Ляган - керамическое блюдо
Автор: Герасимова Нина
Содержание
1. Эмоциональное впечатление
Первое, что сразу притянуло мой взгляд - цвет. Причем, из-за глубины и чистоты цвета (насколько позволяет оценить монитор) хотелось смотреть на блюдо бесконечно, не отрываясь. Почему-то появилось ощущение глотка чистой свежей воды в жаркий день. Вызывает ассоциацию лета и сумерек.
"Почему-то появилось ощущение глотка чистой свежей воды в жаркий день".
Рисунок, нанесенный на плоскость лягана. Сочетаются четкие контуры листьев с размытыми пятнами других элементов цветов, не давая глазу устать, и внося разнообразие в изображение. Темные массы цветов сочетаются со светлым фоном, покрытым ажурной сеткой из листьев. На мой взгляд, обращает на себя внимание, с одной стороны замысловатость и вычурность изображения, с другой - легкость, свежесть и в некоторой степени стихийность. Я думаю, что у художника не было четкого, "один в один", эскиза.
Изображение делалось "по мотивам", согласно традициям техники. Автор этого блюда известный в своем роде деятельности художник, и скорее всего видимая легкость - признак высокого уровня мастерства. Я думаю, как раз эта легкость так привлекает и притягивает.
Видно, что вещь рукотворная, и поэтому в ней присутствует некоторый элемент случайности. "Немашинность" исполнения очень радует, особенно сейчас, когда все стараются механизировать.
По краю тарелки нанесен орнамент, состоящий из повторяющихся ритмов. Напоминает закрученный шнур, поэтому увлекает взгляд по кругу. В сочетании с изображением в центре, в целом впечатление завораживающее. Взгляд с орнамента переходит на изображение, потом опять на орнамент. Ощущение движения по кругу, в некоторой степени вращения.
Блеск. Ляган глазурованный, а следовательно блестит. Блеск сразу наводит мысль о гладкости. Хочется взять тарелку и ощутить ее. Провести по поверхности рукой. Глядя на нее, возникают почти реальные тактильные ощущения гладкости и небольшого, невыраженного рельефа на поверхности.
Форма. Круглая форма блюда также наводит мысль о вращении, бесконечности движения. На мой взгляд, здесь удачное сочетание изображения и формы, на которую оно нанесено.
2. Смысловая структура вещи
1. Бытийный смысл
Рассматриваемый предмет имеет форму круга. Это архетипическая форма, легко считываемая и воспринимаемая человеком. Она не усложнена никакими другими элементами, что делает ее наиболее доступной для восприятия.
Круг - универсальный символ. Означает целостность, непрерывность, первоначальное совершенство. Округлость священна как наиболее естественное состояние, содержащее самость, неявленное, бесконечное, вечность.[3] По краю тарелки, а соответственно по кругу, изображен витой шнур. Шнур символизирует жизнь человека, прерванную смертью, он может вести человека вперед, и привязать к своей судьбе[3]. Соответственно, шнур, идущий по кругу можно трактовать как бесконечность жизни, или вечность.
"Шнур символизирует жизнь человека, прерванную смерть, он может вести человека вперед, и привязать к своей судьбе".
Таким образом, приходит состояние покоя, умиротворенности. На поверхности тарелки также находится роспись, изображающая растения с цветами. Они заключены в кольцо из шнура. Растения символизируют смерть и воскресение, жизненную силу, жизненный цикл. Символически растение и цветок тесно связаны с Великой Матерью, богиней земли, плодородия и растительности, а также с плодородной силой вод, дающих жизнь, полное соков растение - это материнство[3]. Заключенные в непрерывный шнур, они являются символом постоянного умирания и возрождения, непрерывности и бесконечности жизни во вселенной.
Таким образом, ляган в образном плане являет собой достаточно четкий и ясный символ. Выполнен он в синей цветовой гамме. И поскольку именно цвет первым обратил на себя мое внимание, хотелось бы немного поподробнее рассмотреть его символику.
Во-первых, согласно Иттену, "непрерывному движению круга в области цвета соответствует синий цвет"[1]. Таким образом, несоответствия формы и цвета, ее наполняющего не наблюдается. Кроме того, синий цвет легко понятен. Он отражает физиологическую и психическую потребность, а именно покой[2]. Кандинский говорит о синем: "чем глубже синий цвет, тем больше он зовет человека в бесконечность, будит в нем стремление к чистому и, наконец, к сверхчувственному. Синий - это типично небесный цвет. С большим проникновением он развивает элемент покоя", "насколько охотно мы следуем за удаляющимся от нас предметом, настолько же охотно мы смотрим на синий цвет, и не потому, что он на нас наступает, а потому, что он влечет нас за собой"[2].
Эти характеристики еще более усиливают ощущение вечности и покоя, созданное совокупностью формальных символов вещи, и лишний раз доказывают гармоничность ее. Темно-синий - это тесная связь с праматерью, преданность и доверие, любовь и самопожертвование[2]. Этот цвет, положен на формы растений, цветов, символика которых очень тесно переплетается с символикой синего. Не происходит диссонанса в восприятии формы и цвета. Образный смысл вещи не распадается, а разные элементы, его составляющие, дополняют и раскрывают друг друга.
Кроме синего в лягане также используется светло-бирюзовый цвет, в качестве фона. Светлый сине-зеленый, или бирюзовый - самый холодный из всех цветов. По этой причине его наиболее целесообразно использовать там, где необходимо оптически создать освежающую прохладу. Он желателен в жарких странах, в горячих фабричных цехах, в помещениях с удушливым и тяжелым запахом[2]. Неудивителен выбор этого цвета исторически сложившийся, так как родина рассматриваемого предмета - жаркий Узбекистан. На подсознательном уровне люди на протяжении многих веков выбирали именно этот цвет для своих изделий, стремясь внести немного прохлады в свою повседневную жизнь, и тем самым немного облегчит ее. Ощущение прохлады и холода не противоречит ощущению покоя и вечности, которое я обнаружила в символике блюда ранее, и даже еще усиливает его.
Таким образом можно сказать, что в целом предмет является гармоничным, не вызывает чувства дискомфорта ни от какого несоответствия. Символические свойства формы как самого предмета, так и изображения на нем находятся в тесной связи между собой. Их дополняет цветовое решение тарелки, усиливая впечатление, уже созданное формой. Таким образом, выяснилось, что притягательность блюда заключается, прежде всего, в исключительной гармоничности всех его компонентов, в их перекликании и взаимосвязи между собой.
2. Функциональный смысл
Сам по себе ляган является предметом быта, то есть должен использоваться по назначению. Функционально он удобен в использовании. Форма достаточно простая, нет элементов, препятствующих ее эксплуатации. Поверхность блюда глазурованная, что в значительной мере облегчает ее чистку.
Поверхность лягана покрыта росписью, это значит, что он становится не просто обыденным домашним предметом, а источником эстетического удовольствия. Кроме того, роспись выполнена вручную, следовательно, тарелка уникальна.
Я думаю, что можно также говорить о символической (знаковой) функции вещи. Она несет информацию о принадлежности ее владельца к искусству, некотором его художественном вкусе (или желание казаться таковым).
Ляган выполнен согласно традициям риштанской школы керамики, следовательно, она несет в себе также просветительскую функцию. Позволяет изучить традиции конкретного народа в изобразительном искусстве.
3. Знаковый смысл
Это произведение современного автора, получившего художественное образование и решившего продолжить художественные традиции своего города. Таким образом, как вещь авторская и рукотворная, она будет стоить дороже фабричной посуды, а учитывая известность автора - значительно. То есть, скорее всего, хотя совсем не обязательно, она по назначению (то есть для употребления пищи) использоваться не будет. Хотя в бытовом плане она удобна, практична. Ее достаточно легко, насколько можно судить по изображению, мыть. Я думаю, что блюдом может обладать либо человек, увлекающийся историей и художественными традициями узбекского народа, или даже, скорее всего, именно знаток и ценитель именно риштанской керамики, так как оно является достаточно ярким ее представителем.
Обычным, "праздным" туристам, я думаю, тарелка была бы не слишком интересна, так как скорее всего существуют более доступные аналоги фабричного или может быть хотя бы частично механизированного производства. Так что, мне кажется, речь о блюде, как о простом, случайном сувенире, идти не может. Авторскую вещь мог бы так же приобрести человек для придания себе статусности. Знающий, что авторская работа ценится, и это престижно, но не слишком интересующийся художественной стороной предмета.
Я думаю, что, скорее всего, обладатель анализируемой вещи - человек среднего или зрелого возраста, так как цвет и рисунок на тарелке не слишком динамичны, выдержанны в традициях ремесла, а следовательно - классические и достаточно консервативные. А классика, как правило, не свойственна молодости. Если это осознанный выбор, то, скорее всего, это человек со сложившейся и устоявшейся системой ценностей. Ценящий и уважающий традиции других народов (если он не принадлежит к этому народу). Или узбек или риштанец, знающий и чтящий свои корни и традиции.
4. Культурно-символический смысл
В лягане наиболее четко считывается символ круга. Это непосредственно форма самой вещи, а также и все ее элементы подчинены этому символу. Круг, как уже говорилось ранее, символ целостности, непрерывности, цикличности. Именно это считывается на подсознательном уровне в первую очередь, и именно это является основным мотивом всего данного художественного произведения.
5. Культурно-исторический смысл
Блюдо сделано современным автором и само по себе исторической ценностью не является. Однако автор, являясь представителем узбекского народа, интересуется и воспроизводит традиции старых мастеров, и делает произведения, не отступая от них. Блюдо является представителем риштанской керамики.
Риштан - область Узбекистана. В основном мастера изготовляли столовую и хозяйственную посуду. В существующее издревле искусство обоженной глины риштанцы внесли свои яркие и самобытные черты, отличающие их произведения. Посуда узбекских мастеров делится на чашеобразную форму (коса) и кувшинообразную форму (куза). Гончар-косагарлик производил коса, шокоса, пиалы, ляганы, и так далее. Мастера Риштана разрабатывали собственный стиль росписи, проникнутой лиризмом. Орнаментика включает небольшой круг мотивов - кувшин, четырехлистник, крестообразный крупный узор, звездчатые фигуры. Не очень разнообразна, но самобытна пластика форм изделий, представленных огромными ляганами (диаметр 0,5м.), средними и плоскими блюдами хозяйственно - бытового назначения, блюдами с парными ушками. Современный риштанский керамический промысел являет собой определенный феномен стабильности развития традиционного ремесла, на протяжении многих столетий практически без изменений сохранившего свою стилистическую ценность[4].
6. Духовно-ценностный смысл
Рассматриваемый ляган выполнен в соответствии с древними традициями. Он несет в себе информацию о миропонимании и мироощущении людей, живших несколько столетий назад, устанавливая, таким образом, незримую связь между ними и современными людьми. Не дает забыть свою историю, свои корни, духовно обогащая, таким образом, своего обладателя.
Кроме того, традиции сложенные веками, и выдержавшие испытание временем, можно смело называть классикой в своем виде искусства. Все моменты продуманны, нет ничего лишнего, что доставляет дополнительное эстетическое удовольствие. В данном случае можно говорить о владельце, как о человеке с устоявшимся не только художественным вкусом, но и основными моральными принципами.
7. Ассоциативный смысл
Смысл возникает у каждого свой. Он появляется на основе личного жизненного опыта каждого. Думаю, что изначально мотив выбирался на основании окружающего мира художника, он не абстрагируется им, и этот образ легко считывается. На основании этого может прийти мысль о саде, цветнике. Одновременно возникает ассоциация с сумерками и листвой на фоне темнеющего неба. Вещь, на мой взгляд, довольно интересная в образном плане, и может вызывать у обладателя массу разных ассоциаций, еще более увлекая собой его.
8. Художественно-образный смысл
Вещь сама по себе довольно простая по формообразованию. Использование росписи усложняет и обогащает ее. В качестве изображения выбран мотив цветка. Техника исполнения наиболее оптимально подобранна. Она подчеркивает природность и живость изображения, не имея четко выверенной ритмической структуры, но и не совсем отвергая ее. Размытость и нечеткость кое-где по краю росписи также играют на образ изображения.
9. Актуальный смысл
Любой интерьер всегда будет выгодно дополнять авторская вещь. Она будет выделять его среди остальных и запоминаться. Особенно сейчас, когда очень развито массовое производство, каких бы то ни было вещей.
В частности авторская керамика придает особый характер интерьеру, почти очеловечивает его, делая его уникальным и неповторимым. Ценно почувствовать диалог с автором - тоже человеком, особенно сейчас, когда нас в основном окружают машины и автоматы, и наштампованные безликие вещи.
Я думаю, что ручная работа теперь будет актуальна всегда (ну или по крайней мере еще очень долго) в связи с тем, что люди узнали и почувствовали массовость машинного производства и получили возможность сравнить его с ручным изготовлением. И если возможности (в основном финансовые) человека позволяют выбирать, то, по-моему, результат очевиден.
3. Вывод
Итак, проведя анализ смысловых уровней вещи, я пришла к выводу, что, во-первых, первое впечатление во многом совпало с действительным, непосредственно заложенным в вещь смыслом. Совпало и цветовое ощущение, и чувства, возникающие при взаимодействии с формой. Данный момент обусловлен архетипичностью блюда. Он возникает на уровне подсознания независимо от каких бы то ни было мыслей человека об этом предмете. Что касается цвета, то согласно Люшеру, все люди реагируют примерно одинаково на те или иные цвета, и поэтому что сам художник чувствовал при создании лягана, то чувствует и зритель, оценивающий произведение. В процессе исследования первоначальное впечатление также дополнилось дополнительными смысловыми уровнями, что позволит в дальнейшем точнее определить возможного обладателя, или скорее потребителя такого рода вещей.
4. Литература
- http://www.bookz.ru/authors/iohanes-itten/
- http://www.koob.ru/dragunskij/dragunskij_cvetovoj_lichnostnij_test
- http://www.mirslovarei.com/sim_A/
- http://www.uz-ker.narod.ru
08.08.2008
но не вещь.
Иосиф Бродский