Гребенщикова Е. Анализ каменной столешницы конца XVIII в.
Столешница. Изготовлена предположительно на Горнощитском заводе в кон.XVIII веке. Мастер неизвестен.
(к сожалению, фотография не удалась, так как
в музее плохое освещение, а поверхность столешницы блестит)
Первое впечатление от объекта. Долго выбирала экспонат, так как было очень много
достойных подробного изучения. Решила остановить свой выбор на шлифованном
мраморе, который очень похож на картину, в которой каждый видит свое, кто-то
небо, кто-то море и лодку. До посещения музея, этот камень почему- то
ассоциировался исключительно с отделочными материалами, как облицовочный камень.
Даже не представляла, что бывают такие изумительные
оттенки мрамора, созданные самой природой. (Впоследствии оказалось, что это
вовсе не панно, а столешница)
Культурологический анализ вещи. Культурологическая «вертикаль». Изобретателями стола были жители Древнего Египта, которым приписывается создание двух видов стола Рабочий стол - его можно сложить и перенести с места на место, а обеденный стол был более массивным, не подлежал транспортировке, у него была круглая столешница, опиравшаяся на достаточно крупную ножку. Позже появились разновидности столов с прямоугольной столешницей, а так же столы, поддерживающиеся тремя ножками. Три ножки стали стандартом, на такие столы обычно ставили сосуды с вином и другими напитками. Изготавливались такие столики из дерева, бронзы и мрамора. Во времена Средневековья столы изготавливали в основном из дерева, не заботясь о красоте, они были массивными и огромными. Понятно, что они были доступны не всем, и большинство людей продолжало сидеть на табуретах у очагов и перекладывать пищу ложками в деревянные миски прямо из стоящего над огнем котелка. Но в эпоху Возрождения красота вернулась, столы стали стараться делать изящными, украшая инкрустацией, резьбой, изменяя форму столешницы. Каких только столов не появилось в эту эпоху. Точеные ножки, необычные столешницы - круглые, овальные, многоугольные.
В нашей стране стол появился в десятом веке, сначала они были глиняными. Почти в каждой избе в земляной пол врывались такие столы, за которыми собирались семьи. Позднее стали делать деревянные. Появление трех, а позднее четырех ножек у стола обуславливается тем, что на смену земляным полам приходят деревянные (стол на одной ножке теряет устойчивость). Мраморные столешницы на Урале появились во второй половине XVIII века. Столешницы были прямоугольные, квадратные, овальные, восьмиугольные, шестиугольные. Сорта камня употреблялись различные. Чуть позже стали изготавливать столешницы из твердых пород. Столешницы бывают цельные и с подстольями.
Культурологическая
«горизонталь». Точных сведений об этой
столешнице нет, предположительно изготовлена она на Горнощитском заводе в кон.XVIII веке. Мастер неизвестен.
В 80-х годах XVIII века в Петербург с
Урала отправлялись только одни столешницы, к которым в столице искусными
резчиками делались подстолья. Столы предназначались для Зимнего дворца. В
нач.19 века на Урале каменные столешницы стали часто украшать инкрустацией или
мозаикой из камней другого цвета. Уральские столешницы становились своеобразной
коллекцией природного камня, которые были очень распространены в те годы в
русском обществе. На изделия Горнощитского завода шел мрамор из самых разных
месторождений: серый с белыми полосками, белый с черными прожилками, желтоватый
с черными и белыми прожилками, темно-зеленый, светло-зеленый, темно-красный и
т. д.
В связи с тем, что рассмотренная мною столешница осталась на Урале, и ее стоимость была достаточно высока, можно предположить, что она находилась в качестве декоративного элемента в особняках знати.
Анализ
смысловых уровней вещи. Онтологический смысл. Цвет. Цвет столешницы от
коричневого до белого. Белый цвет был
многозначным символом во все времена и у всех народов. Белый цвет символизирует чистоту,
незапятнанность, неоскверненность, невинность, добродетель, радость. Он
ассоциируется с дневным светом и небесными светилами, а также с производящей
силой, которая воплощена в молоке и яйце. Белый - холодный и чистый цвет.
Оставляет ощущение холодности, чистоты и бесстрастности. Белый цвет часто используют для
выражения стерильности и безопасности.
Однако белый цвет может
получать и противоположное значение. По своей природе он как бы поглощает,
нейтрализует все остальные цвета, да и вообще весь материальный мир и
соотносится с пустотой, бестелесностью, ледяным молчанием и, в конечном счете -
со смертью. Славяне одевали своих мертвецов в белую одежду и покрывали белым
саваном. Коричневый. У меня коричневый цвет вызывает ощущение тепла, устойчивости,
спокойствия. Цвет земли и древесных стволов, камина и дома. На мой взгляд,
очень уютный цвет.
Блеск. Рассматриваемая мной столешница блестит и играет красноватыми,
бежевыми, коричневыми тонами, а также всевозможными их сочетаниями. Камень завораживает своей неповторимостью, - чем
дольше вглядываешься в его сложный, вроде бы хаотичный узор, тем труднее
оторваться.
Помимо естественного рисунка каменного массива, мрамор
обладает способностью сиять в лучах света. Неслучайно в переводе с
древнегреческого мрамор означает «блестящий камень».
Не могу однозначно определить насколько это произведение статично. С одной стороны, если представить столешницу на подстолье, то она статична. Но на стене она приобретает совершенно другой вид, появляется динамичность (движущиеся линии рисуют целую картину) Такое необычное расположение превращает столешницу в настоящее панно (с чем, собственно говоря, я ее и спутала)
Столешница из мрамора непрозрачна и в ней нет пустоты.
Функциональный смысл. Форма объекта предельно проста и удобна. Главной функцией стола является организация эстетичного приема пищи, но учитывая материал из которого изготовлена столешница, вряд ли она подошла для повседневного использования. На блестящем мраморе видны малейшие загрязнения, и даже следы от пальцев. К тому же на Урале в то время было достаточно мало таких столешниц, и стоили они немало. Скорее всего, этот стол был в качестве декоративного убранства.
Знаковый смысл. В России XVIII - первой половины XIX веков широко распространялось использование привилегированными сословиями декоративно-прикладной роскоши в быту. Предмет роскоши был произведением декоративно-прикладного искусства, особым образом сочетавшим материал, форму, декор и художественную отделку, за счет которых и достигался переход образа вещи в символ. Смысл роскоши как символа в утверждении значимости, богатства. В данном случае каменная столешница является статусной вещью и демонстрирует принадлежность ее обладателя к классу богатых людей (бояре, зажиточные купцы и т. д.)
Духовно-ценностный смысл. Стол играет особую роль в доме, ведь на нем происходит великое таинство принятия пищи. Не случайно в христианской традиции одной из самых серьезных провинностей было осквернение стола. Табу, имевшие в Средние века сакральный смысл, дошли до нас в нормах этикета: сидя за столом, нельзя браниться и сквернословить, опираться на столешницу локтями и грудью, тем более - садиться на нее или складывать ноги. Расположение гостей и домочадцев за столом также имело (и имеет по сей день) глубокое значение: за круглым столом легендарного Артура все были равны. А вот реальные коронованные Карлы и Людовики, восседая в торце длинного прямоугольного стола, подчеркивали этим свое главенствующее положение. Тем более что большая часть их гостей вообще не удостаивалась приглашения к королевскому столу - это было привилегией особо важных и знатных персон. Так проявлялась еще одна символическая функция стола - объединение избранных людей для общения.
Актуальный смысл. Конечно, размах камнерезного искусства прошлых веков остался в прошлом, и некоторые массивные предметы интерьера навсегда остались уникальными примерами каменного зодчества, ведь материала для их копирования просто нет. Для формирования пластов камня требуются долгие века. Поэтому существующие сейчас авторские работы из натурального камня представляют собой особенную ценность. На сегодняшний день тоже изготавливается мебель со столешницами и элементами из камня, но она очень дорога, изготавливается редко и исключительно вручную. Каждый такой экземпляр высоко ценится, особенно популярны копии или вариации старинной мебели.
Культурно-исторический смысл. Изначально стол имел только утилитарную функцию. Но постепенно мастера начинают жертвовать бытовой целесообразностью. С XVIII века внутреннее убранство жилых и административных помещений стало более разнообразным и декоративным. Декоративным элементом становится в то числе и мебель, которая соответствовала стилистике архитектуры. Мебель сочетают с другими предметами, стремясь в убранстве дворцов добиться целостности архитектурного ансамбля, внутреннего интерьера, меблировки. Декор вещей нередко нес значительную смысловую нагрузку, а декоративные элементы имели символическое значение, и выразительные средства сливались с ассоциативными возможностями вещей. Это, собственно, и позволяло декоративно-прикладной роскоши занять то место в оформлении жизни русской знати, которое ей отводилось. Прежде всего, это место связывалось с задачей украшать повседневный быт привилегированных сословий, предъявлявших особые требования к окружающей обстановке, которая должна была быть не только удобной, но и красивой.
Культурно-символический смысл вещи. Немецкий философ Фридрих Ницше утверждал: «Для книги требуются перо, чернила, письменный стол». Для кого-то стол являлся символом творческого процесса, в Средневековье стол считался предметом роскоши. А также, я упоминала ранее символическая функция стола - объединение избранных людей для общения. (В словаре символов) Круг стола соответствует кругу Небес, олицетворяя совершенство, целостность, совокупность, и космическому центру. В христианской символике Круглого Стола опасное кресло отождествляется с местом Иуды Искариота на тайной вечере. У индусов стол (или колесо) разделен на двенадцать сегментов, соответствующих двенадцати месяцам года и двенадцати Адитьям - сверкающим.
Личностно-ассоциативный смысл. Смыслы этого уровня рождаются в ходе освоения, использования, обживания вещи и связаны с очень конкретными ассоциациями и переживаниями. Основные ассоциации, которые вызывает данный предмет-это роскошный богатый интерьер. Хотя стол, как таковой ассоциируется с семьей (семейный ужин, какой-нибудь праздник и т. д.)
Заключение. В качестве объекта исследования была взята столешница. Первое впечатление было неточным, так как я решила, что это панно. В процессе исследования выяснилось, что это столешница, а мысли были уже в другом направлении. На мой взгляд, как панно она выгладит интереснее, так как можно увидеть великолепный природный узор.
Список использованных источников:
В. Шуман «Мир камня». М., Изд-во "Мир", 1986
Статья Алимова Л.Б. ОБРАЗ И СИМВОЛ В РУССКОЙ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЙ РОСКОШИ XVIII - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКОВ
А. Родионов « На крыльях ремесла». Изд-во "Современник", 1988
04.07.2008
но не вещь.
Иосиф Бродский