taby27.ru о философии дизайне, имидже, архитектуре  


Виноградова Маргарита. Печать из горного хрусталя

1. Первое впечатление..........................................................................

2. Культурологический анализ вещи....................................................

    2.1 Культурологическая вертикаль....................................................

    2.2 Культурологическая горизонталь.................................................

3. Смысловая структура вещи...............................................................

    3.1 Онтологический смысл..................................................................

    3.2 Функциональный смысл................................................................

    3.3 Знаковый смысл............................................................................

    3.4 Аксиологический смысл................................................................

    3.5 Культурно-исторический смысл...................................................

    3.6 Культурно-символический смысл................................................

    3.7 Личностно-ассоциативный смысл...............................................

    3.8 Актуальный смысл........................................................................

    3.9 Художественно-образный смысл.................................................

4.   Заключение.......................................................................................

5.   Список использованных источников...............................................

6.   Приложения.......................................................................................

 

1. Первое впечатление

 

Анализируемая вещь - печать из горного хрусталя, произведенная неизвестным мастером в конце XIX века.

печать из горного хрусталя, Камнерезный музей, екатеринбург

Экспозиция хрустальных изделий 

 

Когда я впервые увидела эту вещь, мой взгляд задержался на ней буквально на несколько секунд - маленькая печать из прозрачного камня, лежащая на прозрачном же стекле рядом с другими печатями, не привлекла поначалу мое внимание, не вызвала интереса. Я уже отступила на шаг от стенда, чтобы продолжить осмотр, когда краем глаза заметила, ЧТО именно было выгравировано на двенадцати гранях печати. Я вернулась и рассмотрела поближе, и теперь для меня других предметов в музее просто не существовало. Только эта печать с двенадцатью знаками Зодиака. Столько вопросов сразу возникло в голове: «для чего она сделана?», «кто ее сделал?», «когда ее сделали?», «почему именно Зодиак?» и т.д. Но ни одного ответа не нашлось. Загадка.  Может быть даже тайна. И мне очень захотелось ее разгадать.

печать из горного хрусталя. Неизвестный мастер к. XIX в.

Печать из горного хрусталя. Неизвестный мастер конца XIX в.

Но еще больше мне захотелось взять печать в руки. Ощутить этот правильный двенадцатигранник в ладони, сжать его, а потом прощупать пальцами гравировку. Или поднести его к лампе и посмотреть как будет играть свет в гранях. Даже неподвижная, она отливала всеми цветами радуги, стоило мне посмотреть на нее под другим углом.

Загадочная, совершенная, притягивающая мое внимание печать.

 

2. Культурологический анализ вещи

 2.1         Культурологическая вертикаль

 

Что мы представляем себе, слыша слово «печать»? Некий штамп, который сначала опускают на штемпельную подушку, а потом прижимают к бумаге, оставляя чернильный оттиск. Печать, анализируемая мной, действует совсем по иному принципу: она оставляет рельефный оттиск на воске или сургуче.

Печать как признак удостоверения подлинности документа возникла впервые на Древнем Востоке (в Шумере, Египте и др. примерно 3000 лет до н.э. может быть даже ранее) и имела форму цилиндра (с изображениями и надписями), который прокатывали по сырой глиняной таблетке с текстом документа для нанесения на неё отпечатка. Перстневая печать-щиток, оттискивавшаяся на воске и различных мастиках, характерна для античных времен.

 2.2         Культурологическая горизонталь

 

Появление данной печати именно в этот период времени обусловлено несколькими факторами.

Во-первых, это время ДО революции, и написание письма все еще имеет свои правила и требования. Запечатывание письма личной печатью - привилегия   состоятельных людей,  чиновников и т.д. Следовательно, эта вещь была актуальна в тот период времени, когда ее сделали.

Во-вторых, новизна горного хрусталя как материала для камнерезов. Горный хрусталь в России появился всего лишь в 18 веке (в Европе этот период был закатным для горного хрусталя, ему на смену пришло стекло). Одно из крупнейших месторождений того времени было как раз на Урале.

В-третьих, развитие технологий.    Уже в самом конце XVIII столетия мастером фабрики В. Коковиным была спроектирована новая модель механизмов для гранильной фабрики. Устройство механизма было осуществлено только в начале XIX века, когда Коковин создал специальное приспособление для художественной обработки камня, значительно облегчающее работу.

Техническая оснащенность Екатеринбургской гранильной фабрики благодаря неустанной творческой, изобретательской деятельности самих уральских мастеров принадлежала в этот период к наиболее передовым.

Создание так называемых «надносных или арматурных машинок» значительно облегчило труд мастеров и позволило обрабатывать такие твердые породы как калканская яшма или горный хрусталь и создавать новые прекрасные изделия.

 

3. Смысловая структура вещи

 3.1         Онтологический смысл

 Материал. Камень - это символ стабильности, продолжительности, надежности, бессмертия, нерушимости, вечного, сцепления, неуничтожимости Высшей Реальности. Камень - статичная жизнь. Покрытый резьбой или полированый камень символизирует характер, который подвергался обработке и совершенствованию.

Горный хрусталь - это кристаллический, прозрачный, бесцветный кварц, окись кремния, твердость - 7. Кристаллы представляют собой шестигранные призмы, увенчанные трех- или шестигранной пирамидой.

Форма. Как уже упоминалось ранее, печать имеет форму правильного двенадцатигранника, каждая грань которого представляет собой пятиугольник.  Геометрически правильная форма напоминает о кристаллах драгоценных и полудрагоценных камней (то есть о природном происхождении минерала).

Размер. Размер печати небольшой, примерно 3-3,5 см, и это значительно снижает эффект восприятия (особенно если учесть, что печать лежит на прозрачной полке, среди других печатей из горного хрусталя). Но маленькие размеры говорят еще и о том, насколько личной была эта вещь.

Цвет. Отсутствие цвета. Горный хрусталь прозрачен как вода. Но среди вещей, имеющих цвет (особенно темный) эта печать была бы самой яркой, ведь прозрачность среди непрозрачности и цвета тоже сильно выделяется. На письменном столе того времени, находясь среди письменных принадлежностей и бумаг, преломляя свет свечей, она безусловно была бы наиболее притягивающей взгляд вещью.

Пустота. В этой печати, сделанной из цельного куска горного хрусталя, есть и своя особая пустота. Внутренняя. Она обусловлена прозрачностью камня. Если долго на нее смотреть, то может возникнуть ощущение, будто печать пустая внутри. И тогда, поддаваясь оптическому обману, начинаешь задаваться вопросом «как же это сделали?» и пытаться найти на него ответ. Эта мнимая пустота безусловно притягивает к себе взгляд.

Прозрачность. Это главное достоинство не только этой печати, но горного хрусталя вообще. За это качество его почитают с древних времен.  Именно чистота, прозрачность и холодность этого минерала сделали его с античного периода символом невинности и постоянства, скромности и целомудрия, верности и чистоты помыслов. Отсюда появилось крылатое выражение "кристально чистый" человек. Это талисман, укрепляющий клятвенные договоры, священные союзы и узы.

Блеск.  Отполированная поверхность блестит, а при определенном угле падения лучей света, отливает всеми цветами радуги. Наблюдать за этим можно очень долго. Но все же самыми притягательными остаются неяркие блики в глубине печати.

Тень. У этой вещи нет тени. У нее есть отражение в стеклянной поверхности полки, на которой она лежит. И это отражение дублирует ее саму, умножая блеск и количество граней. Если же представить эту прозрачную печать на непрозрачной матовой поверхности, то тень ее все равно будет полупрозрачной, незаметной, никак не влияющей на восприятие вещи.

 

3.2         Функциональный смысл

 Функциональный смысл является столь же значимым для оценки вещи в системе дизайна, как и онтологический. Вещь всегда есть ответ на определенную потребность человека. Полнота удовлетворения этой потребности, соответствие эргономическим и экономическим показателям, удобство, комфорт тоже выступают критериями оценки.

 «Прародительницу» печатей, подобных анализируемой, следует искать в Древнем Шумере. Печати того времени имели цилиндрическую форму. Такая форма была наиболее удобна, ведь печати прокатывали по сырой глине. Рассматриваемая мной печать имеет форму 12-гранника, и это тоже обусловлено ее практическим применением: на каждой грани по одному изображению знака Зодиака. При этом какую бы грань мы не выбрали для печати, напротив  всегда будет параллельная ей грань. Это удобно - когда ставишь печать, нажимаешь на эту грань, и оттиск получается четко отпечатанным, так как сила нажима распределяется равномерно. Если бы грани были расположены по иному, то удобство применения было бы намного ниже.

У данной печати маленькие размеры и отсутствует ручка, за которую было бы удобно взяться, делая оттиск. Конечно, оттиск можно легко сделать и без ручки, но тогда печать сильно теряет в удобстве. Перед тем, как делать оттиск на сургуче, печать нужно обязательно чем-нибудь смазать, чтобы сургуч не остался на поверхности. Без ручки такой печатью было бы не очень удобно делать подобную процедуру - запачкались бы кончики пальцев.

Вполне возможно, что ручка к этой печати все же предполагалась. Вот только сделать ее должны были из метала в другой мастерской и по особому эскизу (учитывая форму печати и то, что оттиск делает каждая ее грань). 

 3.3         Знаковый смысл

 Знаковый смысл вещи связан с ее способностью показать принадлежность владельца к социальному слою, идейному течению, сообществу людей.

Если бы не темные пятнышки в линиях выгравированных знаков, я бы предположила, что эту печать никогда не использовали по назначению, и что она служила скорее предметом декора, «милой безделушкой», которую так приятно подержать в руках (в жару особенно приятно - хрусталь хорошо проводит тепло, поэтому его поверхность дольше остается холодной; древние греки использовали сферы из хрусталя для того, чтобы охлаждать ладони в жаркие дни).

Возникает другой вопрос: для чего вообще нужна была печать со знаками Зодиака? Печать - это как подпись, как знак того, что это написал (сделал) Я, что тот или иной предмет МОЙ. На печатях чаще всего изображались гербы, инициалы или фамилия и имя полностью. Для чего же нужны подобные оттиски? Ответ неожиданный: это календарь. Каждому знаку Зодиака соответствует свой месяц.

Раньше под вид пресс-папье вытачивали 20-гранную фигуру. На ней вырезались знаки Зодиака и дни недели. Такой своеобразный календарь был известен как годовица. Думаю, эта печать была усеченным вариантом годовицы.

 

Печать из горного хрусталя, предназначенная для запечатывания личных писем (или посылок), в конце XIX века могла принадлежать, скорее всего, состоятельному человеку. Дело в том, что в России добыча горного хрусталя началась только в XVIII веке, и в XIX веке этот минерал все еще оставался очень ценным. Думаю, не каждый мог позволить себе подобную вещь, да еще и сделанную по индивидуальному заказу. Таким образом, данная печать показывала высокий статус своего владельца.

 

3.4    Аксиологический смысл

 Аксиологический, или духовно-ценностный, смысл вещи вырастает из ее способности нести информацию об эстетической шкале, нравственно-этических нормах, представлениях о богатстве и чести, личных религиозных пристрастиях и т.п.

Печать сама по себе является ценностью. И тут дело не в материале, из которого она сделана, а в ее предназначении. Издревле печатью скрепляют важные документы, ставят ею оттиск на предметах, имеющих важность (ценность) для человека. Печать несет в себе функцию коммуникации между человеком и обществом. Документ без печати не имеет важности и вескости, документ же с печатью моментально приобретает смысл и ценность. И чем более высоким будет статус человека, поставившего свою печать, тем более высоким будет значимость документа.

Рассматриваемая мною печать несет в себе скорее эстетическую ценность. Дорогая вещь, сделанная по заказу, красивая, совершенной формы... она призвана радовать глаз и сердце своего владельца. 

 3.5         Культурно-исторический смысл

 Печать всегда подразумевает под собой принадлежность чего-либо конкретному человеку. Раньше владельцы печатей всегда держали их при себе и не доверяли их никому. Такие печати чаще всего были именными.

Анализируемая печать не содержит ни имени владельца,  ни фамильного герба, ни каких либо иных знаков, определяющих принадлежность. Отсюда можно сделать вывод, что ее значимость как печати была сравнительно невысока. Она служила лишь для обозначения месяца, в котором было написано письмо. Несмотря на это, сделана она из горного хрусталя - материала недешевого и плохо поддающегося обработке. И эта печать не является тиражируемой - она была сделана на заказ и существует в единственном экземпляре. Можно предположить, что эта вещь была подарком, ее подарили в знак признательности (любви, дружбы) или за заслуги. Подаренная вещь имеет свой особый смысл. Мы часто не можем вспомнить, кто именно нам подарил ту или иную вещь, но зато мы всегда помним, что ее нам именно подарили.

Но есть и другая версия. Горный хрусталь издревле наделяется магическими и целебными свойствами. Это камень ясновидцев и ученых. Он дает способность ясно мыслить и легко эти мысли излагать, помогает избегать неприятных ситуации и делать правильные выводы из полученных наблюдений. Связь горного хрусталя с ясновидением объясняется, по-видимому, тем, что кремнезем является основной частью земной коры и главным ее минералом, будучи как бы кожей планеты, которой она, по мнению мистиков, чувствует космос и астральный мир. У очень состоятельных греков и римлян горный хрусталь издавна шел на изготовление печатей, ведь как талисман он обладал особой силой скреплять клятвенные договоры и обещания. Изделия из горного хрусталя кладут под подушку, чтобы не видеть дурных снов, либо носят во избежание различных неприятностей в шелковом мешочке в кармане: женщины - в левом, мужчины - в правом.

Вполне возможно, что эта печать служила талисманом для своего владельца.

 3.6         Культурно-символический смысл

 Вещь в своих проявлениях является пересечением всеобщего и единичного. В данном случае всеобщим будет наличие в элементах вещи того или иного известного культурного смысла.

Каждая грань двенадцатигранника представляет собой пятиугольник. Другой символ - Зодиак.

Пятиугольник (или пентагон) - знак здоровья, оберег от ведьм, эмблема бога Тота, Кецаль-коатля, Меркурия, символ пяти ран Иисуса Христа. Пентаграмма - правильный пятиугольник, на каждой стороне которого построены равнобедренные треугольники, равные по высоте. Пентаграмма первоначально появилась четыре тысячи лет назад в Месопотамии, вероятно как астрономическая схема движения планеты Венеры. Она стала шумерским и египетским знаком звезд. Эта фигура обозначает преимущественно человека: верхняя точка - голова, четыре остальные - конечности. Иногда ее рассматривают как изображение пяти чувств или пяти стихий (в Китае и Японии).

Знаки Зодиака - двенадцать тридцатиградусных сегментов небесной сферы, делящие её по долготе. Другими словами, знаки Зодиака - участки неба, опирающиеся на равные тридцатиградусные отрезки эклиптики. Названия знаков происходят от названий двенадцати соответствующих зодиакальных созвездий, в которых поочерёдно находится Солнце в своём годовом движении. Знаки Зодиака не используются в современной астрономии, но являются основным элементом астрологии. Астрология считает, что положение Солнца, Луны, планет и других небесных объектов в знаках Зодиака оказывает влияние на земные явления, в частности, на жизнь человека.

 3.7         Личностно-ассоциативный смысл

 Содержание этого уровня дизайнер полностью предусмотреть не в силах. Здесь смыслы рождаются в ходе освоения, использования, обживания вещи и связаны с очень конкретными ассоциациями и переживаниями.

  • Головоломка. Нечто, что нужно повертеть в руках и разгадать.
  • Кусочек льда, геометрическая фигура, вырезанная изо льда.
  • Артефакт. Древняя, таинственная, обладающая скрытыми свойствами вещь.
  • Драгоценный камень. Ограненный, сверкающий, красивый.
  • Талисман. Вещь, приносящая удачу и здоровье.
  • Фигура для урока стереометрии

 

3.8         Актуальный смысл

 Актуальный смысл это, прежде всего формирование смысла в ходе оценки вещи с точки зрения моды.

Сейчас сложно сказать, были ли модными такие печати-годовицы в конце XIX века или нет, но можно с уверенностью сказать, что была мода на изделия ручной работы из полудрагоценных камней. И горный хрусталь был несомненно «модным» камнем (хотя, конечно, уступал малахиту). В Екатеринбурге тех лет проживало много мастеров-камнерезов, которые могли по индивидуальному заказу сделать украшение или предмет декора. Среди зажиточных людей города считалось хорошим вкусом иметь в доме каменные изделия местных мастеров.

 3.9         Художественно-образный смысл

 На этом уровне рассматривается наличие или отсутствие художественной образности предмета, и как это взаимодействует с другими смыслами.

Думаю, мастер, создавая эту печать, руководствовался не своим воображением, а чисто практическими соображениями: печать с таким назначением может иметь только форму двенадцатигранника. Любая другая форма скорее всего лишит ее функциональности.

 

4.  Экспозиция, презентация

 На данный момент рассматриваемая мною печать вместе с другими изделиями из горного хрусталя находится в закрытом стенде, на третьем этаже музея. Стеклянная полка без какой-либо «подложки» не годится для изделий из хрусталя. Прозрачное на прозрачном теряется, становится незаметным, тусклым и неинтересным. Для того чтобы хрусталь предстал перед посетителями музея во всем своем блеске и красоте, нужен специальный стенд с грамотно выставленной подсветкой, темной, не отражающей свет, тканью фона и возможностью рассмотреть предмет поподробнее (напр.: спец. увеличительное стекло, которое можно двигать над стендом).

 Намного интереснее будет, если стенд будет сделан в виде письменного стола или бюро того времени (т.е. XIX век).  Можно даже добавить в экспозицию письменные принадлежности, книги и пожелтевшие от времени листы бумаги, на которых пером будут написаны первые строки письма. Если подсветка и пространство стенда будут организованы грамотно, то эти дополнительные предметы не помешают восприятию, а наоборот - улучшат.

 Когда мы видим печать (любую - и обычный штамп и такую, выполненную в технике глиптики), нам всегда хочется посмотреть, каким же будет оттиск. Рядом со стендом (или на самом стенде, но не вперемежку с выставленными предметами) можно разместить примеры оттисков со ссылками на печать, которая их оставила. А в день презентации, когда в музей придут школьники, можно устроить «показательное запечатывание» -  ставить печати на маленьких заготовках из пластики или подобного материала. Эти заготовки можно отдавать на память (а стоимость расходных материалов включить в стоимость билета, если таковая вообще будет).

 

5.  Заключение

 Анализ выбранной мною вещи лишь усилил мои первые впечатления о ней: красивая, загадочная, притягательная. Хотя ответ на самый главный для меня вопрос я все же нашла - знаки Зодиака на печати символизируют 12 месяцев года и выполняют роль своеобразного календаря.

 6.  Список источников информации

1.Быстрова Т. Ю. Вещь. Форма. Стиль: Введение в философию дизайна

 2.Википедия

 http://ru.wikipedia.org/

3.Каталог минералов

http://www.catalogmineralov.ru/4.html

4.Из истории печатей

http://www.pgraph.ru/historystamp1/

5.Горный хрусталь

http://www.mulyar.ru/info3.shtml

6.Виртуальная библиотека камней

http://www.kalenikov.ru/doog/vbk/hrystal_id016.htm

7.Ваш личный талисман - горный хрусталь

http://www.nameinfo.ru/stone/s_12.htm

8.Описание камня - горный хрусталь

http://mag.org.ua/stones/stone9.html

9.Библиотека символов

           http://www.bibliotekar.ru/mif/145.htm

           

            10.Горный хрусталь (годовица)

 

            http://tmn.fio.ru/works/09x/311/ural/8.htm

 

            11.Ювелирные изделия - горный хрусталь

 

            http://www.art-surprise.kiev.ua/content/view/89/16/

           

            12. Урал и его культура

            http://virlib.eunnet.net/lithica/ural/1975/07.htm

05.08.2008

...материя конечна
но не вещь.
Иосиф Бродский