесть, так как расслабиться как на стуле на ней невозможно - отсутствует спинка.

4. Знаковый смысл

Глядя на этот предмет, сразу понимаешь, что это элемент японской культуры. Так как в его концепции присутствуют традиционно японские цвета: красный и черный на белом фоне; и используются чистые формы, может быть заимствованные у природы.

В плане эта табуретка - правильный шестиугольник. И в основании тоже шестиугольник. И основание, в свою очередь, разбито еще на правильные треугольники.

Треугольник - очень часто использовался в орнаментальных фризах в Индии, Греции, Риме. Его значение кажется постоянным. Треугольник, обращенный вершиной вверх, символизирует гору, огонь и мужскую созидательную силу; треугольник, обращенный вершиной вниз, символизирует пещеру, воду, льющуюся с небес и сбегающую с гор, плодородное лоно и женское начало. Равносторонний треугольник символизирует божество, гармонию, пропорцию.

Шестиугольник означает по христианской символике, взятой из античной, цифру смерти. Шестиугольник связан с образом погребения греховного существа - прелюдией его превращения в благородное существо. Связанный с символизмом числа 6 шестиугольник выступает противопоставлением создания Создателю в бесконечном равновесии, а также выражает число испытания между добром и злом. У индейцев майя 6 - это роковое число и это также день смерти.

Но шестиугольник еще является одной из самых устойчивых и правильных форм на подобие круга, поэтому возможно именно это послужило взять его за основу этого предмета.

Круг - один из четырех фундаментальных символов. Это символ движения (колесо), неба, бесконечности, вселенной, времени, защиты, обеспеченной в своих границах. Это расширившаяся точка (центр) с общими символическими свойствами. Он ассоциируется с культом огня, героев, божества. В христианской мифологии круг символизирует вечность.

Сфера, шар имеет символизм круга и олицетворяет с древних времен совершенствование и совокупность. В архитектуре сфера часто уменьшается до полусферы, имея то же символическое значение. Переход от кубических форм к сферическим, от квадрата к кругу символизирует переход или возврат от созданного к несозданному, от земли к небу и означает полноту завершения, совершенство законченного цикла.

Линии, образуемые ими формы и фигуры имеют не только эмоциональное выражение, но и глубокий символический смысл, связанный с их эмоционально-эстетическим содержанием.

О психическом влиянии формы на человека и его поведение писали многие исследователи. Эстетическую выразительность линий, плоскостей, цвета, пространств и объемов, составляющих форму, как основу эмоционального воздействия на человека, исследовали психологи и эстетики ХIХ века, такие как Г. Фехнер, В. Гельмгольц, В. Вундт.

Эмоциональное воздействие тех или иных линий на человека, как было установлено экспериментальной психологией, с одной стороны, связано с работой глаза человека. Например, горизонтальная линия воспринимается глазом с минимальным напряжением и поэтому вызывает ощущение удовольствия, удовлетворения. Вертикальная линия воспринимается с большим напряжением. Неправильные и ломаные линии вызывают наибольшее напряжение и болезненные ощущения глаза, так как мышцы глаза вынуждены без подготовки неожиданно менять направление. При восприятии правильных кривых линий глаз подготавливается к предстоящему изменению, и это вызывает чувство удовлетворения.

Горизонтальная линия, ее направление рождает чувство покоя, прочности, легкости, свободы, безопасности, равновесия, пассивности, монотонности, тяжести (в соответствующем контексте). Вертикальная линия в направлении снизу-вверх вызывает представление о подъеме, росте, деятельности, ощущение достижения победы над силой тяжести, новых возможностей. Вертикальная линия в направлении сверху-вниз рождает ощущение поражения, отступления, убежища, укрытия, уединения, соответствия с силой тяжести, все возрастающего ограничения, чувство депрессии.

Диагональные и правильные кривые линии воплощают активное движение, динамику. В зависимости от направления диагоналей и правильных кривых вверх или вниз, к основному чувству активного динамического движения присоединяются чувства, вызываемые вертикальными и горизонтальными направлениями. Таким образом, опыт восприятия определяет непосредственное эмоциональное воздействие линии, плоскости, формы и вырабатывает в человеке привычные ассоциации.

Даже простейшая форма или цвет являются символом, выявляющим природу изначальной реальности универсума и структуру человеческой психики, в которой эта универсальная реальность отражается. Фактически если бы структура нашего сознания не соответствовала структуре универсума и его законам, то мы не должны были бы осознавать ни универсума, ни управляющих им законов.

"Те же самые организующие силы, которые создали природу во всех ее формах, ответственны за структуру нашей души и точно так же - за нашу способность мышления" (Вернер Гейзенберг, "Часть и целое"). Формы, в которых выявляется природа, являются символами, поскольку они выражают аспекты реальности, их нельзя ограничить посредством определений и фиксированных понятий, но они передают непосредственный, вспышкообразный опыт, раскрывающий новый смысл на каждом уровне сознания.

5. Аксиологический смысл

Данный дизайн табурета, скорее находка, нежели создание.

6. Личностно-ассоциативный смысл

Я уже убедилась, что этот предмет вызывает абсолютно разные ассоциации у различных людей. Я, например, вижу в этом табурете что-то мягкое и сладкое, виной этому шарообразные формы и красный цвет сидения. И это мягкое поддерживается замысловатой конструкцией, в основании которой лежит металлическая сетка из ромбов или треугольников, дополненная черными матовыми шариками.

Верхняя часть предмета напоминает облака или сладкую вату красного цвета или шарики мороженного, и кажется, что сиденье просто очень мягкое. Интересно, что наличие шариков наверху и шариков внизу создают впечатление очень обтекаемого по форме предмета, несмотря на штыри-трубки, которые соединяют эти шарообразные элементы.

7. Актуальный смысл

Безусловно, эта вещь очень актуальна сегодня. Ее можно применить в интерьере современного стиля, стиля хай-тек, и в интерьере с элементами японской культуры. Думаю, такая вещь придаст остроту общему виду помещения, и не имеет значения, кухня это или гостиная, холл или терраса.

8. Художественно-образный смысл

На мой взгляд, в данном предмете присутствует художественный смысл. Он заключается в соотношении формы и цвета этой вещи.

Неразрывная связь художественного смысла с материальным, чувственным воплощением отличает художественный образ от научного понятия, абстрактной мысли. Они целое идеальной природы, и поэтому могут быть обозначены разными материальными способами, словами, математическими знаками, диаграммами и тому подобное, ничего при этом не теряя в своем смысле.

Художественный образ коммуникативен по своей природе. Его смысл, составляющий содержание художественного образа, создается художником в расчете на то, что он будет передан, доступен другим. Материальная чувственно-воспринимаемая форма (зрительная и звуковая) предоставляет такую возможность и выступает в функции знака.

Художественный образ в качестве художественного символа выступает не только своей вещественной, знаковой стороной, но и своим идеальным, духовным, содержательным аспектом. Художественный образ всегда образ чего-то, он наделен значением.

В данном предмете, возможно, художественный смысл заключен именно в ассоциациях. Кому-то предмет напоминает букет цветов, и этой ассоциации можно увидеть художественный образ. У кого-то ассоциации с креслом пыток, например.

3. Вывод

При анализе данного предмета мое первое впечатление нисколько не ухудшилось, скорее наоборот, мне еще больше понравился этот предмет.

Эта вещь вполне может рассматриваться как неоднозначная. Так как в ней смешано несколько стилей, отсюда множество различных образов и ассоциаций. Я думаю, каждый человек, увидев этот предмет, будет относиться к нему по-своему в силу своего характера и натуры. Я бы лично хотела попробовать эту вещь в эксплуатации.

4. Список литературы

  1. http://www.krugosvet.ru/articles/104/1010471/1010471a1.htm
  2. http://proslova.ru/word/шар/
  3. http://www.sreda.boom.ru/history.htm

01.07.2008

Тэги: Эстетика, Философия дизайна, Культурология, философия культуры



...материя конечна
но не вещь.
Иосиф Бродский