taby27.ru о философии дизайне, имидже, архитектуре  


Иванова Екатерина. Смысловая структура вещи: шезлонг фирмы Smania

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Эмоциональное впечатление
  2. Культурологическая вертикаль
  3. Культурологическая горизонталь
  4. Удобство, польза и функция
  5. Смысловая структура вещи
    1. Онтологический смысл
    2. Функциональный смысл
    3. Знаковый смысл
    4. Актуальный смысл
    5. Аксиологический смысл
    6. Личностно-ассоциативный смысл
    7. Культурно-символический смысл
    8. Противоположности
  6. Заключение
  7. Список ссылок

1. ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ

Представляемый проект - шезлонг, фирмы "Smania". Этот шезлонг сразу привлек мое внимание, его форма напомнила мне образ паука (тарантула). Фактура и цвет шезлонга выглядит как чешуя змеи. Ножки шезлонга напоминают арбалет, лук. "Мысль эмоция" возникла у меня - "охота". Также мне напомнило кресло зубного врача из-за его формы, цвета, фактуры и валика, выполняющее функцию подушки. Третья мысль, которая пришла мне в голову, - это кресло пыток. Так что присев на это кресло, человек получит много интересных эмоций.

2. КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ ВЕРТИКАЛЬ (история возникновения шезлонга)

Одними из первых в истории любителями возлежать считаются люди периода античности. Древние греки и римляне славились тем, что лежа они не только отдыхали, но и вели беседы, слагали стихи и трапезничали. В аскетичное время средних веков, время отрицания всего, что было связано с образом жизни древних римлян, такой праздной мебели места не нашлось. Даже тронные места и кровати той эпохи были весьма неудобны. Лишь в XVII веке появляется специальная мебель, предназначенная для отдыха и релаксации. Новая мебель получает название "кровать для дневного отдыха", или просто "дневная кровать", поскольку она использовалась в основном для послеобеденного дрема в ней.

"мне напомнило кресло зубного врача из-за его формы, цвета, фактуры"

Шезлонг, в переводе с французского, означает "длинный стул", и представляет собой низкое кресло вытянутой формы, позволяющее принять полулежащее положение. Шезлонг входит в моду в XVIII веке, в изысканную и эпоху рококо, предпочитавшую душевный комфорт героизму и блаженную негу - великим свершениям. В эпоху великих открытий и изобретений европейцы очень быстро обнаружили, что внешнее бездействие вовсе не означает отсутствия умственной работы, а как раз наоборот - располагает к ней. Впервые со времен античности неподвижность и горизонтальное положение тела перестало считаться постыдным проявлением бездействия. И, как следствие, различные варианты шезлонгов прочно обосновывались в европейском интерьере. Наиболее популярными моделями на тот момент были: Дюшесс (от фр. duchess - герцогиня), - шезлонг с круглой спинкой, крайне модный во времена правления Людовика XV, Дюшесс бризе (duchess-brisee) - шезлонг, состоящий из большого глубокого кресла и приставленного к нему табурета и Бержер (bergere) - низкое, широкое кресло с подушкой на сиденье и круглой спинкой. На сегодняшний день существует огромное количество разновидностей шезлонгов самых необычных конструкций, форм и расцветок. Неизменным остается лишь их предназначение.

3. КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ ГОРИЗОНТАЛЬ

Главное стремление Smania - это достижение совершенной гармонии между формой и размером, светом и цветом. Главное отличие Smania - это соответствие стилю, способность воплощать современные тенденции, использование уникальных технологий при обработке материалов, умение придать каждой мельчайшей детали нотку эксклюзивности. Компания Smania была основана в 1967 году и с тех пор постоянно растет благодаря творческой деятельности ее двух основателей - Альберто и Фабрицио Смания. С самых первых лет деятельности оба брата специализировались в двух равнозначно важных и согласованных направлениях: производство ряда коллекций мебели и специальный проект развития. Дизайн и производство особенной мебели и предметов интерьера - это каждодневный вызов, который Фабрицио Смания и его штат достигают благодаря преданности и обязательствам. Внимание к каждой детали и оригинальность каждого решения всегда были отличительными чертами всех мебельных и интерьерных проектов от Смании.

Фабрика мебели

SmaniaС 1967 года компания Smania включилась в культуру интерьера и сегодня известна всему миру своими решениями. Красота и оригинальность присутствуют в каждой детали. Продукция Smania делится на десять направлений, в том числе: ночная, дневная, мебель для офиса, диваны, традиционная и классическая мебель, декор. Компания также занимается дизайном интерьера. Неповторимой методику комплексной меблировки Smania делает равновесие линий и объемов, формы и цвета, внимание к мельчайшим деталям. Дизайн интерьера от Smania придает эмоциональную атмосферу пространству, а идеи современного интерьера оттеняет традицией. Более 30 лет компания создает дизайн мебели для элитных домов, чьи хозяева обладают особым эстетическим чувством. Smania является ведущим в мире производителем изделий из тростника, вереска, металла, перламутра, драгоценных сортов дерева.

Сегодня Smania представляем новую коллекцию из натуральной древесины. Шезлонг выполнен в стиле нео-этно, фьюжн.

"черный цвет быстро превращается из признака изгоя в признак принадлежности к обществу"

Предпосылкой стиля нео-этно явились глобализация, путешествия, взаимопроникновение культур и стремление сочетать лучшие элементы различных стилей. Его растущая популярность объясняется и тем, что, оставаясь гармоничным, этот стиль не задает жестких рамок. Это стиль, который вобрал в себя самые интересные черты классики, минимализма, арт-деко и, конечно же, этники. Он удивительным образом позволяет сочетать комфорт и уют с динамикой современного мира. Этот стиль придает шезлонгу оригинальность и неповторимость. В стиле чувствуются мотивы Азии, Востока, Африки и тому подобное.

Фьюжн (от англ. fusion - смешение, слияние) один из самых молодых на сегодняшний день стилей оформления интерьера. Как интерьерный стиль Фьюжн делает первый шаг к новому максимализму, являясь современным переосмыслением эклектики. Но если эклектика формирует композицию ради того, чтобы она смотрелась гармоничной "в целом", то Фьюжн не дает затеряться отдельным предметам, подчеркивая особенности каждого. Еще одно правило Фьюжн - какой бы сложной не была задумка, в результате должен получиться комфортный интерьер, который не пересекает граней китча и откровенной безвкусицы. Интерьер Фьюжн - это "гранд микс", большой коктейль из разных стилей и тематик. Арт-деко здесь сочетается с барокко, в размеренность и уют кантри гармонично вписываются готические элементы, а индийский тканый ковер идеально дополняет строгие пропорции хай-тека. Что мы можем и наблюдать в нашем интерьере, большой коктейль различных стилей.

При создании стройных связей между разными элементами дизайнеру помогают три основных инструмента: освещение, цветовая гамма и материалы. Дневное освещение должно быть как можно более масштабным, а к вечеру отдельные детали высвечиваются благодаря точечной подсветке. Светильники (нередко разной формы), расположенные в самых неожиданных местах могут выхватывать из темноты отдельные предметы или пространства. Цвета четкие, контрастные, но не давящие - во всем должны ощущаться легкость и жизнерадостность. Для Фьюжн характерны оригинальные цветовые сочетания, дополненные игрой фактуры материала. В последнее время актуально "анималистическое" направление для текстиля - чехлы для мебели, покрывала, подушки и драпировки, сделанные в духе полосатых и пятнистых шкурок животных, являются сейчас чуть ли не основой для создания всей композиции. Это очень роднит Фьюжн с другим современным стилем - Нео-этно.

Мебель фьюжн

Появились и коллекции мебели, посвященные этому оригинальному стилю. Как правило, каждый предмет мебели фьюжн содержит в себе элементы сразу нескольких стилей и его нельзя причислить к какому-то определенному направлению. Объединяет их одно - Фьюжн - современное направление дизайна, поэтому и мебель разрабатывается на современный манер, а элементы других стилей чаще всего являются стилизацией.

Что касается истории материала, из которого сделан шезлонг, то можно сказать что массовые завозы плетеной мебели из ротанга начались примерно в конце 90-х годов. Российские покупатели тогда приняли ее сдержанно. Постепенно красота и изящество плетеной мебели из ротанга покорила сердца наших граждан. В кафе, ресторанах, загородных домах все чаще стали появляться кабинеты, диваны, столы, кресла качалки, стулья, лампы, бра из лозы или ротанга. Между прочим, в Латинской Америке плетеная мебель из ротанга составляет основу национальных интерьеров. Европа в этом смысле тоже не отстает. В Италии, Испании, Германии, Польше налажено массовое производство плетеной мебели из лозы и ротанга.

4. УДОБСТВА, ПОЛЬЗА И ФУНКЦИЯ

Шезлонг сделан из ротанга, что дает нашей мебели много положительных качеств: ротанг позволяет использовать элементы комбинированного плетения (использовать другие материалы - металл, бамбук, ткани, дерево, синтетическое волокно на базе полиэтилена). Ратанг экологически чист, нетоксичен, выдерживает большие перепады температур, не выгорает. Малазийская, индонезийская и филиппинская плетеная ротанговая мебель производится исключительно вручную, на небольших фабриках, которые есть практически в каждом населенном пункте этих экзотических стран. Европейская плетеная мебель может изготавливаться как вручную, так и машинным способом.

Ротанговая мебель долговечна и прочна. Срок ее службы одни мебельщики исчисляют десятилетиями, другие - веками. А все потому, что материал, который используют при плетении, уникален. Длина лианы может достигать 150-180 м, встречаются, хотя и редко, трехсотметровые экземпляры. Такой метраж позволяет мастерам делать мебель с минимальным количеством стыков, создавая прочное единое полотно столов, диванов, кресел и шкафов. "Плетенка" способна выдержать нагрузку до 500 кг, при этом с ее перестановкой справится даже ребенок - настолько она легкая. Кроме того, древесина ротанговой пальмы привычна к перепадам температуры и атмосферного давления, что весьма актуально для российского климата.

"В человеке борется два начала, вечная борьба, в человеке есть уязвимость, которая тщательно скрывается, но чем она тщательней скрывается, тем яснее обнаруживается".

Пористая по своей структуре лиана очень податлива рукам мастера. В зависимости от ее толщины мебельщики используют разную технику: ротанг либо гнут, либо плетут. Как правило, из широких заготовок делают каркас, а оплетают его более узкими, толщиной 3-7 см. Стволы растения проходят обязательную обработку паром, после чего они делаются гибкими и послушными, принимая любые формы, рожденные фантазией дизайнера. Готовое изделие шлифуют, затем протравливают, чтобы придать ему один из 27 возможных оттенков, и в конце покрывают лаком.

Ротанг - дышащий и весьма эргономичный материал, способный подстраиваться под температуру тела человека и окружающей среды. Вот почему сделанные из него предметы интерьера прекрасно чувствуют себя не только в роскошном офисе или городской квартире, но и в загородном доме, на дачной открытой террасе в летний зной, под дождем и даже в бане. Мебель из ротанга делают в основном на его родине - в Индонезии и Малайзии. Изготавливают ее и в Латинской Америке из аналога тропической лианы, который называется "мимбра". Латиноамериканскую легко отличить от "родной": она более устойчива, так как имеет деревянный каркас, и за счет него выглядит несколько массивно. Делают ротанговую мебель и в Европе: в Испании, Италии, Германии. Оригинальное качественное сырье в сочетании с самым современным, авангардным дизайном потрясает воображение даже абсолютно равнодушного к модным тенденциям человека. Здесь не только витиеватые формы, но и необычное сочетание плетения с текстилем, стеклом, деревом, водорослями. Универсальность такой мебели бесспорна.

Принцип изготовления плетеной мебели таков: на каркас из гнутого ротанга "наплетается" декоративное полотно из более тонких стеблей ротанга. Детали скрепляются пластиковыми, деревянными, металлическими штифтами или стягиваются полосками кожи, места стыков маскируются плетением. Натуральный ротанг методом "горячей покраски" покрывают защитным лаком. Чтобы плетеная мебель ротанг сохранила свой природный желтый колер, лак используют бесцветный. Для любителей индивидуального стиля ротанг окрашивают красным, зеленым, черным или коричневым лаком. Продажа плетеной мебели в Москве уже встает на поток. С ротанговой мебелью любые фантазии клиента - осуществимы!

5. СМЫСЛОВАЯ СТРУКТУРА ВЕЩИ

1. ОНТОЛОГИЧЕСКИЙ СМЫСЛ

На этом уровне мы рассмотрим эмоционально - чувственное восприятие вещи, то есть за счет каких средств вещь обращает на себя внимание.

  1. Каркас из гнутого ротанга, на который "наплетается" декоративное полотно из более тонких стеблей ротанга, что само по себе уже эстетично.
  2. Детали скрепляются металлическими штифтами или стягиваются полосками кожи, места стыков маскируются плетением. Что предает нашей мебели еще большую аккуратность.
  3. Металлические штифты созданы из стали, и это даетуже изделию большой плюс, сталь обладает такими физическими свойствами (например, блеск), которые уже притягивают к себе внимание.
  4. Форма активная, есть стремление вперед.
  5. Ротанг методом "горячей покраски" покрывают защитным лаком.
  6. Лак черного цвета.

ЧЕРНЫЙ ЦВЕТ

Черный цвет традиционно ассоциируется с элегантностью, изысканностью и сексуальностью. Черный цвет - цвет ночи, опасности и смерти, цвет ведьмовства и черной магии, цвет незаконных действий (черный рынок), цвет отверженности (черный список) и изгнания (черная овца). Если белый означал свет, то черный - мрак, если белый - жизнь, то черный - смерть, белый - чистота и порядок, черный - грязь и хаос. Тем самым, черный - антипод белого. Оптически, контраст белого и черного наиболее сильный; также контрастны и символические значения этих двух цветов. Белый и черный относятся к дуальным символам и, как отмечает Х.Э. Керлот (1994), подобно всем дуальным формулам имеют непосредственную связь с великим мифом о Близнецах. Члены дуальной пары (люди, животные, растения и так далее) имеют противоположную окраску, что отражает противопоставление двух миров.

Для примера, приведем наиболее важные символические значения черного цвета для Ндембу (В. Тэрнер - 1983).

  1. Зло, дурные вещи;
  2. отсутствие удачи, чистоты;
  3. страдание;
  4. болезни;
  5. ведовство и колдовство;
  6. смерть (в том числе и ритуальную);
  7. половое влечение;
  8. ночь, тьму.

В пословицах и поговорках черный цвет часто ассоциируется со страхом, гневом и депрессией. Черный цвет подталкивает к конфронтации и нарушению запретов. В среде художников - модельеров и дизайнеров - черный цвет приобрел популярность очень давно, поскольку он всегда говорил о нарушении запретов. И очень скоро черный оказался настолько плох, что стал хорош. Мы постоянно видим на улицах банды подростков в черной одежде. Они посылают зрительный сигнал о том, что не хотят находиться внутри общества.

Смешно, но черный цвет быстро превращается из признака изгоя в признак принадлежности к обществу. И это происходит не потому, что черный цвет вошел в моду и стал считаться изысканным, но и в силу его необыкновенной практичности. Черный цвет прекрасно сочетается с другими цветами, а что еще нужно современному человеку? Да к тому же черный цвет еще и стройнит. Мечта! Черный цвет всегда говорит о силе, власти и изысканном вкусе. Опыт проведения тестов показывает, что максимум 1,4% взрослых выбирают из числа ахроматических цветов белый и черный одновременно.

2. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ СМЫСЛ

Данный объект, очень интересен. Данная вещь отвечает всем стандартам. Вещь изысканная, но подходит не всем людям, так как она в первую очередь создана для самовыражения владельца, как подтверждение его имиджа и стиля жизни.

3. ЗНАКОВЫЙ СМЫСЛ

Знаковый смысл вещи связан, с ее способностью показать принадлежность владельца к сословию. Скорее всего, владелец такого шезлонга: любит путешествовать, любит экстрим, человек этот следит за своей внешностью и имиджем. Шезлонг черного цвета, что само по себе уже вытеснение возбуждающих влияний. Кто ставит черный цвет на первое место, тот из упрямого протеста восстает против своей судьбы. Форма - динамика, движение - "охота", "выживание". Поэтому черный цвет выражает идею "ничто"; ничто, как абсолютный отказ, как смерть или как "нет" в боевом протесте. Черный, как концентрическое сгущение, отражает агрессивное упорство; белый как эксцентрическое растворение - бегство. Как известно, решение "сражаться или бежать" принимается не в области неокортекса, а в филогенетически ранее сложившихся долях, а именно, в так называемой лимбической системе.

4. АКТУАЛЬНЫЙ СМЫСЛ

Рассматриваемый объект находится в русле современных течений, этот шезлонг будет способен сформировать имидж, собственно стиль, образ жизни его владельца.

5. АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ СМЫСЛ

Динамика, стремительность, современность - вот что является ценностями для владельца такого шезлонга. Этот человек руководит другими людьми, человек агрессивен и он знает, что ему нужно.

6. ЛИЧНОСТНО-АССОЦИАТИВНЫЙ СМЫСЛ

Количество ассоциаций, возникающих у людей, видя этот шезлонг много, но единственное что роднит все ассоциации это агрессия (охота, пауки, насекомое, оружие - такие ассоциации возникали у людей видя этот шезлонг).

7. КУЛЬТУРНО-СИМВОЛИЧЕСКИЙ СМЫСЛ

Художественный образ очень интерес, взят образ из живого мира: у многих была ассоциация все возможных насекомых пауков, а также образ из предметного мира: а именно оружие - арбалет.

8. ПРОТИВОПОЛОЖНОСТИ

Покой, уравновешаннось, статика - должны быть у нас ассоциации, мы наблюдаем полностью противоположную динамику, вызов, физическую и сексуальную силу. Когда мы чувствуем свою уязвимость и нам нужна защита или когда мы ощущаем потребность в одиночестве, мы прибегаем к помощи черного цвета "сражаться или бежать". В человеке борется два начала, вечная борьба, в человеке есть уязвимость, которая тщательно скрывается, но чем она тщательней скрывается, тем яснее обнаруживается.

6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В качестве объекта исследования выступил проект шезлонг фирмы Smania. Форма привлекала новизной, простотой, и агрессивностью. Внешняя форма в принципе соответствует внутреннему содержанию, единственное, что не все люди смогут отдыхать на таком шезлонге, кому-то он покажется не комфортным из–за ассоциаций, которые возникнут у него при виде этого шезлонга.

Источник: neopoliscasa

7. СПИСОК ССЫЛОК

Тэги: Теория дизайна, Предметный мир



...материя конечна
но не вещь.
Иосиф Бродский