taby27.ru о философии дизайне, имидже, архитектуре  


Путилова К.В. Мраморная ваза

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЗАПИСКА

 

 

 

 

Исполнитель:

Студентка 4 курса

Путилова К.В.

 

 

Научный руководитель:

Быстрова Т.Ю.

 

 

 Екатеринбург

2008

Содержание

 

Введение............................................................................................................................. 3

1. Первое впечатление................................................................................................... 4

2. Культурологический анализ вещи........................................................................... 4

2.1. Культурологическая вертикаль........................................................................ 4 

2.2. Культурологическая горизонталь.................................................................... 5

3. Смысловая структура вещи....................................................................................... 6

3.1. Онтологический смысл.................................................................................... 6

3.2. Функциональным смысл.................................................................................. 7

3.3. Знаковый смысл................................................................................................ 7

3.4. Аксиологический смысл.................................................................................. 8

3.5. Культурно-исторический смысл...................................................................... 8

3.6. Культурно-символический смысл................................................................... 8

3.7. Личностно-ассоциативный смысл.................................................................. 9

3.8. Актуальный смысл............................................................................................ 9

3.9. Художественно-образный смысл.................................................................. 10

Заключение...................................................................................................................... 10

Список литературы......................................................................................................... 11

 

Введение

 

ваза1 камнерезный музей

 Ваза из белого мрамора

 конец XIX  - начало XX века

 Уральская камнерезная фабрика

ваза 2 камнерезный музей

 

Дизайн - вид художественной деятельности, который использует методы проектирования, придает объекту образность, выразительность, гармоничность.

 

1.               Первое впечатление

 

Просмотрев несколько залов экспозиций, мне очень приглянулась мраморная ваза цвета слоновой кости. Она стояла одна в витрине, со всех сторон освещенная миниатюрными прожекторами, и, стоило мне переступить порог комнаты, как она тут же притянула мой взгляд. На вид вполне обычная вещь, но было в ней что-то особенное. По мере приближения, проявлялись необычные черты, мелкие детали, доведенные практически до совершенства. Мраморные розы расцветали на облаках, подсвеченных далекими солнечными лучами, и, мне казалось, что, сделав еще шаг, я смогу вдохнуть их нежный аромат. Изящная вещь... Она вызвала у меня ощущение легкости, красоты, элегантности, как будто дыхание прошлого прошлось легким ветерком по комнате и вылетело в распахнутые настежь двери зала...

  

2.     Культурологический анализ вещи

            Культурологическая «вертикаль»

 

Ваза - сосуд изящной формы, с живописными или лепными украшениями, сделанный из глины, фарфора, камня или металла[1].

В поиске первообраза я обратилась к вазам древней Греции.

Глиняные расписные вазы древней Греции встречаются преимущественно в гробницах; однако, они лишь в редких случаях оказываются содержащими в себе пепел покойников. Обыкновенно их ставили или клали около трупа или вешали на стенах гробового склепа. Большинство их относится к предметам домашней утвари: одни из них употреблялись для хранения сыпучих и жидких хозяйственных припасов, другие - для смешивания напитков, третьи для черпания, четвёртые для питья, пятые для туалетных снадобий и т. п. Были также вазы, не имевшие, очевидно, никакого практического назначения, но составлявшие только комнатное украшение, а также и такие, которые, при пригодности своей в домашнем обиходе, изготовлялись, главным образом, для того, чтобы быть приносимыми в дар богам и людям или для раздачи, в виде наград, на гимнастических и других состязаниях (каковы, например, панафинские вазы).

Первообраз моей вазы - это гидрия, один из видов древнегреческих ваз.

Гидрия (лат. Hýdria), иначе Кальпида (лат. Kalpis) - древнегреческий керамический сосуд, кувшин для воды, который иногда также использовался как урна для хранения пепла усопших. Гидрии также использовались для жеребьёвки при голосовании.

Гидрии в геометрическом стиле отличались стройной вытянутой формой и длинным горлышком. Начиная с VI в. до н. э. гидрии стали более округлыми по форме. У гидрии три ручки: две маленькие горизонтальные по бокам сосуда для того, чтобы поднимать его, и одна вертикальная посередине для удобства разливания воды. Гидрии носили на голове или на плече[2].

На фото: Гидрия - Каднос из Вульги, конец 5 века до н.э., Античное собрание Берлин

 

            Культурологическая «горизонталь»

К началу 20 века Российская империя была самой большой в территориальном отношении страной в мире. Среди промышленных регионов особо выделялись Московская, Петербургская, Рижская, Уральский и др. Россия была аграрно-индустриальной страной. Реформы 60-х годов19 века расчистили дорогу для быстрого буржуазного развития. В России появляются первые банки. Россия вступает на путь промышленной и рыночной модернизации. В 7 раз увеличилось промышленное производство. Начинается строительство железнодорожных дорог.  В первые годы 20 века в России появляются крупные монополии.            В России насчитывалось около 100.000 помещичьих хозяйств. Новым классом России, который заявил о себе, стал класс буржуа.

На Урале открываются новые заводы и фабрики, начинается добыча камней, металлов, минералов. Одним из них является белый мрамор. Он обрабатывался на гонощитовском мраморном заводе, а затем поступал на уральскую камнерезную фабрику. На этой фабрике мастер вытачивал из мрамора нужную форму вазы. После чего вазы дарили или продавали. А так как мрамор не ценился, то стоимость изделия была недорогой. И так вазы оказывались в жилищах людей. Она могла оказаться как в интерьере купеческого дома наряду с изысканными вещами, так и в мещанском дому, где она была ярким акцентом интерьера.

 

3.     Смысловая структура вещи

            Онтологический смысл

 

Белый цвет означает  благо, добро, счастья, развитие. Это обобщенное значение белого универсально для всех первобытных народов, как древности, так и современности. Белый для них - символ бытия, мира, жизни.

Белая краска использовалась в тех магических ритуалах первобытных людей, в которых они апеллировали к силам добра и жизни или защищались от воздействия злых духов и божеств. Белый цвет привлекал добрых богов, и отпугивал злых. Наиболее важными из этих ритуалов были ритуалы, посвященные рождению, инициации, браку и смерти.

В. Тэрнер полагает, что корни символики белого (впрочем, как и других основных цветов) следует искать в психобиологическом опыте человека. Несомненна связь белого цвета с двумя важнейшими жидкостями (тканями) человеческого организма - семенной и молочной, которые считались древними людьми священными. Эти жидкости лежат в основе жизни человека, являясь теми началами, от которых первобытный человек вел отсчет своего существования и поэтому их цвет получил значения блага, жизни, здоровья и т.п. Кроме этого, белый - свет, день, когда человек наиболее активен и деятелен, когда он воспринимает окружающее ясно и отчетливо. Оптически, белый - эталон чистоты, противоположность хаоса и грязи и поэтому служит образцом чистоты мыслей и поведения[3].  

Ваза не чисто белого цвета. От освещения ваза меняет свой цвет, корректируется ее восприятие. Когда ваза освещается желтым светом, белый цвет становится цветом  слоновой кости и воспринимается более теплой и мягкой. А при белом освещении она приобретает голубовато - белый цвет, в результате чего ощущается более холодной, твердой.

Белый цвет усиливается гладкой фактурой.

Фактура вазы - приятная на ощупь, выглядит гладкой,  вызывает ощущение скользкости и влажности. Хотя на мраморе есть трещины, но для меня ощущение фактуры не меняется.

Форма. Сложная по форме ваза «слаженна», вызывает гармоничность. В основе формы лежит форма яйца. Яйцо - самый простой элемент, является одним их архетипов. Наличие немного вычурных декоративных элементов усложняет форму вещи. Взаимодействие двух противоположных по своей сути форм уравновешивает вазу, придавая ей изысканность и красоту.

Пустота лежит в основе формы. «Форма, заполненная собой до отказа, заведомо статична, неподвижна, тяжеловесна. Форма, в которой живет пустота, может быть неожиданной, внутренне напряженной, в ней появляется характер, интрига. Пустота приводит к полноте возможных проявлений вещи».[4] Пустота внутри требует понимания, вызывает к подсознательному стремлению человека разгадать суть вещи.

Блеск  один из главных характеристик мрамора как материала. Блеск усиливает эффект материала, вызывая ощущение чистоты, гладкости.

Динамика и статика. Цвета вазы статичны, мало динамичны. Материал стремится к статике. Элементы декора, розы, тоже говорят о статике.

 

3.2. Функциональный смысл

 

«Вещь - ответ на определенную потребность человека»[5]. В данной вещи функциональный смысл играет не главную роль, так как ваза изготовлена  для украшения интерьера. Поэтому основная функция вазы -  декоративная. В вазу можно поставить цветы. Она может служить просто для украшения стола.

 

3.3. Знаковый смысл

 

«Знаковый смысл вещи связан с ее способностью показать принадлежность владельца к социальному слою, идейному течению, сообществу людей».

Наличие вазы в интерьере говорит о том, что ее владелец - знаток, ценитель  искусства, обладающий хорошим вкусом.

Ваза может являться хорошим подарком, который сохраниться долгое время.

 

 

 

 

3.4. Духовно-ценностный смысл

 

«Аксиологический смысл вещи вырастает из ее способности нести информацию об эстетической шкале, нравственно-эстетических нормах, представлениях о богатстве или чести, личных религиозных пристрастиях»[6].

Ваза может выступать и как эстетическая ценность, если смотреть на ее выразительность, гармоничность,  и как представлением о богатстве, если рассматривать ее средством украшения интерьера. Если она являлась подарком, то можно отнести к представлениям о чести, достоинстве.

 

3.5. Культурно-исторический смысл

 

«Поиск культурно - исторического смысла предлагает представление, с одной стороны, истоках вещи, с другой стороны, ее исторической ценности в связи с какими-либо событиями, редкостью, древностью».

Обращаясь к первоистокам вазы, то за основу формы были взяты формы древнегреческих ваз. Основа формы вызывает ощущения стабильности. Отсылка к античности дает усиление культурно - исторического смысла.

Время создания вазы (конец 19 - начало 20 века) связано с быстрым буржуазным развитием, с переменами в стране, в смене политического строя. Но для современного человека этих исторических ценностей ваза не несет.

 

3.6. Культурно - символический смысл

 

Роза - очень сложный символ. Амбивалентна, поскольку символизирует и небесное совершенство, и земную страсть, время и вечность, жизнь и смерть, плодородие и девственность. Роза - это совершенство, плерома, завершенность, таинство жизни, ее средоточие, неведомое, красота, благодать, счастье, но также сладострастие, страстность. Как цветок женских божеств, роза означает любовь, жизнь, творчество, плодородие, красоту, а также девственность. Белая роза - это цветок света, невинность, девственность, духовное раскрытие, очарование. Белая роза - невинность, чистота, целомудрие, Дева Мария. В греко-римской традиции роза - торжествующая любовь, радость, красота, желание; эмблема Афродиты (Венеры). Розы выращивались в садах при склепах как символ воскресения и вечной весны. Их приносили на празднества Розалии и разбрасывали на могилах.[7]

Спираль, где каждое кольцо как отметка об определенном завершении цикла. Спираль разнообразно представляет силы Солнца и Луны, воздух, воды, раскаты грома и молнии. Это также вихрь, великая созидательная сила, эманация. Как расходящаяся и сходящаяся, она может означать увеличение и уменьшение Солнца, нарастание или убывание Луны. Рост и распространение, смерть и сокращение.

Спирали ассоциируются с прядением и тканием паутины жизни. В метафизическом плане она символизирует реалии существования, различные модальности бытия, блуждания души в проявлении и ее окончательное возвращение к центру.

 

3.7. Личностно - ассоциативный смысл

 

«Содержание этого уровня дизайнер полностью предвидеть не в силах. Здесь смыслы рождаются в ходе освоения, использования, обживания вещи и связаны с очень конкретными ассоциациями и переживаниями».[8]

У меня ваза ассоциируется с красотой, изящностью, желанием, украшением, античностью, тайной, культурой, искусством. Если делать акцент на материал, то со льдом, снегом, холодом.

 

3.8. Актуальный смысл (мода)

 

«Актуальный смысл формируется в ходе оценки вещи с точки зрения моды, как в положительном, так и в отрицательном смысле».

Эскизы вазы для фабрики высылали из Санкт-Петербурга. А как известно, там всегда следовали модным тенденциям. Поэтому можно предположить, что в то время мраморная ваза являлась модной.

На сегодняшний день ваза является модной, актуальной. Так как сейчас люди возвращаются к искусству, уделяется большое внимание культуре. Наличие вазы в доме говорит о престиже.

 

3.9. Художественно -  образный смысл

 

«Наличие художественной образности вовсе не обязательно для вещей, хотя способно придать им дополнительную выразительность и самобытность».

Художественный образ вазы придает ей выразительность, изящество. В интерьере ваза используется для декора, красоты, демонстрирует статус владельцев.

.

 

 

Заключение

 

В качестве объекта исследования выступала ваза из белого мрамора. Первое впечатление от вещи было положительным, ваза привлекла своей изящностью, легкостью.

В процессе исследования выяснилось, что эта вещь наполнена глубочайшими смыслами. Было очень интересно их исследовать.

Ваза доказала свою неповторимость, эмоциональность, осмысленность. За время работы я полюбила эту вазу и появилось огромное желание иметь ее в доме.

Список используемой литературы

 

1.            Быстрова Т. Ю. Вещь. Форма. Стиль: Введение в философию дизайна. - Екатеринбург, 2001

2.            Википедия http://ru.wikipedia.org/

3.            Тэрнер В.У. Символ и ритуал. - М., 1983

4.            Драгунский В.В, Цветовой личностный тест. Минск 2004

5.            Словарь символов

http://dic.academic.ru/searchall.php

6.            Музей истории камнерезного искусства на Урале

http://www.stone-cutting.e-burg.ru/

 



[1] Википедия

[2] Википедия

[3] Тэрнер В.У. Символ и ритуал.

[4] Быстрова Т.Ю. Вещь. Форма. Стиль

[5] Там же

[6] Быстрова Т.Ю. Вещь. Форма. Стиль

[7] Словарь символов

[8] Быстрова Т.Ю. Вещь. Форма. Стиль.

01.07.2008

...материя конечна
но не вещь.
Иосиф Бродский