taby27.ru о философии дизайне, имидже, архитектуре  


Двоеглазов Петр. Авторская скульптура "Око"

Содержание

  1. Первое впечатление
  2. Художественный образ
  3. Знаковый смысл
  4. Ассоциативность
  5. Актуальность смысла
  6. Функциональный смысл
  7. Культурно-символический смысл
  8. Культурно-исторический смысл
  9. Бытийный смысл
  10. Духовные ценности

1. Первое впечатление

Красивые и приятные формы. Теплый колорит объекта вызывает положительные эмоции. Очень устойчивая форма. Виден несколько смешной профиль, напоминает абстрактное лицо и глаз.

Петр Двоеглазов. Скульптурная композия "Око". Ханты-Манскийский институт дизайна

2. Художественный образ

Рассматриваемый объект, являет собой, по форме, простой треугольник с яйцом посередине. Треугольник и овал, по сути, спорны между собой. Резкий будоражащий образ и спокойный. Начнем с поиска первообраза. Что это? Для визуала, единственный ясный образ-объект - яйцо. Явно натуралистичное. С некой текстурой. Образ начала, рождения, роста, чего-то живого.

Что же с треугольником? Треугольник - в Китае это образ женщины, в иудаизме и христианстве это образ бога, оберегающий "наше дитя" (яйцо). Для людей с развитыми тактильными чувствами, на ощупь он шершавый. Не сложная фактурная поверхность носит характер натурального, созданного якобы природой. Возможно, образ еще не обжит, и на ощупь в будущем он будет более сглаженным.

"Треугольник - в Китае это образ женщины, в иудаизме и христианстве это образ бога, оберегающий "наше дитя""

Цветовая палитра скудна, притом имеет свой натуральный песочный цвет. Это идеальный нейтральный тон, существующий во множестве вариантов. Это прекрасный вариант на тот случай, если испытываешь сомнение, поскольку такой цвет сочетается и с теплыми и с холодными цветами. Объект отказывается от зрелищности и не окрашен в яркие цвета. Он как бы просто живет в настоящем мире и не навязывает характер сторонним цветом (окрашенным цветом). Цветовая палитра объекта теплая и ассоциируется с песком, в восточной культуре он обозначается чистотой, очищением. Круги-борозды на треугольнике вокруг яйца, как и на самом яйце, носят оберегающий характер. Напоминает ореол, который по своему образу священен и божественен.

3. Знаковый смысл

В данной композиции мы видим ложе, хранилище. Возникает вопрос: почему яйцо лежит в ложе, а не рядом с треугольным образом? Возможно, это самое начало, и оно еще не готово покинуть свое безопасное место. Не готово покорять мир. Или не знает, как это сделать. С другой точки зрения (со стороны зрителя) можно увидеть всевидящее око, третий глаз. Также это может быть олицетворением матери и дитя.

4. Ассоциативность

Похоже на пирамиду. При поисках ассоциации этому предмету, единственное что вспоминается, это образ всевидящего око, или как его называют "третий глаз".

5. Актуальность смысла

Человека всегда интересовал вопрос о создании мира, о зарождении. Художник попытался зрителю это показать.

6. Функциональный смысл

Функционально, скорее всего, этот объект применим в разных рода экспозициях, выставках, как арт-объект визуальной ценности имеет гораздо больше, чем функциональной. Применить в быту, на мой взгляд, маловероятно. Разве что разбивать голову недоброжелателей об острый угол треугольника или стучаться "выигрышными" яйцами в пасху.

С другой стороны возникает вопрос: почему яйцо лежит в ложе, а не рядом с треугольным образом? Возможно, это самое начало, и оно еще не готово покинуть свое безопасное место. Не готово покорять мир. Или не знает, как это сделать. В действии можно устроить акцию. Композиция размещается на любой точке. Вокруг него, на ландшафте, на любом расстоянии можно устроить другую композицию из простых яиц. Предположим, что они уже постигли жизнь, вкусили многое. Побывали в разных ситуациях. Теперь эти яйца могут рассказать об этом мире.

Почему именно яйца? Как вариант они близки многими характеристиками первообразу в треугольнике. Они подобны друг другу. Почему бы яйца тоже не поместить в треугольники, ведь там безопаснее! Познать жизнь можно только своим опытом. Руководствуясь теоретическими накопленными знаниями. Но истинный опыт приобретается непосредственно "на поле боя".

7. Культурно-символический смысл

Треугольник и овал, по сути, спорны между собой. Резкий будоражащий образ и спокойный.

8. Культурно-исторический смысл

Образ-объект - яйцо. Явно натуралистичное. С некой текстурой. Образ начала, рождения, роста, чего-то живого. Треугольник - в Китае это образ женщины, в иудаизме и христианстве это образ бога, оберегающий "наше дитя" (яйцо).

9. Бытийный смысл (витальный)

Натуралистичное яйцо. Правильная форма. Практически ровный треугольник, в центре которого хорошо скомпоновано отверстие (ложе) для яйца.

10. Духовные ценности

Хотелось потеребить зрителя данным объектом. Пусть подумает. Вникнет в образ. Учитывая предыдущие пункты, можно понять, что образ этой скульптуры имеет шансы заставить человека остановиться, посмотреть, подумать. Он несет в себе больше духовных ценностей, чем материальных.

18.08.2008

Тэги: Эстетика, Философия дизайна, Культурология, философия культуры



...материя конечна
но не вещь.
Иосиф Бродский