taby27.ru о философии дизайне, имидже, архитектуре  


Стороженко Н., Громыхалова Е. Минеральная горка

Содержание

  1. Сценарий восприятия
  2. Культурологическая "вертикаль"
  3. Культурологическая "горизонталь"
  4. Анализ смысловых уровней вещи
    1. Онтологический уровень
    2. Функциональный уровень
    3. Культурно-исторический уровень
    4. Культурно-символический уровень
    5. Аксиологический уровень
    6. Художественно-образный смысл
    7. Знаковый смысл
    8. Актуальный смысл
    9. Личностно-ассоциативный смысл

1. Сценарий восприятия

Первое впечатление от минералогической горки было нейтральным, объект внимания практически не привлек. Может быть, из-за обилия других экспонатов или "неумного глаза". Но приглядевшись, понимаешь, что перед тобой очень оригинальный предмет. Когда начинаешь концентрировать на нем внимание, он становится в высшей степени завораживающим. Первое, что возникает - это ощущение устремленности и в тоже время надежности и стабильности. За счет этих двух полярных точек рождается внутреннее чувство равновесия, некая гармония. Предмет отнюдь не отталкивает, а как бы приглашает разглядывать его все внимательнее.

"Его яркость не будоражит подобно ай-стопперу".

Эту заинтересованность сменяет реакция восторженного удивления. Дело в том, что для горки подобрано очень удачное освещение, переливается, мерцает каждый камень. А так как изначально камни очень тщательно подбирались, то общее впечатление от игры света на фактуре и огранке было феерическим, праздничным. В целом в сознании запечатлевается достаточно яркий образ. Его яркость не будоражит подобно ай-стопперу. Горка привлекает внимание постепенно, ненавязчиво. Она дает свободу зрителю и тем самым занимает определенную нишу в сознании.

2. Культурологическая вертикаль"

Технология изготовления горок заключалась в следующем: "Для горки мастер делает основание, облепляет его камнем, придавая ей вид грота, беседки, горы".[1]

Мастера при работе отталкивались от первообраза. Для горки таковым является грот. Архитектурная идея грота ведет свое происхождение от увиденной человеком в природе естественной формы - пещеры в горах: "grottou" переводе с итальянского означает "пещера". Гроты античности представляли собой подземные сооружения, сплошь покрытые живописью и барельефами. Архитекторы Ренессанса устраивали многоярусные сады по склонам холмов и на каменных террасах располагали гроты, имитируя пещеры, образующиеся в горных уступах под действием ветра и воды. Отделочным материалом служил мягкий и пористый известковый туф - травертин, добывавшийся из отложений горячих источников.

"фонтанные скульптуры приходили в движение и становились участниками интермедий на сюжеты античных мифов и "Метаморфоз" Овидия".

Травертин как нельзя лучше соответствовал основной идее грота - созданию впечатления живой, естественной среды, так как включал в свою структуру окаменелости: моллюсков, различной формы раковины, листья, ветки и корни растений. Декорировали гроты перламутром, кораллами, цветными камнями, пемзовыми сталактитами, свисавшими со стен и потолков [2]. В гротах имелись водные бассейны с фонтанами, фонтаны-шутихи, встречавшие посетителей мириадами брызг, а также аллегорические скульптуры, выбор которых определялся названием грота. Часто таинственная работа механизмов давала жизнь необычным затеям, превращавшим грот в подземный театр: фонтанные скульптуры приходили в движение и становились участниками интермедий на сюжеты античных мифов и "Метаморфоз" Овидия.

3. Культурологическая "горизонталь"

К сожалению, на сегодняшний день минералогическая горка не является актуальным предметом интерьера. Связано это, конечно, с модой: если в конце XIX века такие горки были во многих домах, то сейчас это большая редкость. Горка сегодня воспринимается как музейный экспонат, как некая отжившая вещь. Хотя стоит сказать, что в магазинах можно ее встретить, но только не как самостоятельный объект, а как элемент целого. Горки (или стилизации под горки) включаются в общий сюжет скульптуры, например, горку минералов везет бронзовый человек. Но в данном случае часть смысла горки теряется: раньше она представляла собой ценность именно как самостоятельное произведение.

4. Анализ смысловых уровней вещи

1. Онтологический уровень

Этот уровень включает в себя "все выразительные средства дизайна". Основными для минералогической горки являются: форма, пригнанность, цвет, блеск, прозрачность, асимметрия, пустота.

Форма

По своей форме горка напоминает равносторонний треугольник. Эта форма подчинена стремлению вверх, поэтому глазу приятно концентрироваться на этом объекте. Психологически такой треугольник воспринимается устойчиво, стабильно. Баланс мощного основания и устремляющейся вершины рождают равновесие.

Пригнанность

Это одно из ключевых качеств вещи. Каждый камень подгоняется друг под друга. "Такое свойство как пригнанность придает единство предметному окружению человека, а в едином мире человек более гармонично ощущает себя. Пригнанность приводит к ощущению целесообразности и закономерности в устройстве бытия". Это свойство придает вещи, природа которой динамична (гора рост, сила, мощь), некоторое спокойствие, гармонию. Однако эта горка была бы целостной в психологическом понимании, законченной, понятной, если бы не дыра, вход в пещеру (стилизация под грот).

Пустота

Дыра для входа в грот - это новый виток осмысления вещи. С одной стороны, дыра противоречит пригнанности как гармонизирующему свойству, с другой она является входом, дверью в другую часть горки. Эта сформированная пустота не создает впечатления зияющей пропасти. "Когда пустота входит в вещь, та обретает всю полноту жизни. Форма, в которой живет пустота может быть неожиданной, внутренне напряженной, в ней появляется характер, интрига". Эта пустота придает горке загадочность, делает ее еще привлекательнее для изучения.

Асимметрия

Асимметрия присутствует в горке в ее пригнанности. Камни стыковаться симметрично в этом предмете не могут, поэтому эта симметрия естественна. Эта асимметрия не кричит, она придает динамизм изображению (лучше смотрятся каменные узоры, показаны разные грани). "Асимметрия отличает живое от искусственно организованного неживого, живые процессы всегда сопровождаются нарушением симметрии". Таким образом, это свойство придает вещи некую долю антропоморфизма и создает поле для противоречий.

Цвет

Цвет придает настроение, дает направление мысли зрителю. Каждый цвет глубоко символичен. Цветовая палитра горки очень разнообразна. Из множества оттенков можно выделить 5 основных:

Зеленый

Абсолютно, зеленый есть самый спокойный цвет. Он никуда не движется и не имеет ни призвука ни радости, ни печали. Это постоянное отсутствие движения благотворно действует на утомленных людей, но может и прискучить со временем. При введении в зеленый цвет желтого цвета он оживляется, становится более активным. При добавлении синего, наоборот, начинает звучать иначе, он делается более серьезным, вдумчивым.

Фиолетовый

Величественный цвет, всегда присутствовавший в одежде королей и духовенства. Это цвет вдохновения, который свойственен целителям и творческим личностям. Он поможет научиться принимать все происходящее с вами со спокойным сердцем, успокоить душу и напитать ее энергией вдохновения. Фиолетовый объединяет тело и мышление, материальные потребности с потребностями души.

Черный

Это не цвет, потому что черный поглощает свет. Являясь противоположностью белого цвета, играет огромную роль в нашей жизни. Уравновешивает белый цвет (без тьмы нет света, инь и янь). Соотносится с бесконечностью, с женской жизненной силой. Но может мешать изменениям.

Коричневый

Это цвет надежности, прочности, практичности и здравого смысла.

Красный (бордо)

В природе красный цвет - это цвет изобилия, цвет спелых ягод и помидоров, цвет рубинов и гранатов, цвет мака и пуансеттии. Не забывайте и о том, что красный - это цвет крови, следовательно, и цвет религиозных жертвоприношений - цвет сердца и огня. Красный цвет вызывает сильные эмоции. Характер этих эмоций сильно зависит от ситуации, но какие бы ассоциации ни связывались у вас с красным цветом, одно не вызывает сомнения: эмоции эти будут очень сильными. Бордо в этом отношении спокойный цвет.

Прозрачность

Прозрачность и полупрозрачность присуща горке в ее отдельных элементах, отдельных камнях (горный хрусталь, халцедон и так далее). Прозрачность - это открытость, а полупрозрачность - это некая тайна вещи. Ведь полу прозрачность "обладает тем же эффектом, что и незавершенные формы. Она активизирует, потому что провоцирует достраивание".

Блеск

Блеск для горки очень важная характеристика, потому что именно она оживляет ее. Переливы камней, их естественная гладкость, глянцевость, рождающая блеск, подобно блеску человеческих глаз. Горка становиться еще в большей степени антропоморфной.

2. Функциональный уровень

Исходя из дуального назначения минералогической горки, вытекают две соответствующие функции: просветительская и декоративная. Учитывая информацию предыдущих уровней, минералогическая горка может выступать предметом повышения культурного уровня. Все-таки ее декоративность вторична, она является приятным дополнением. Доминирующее качество этой вещи - "простота" формы (она влечет за собой технику исполнения), а также "добротность", "крепость". Можно сказать, что функция этой вещи рождена определенной потребностью, потребностью в знании. Таким образом, за счет минералогической формы достаточно полно раскрывается информационный пласт о камнях, об их структуре, сочетаемости и других характеристиках.

3. Культурно-исторический уровень

Горка - предмет, который был в домах еще с 19 века и нес культурно-просветительскую миссию. Но как бы то ни было горка - это своего рода сувенир. Если углубится в природу сувенира, то его основой будет идея подарка.

Подарочный предмет - это напоминание о принадлежности как дарящего, так и получающего подарок к одной социальной сети - реальной или желательной (подарок с намеком). В силу этого подарочная вещь должна обладать физическими свойствами демонстративности, то есть быть в состоянии напоминать о совершенном акте дарения. В силу этого серийная вещь, одна из многих включаемых в повседневную жизнь, - плохой подарок, поскольку она сливается с остальными и о ее происхождении быстро забывают.

Подарок не хранится как обычный предмет дома. Он лежит как символ принадлежности к определенной социальной сети, как память о тех или иных ее членах, преподнесших его. Подарок, о происхождении которого забыли, перестает быть таковым. Отсюда, как это ни странно, слабость функциональных вещей: они включаются в повседневную жизнь и вскоре порою уже не вспомнить их происхождение.

"Такая вещь способна оставаться подарком на протяжении очень длительного периода и может пережить саму сеть (дружба кончилась, а памятник остался)".

С другой стороны, функционально бесполезная, но украшающая дом или хозяев и бросающаяся в глаза вещь играют ту же роль, что и мемориальная доска. Хозяевам никогда не придет в голову подумать, что они могли это купить сами. Для того, чтобы подарок со временем не приписали кому-нибудь другому, нередко он украшается надписями, в которых указывает кто, кому и по какому поводу. Особенно важны такие надписи на предметах повседневного пользования, например, чайных чашках: такие предметы особенно легко перестают быть подарками в силу своей высокой функциональности, а надпись навсегда оставляет их таковыми. Товар, украшенный надписью ("Дорогому К. На память о... от..."), это попытка предотвратить превращение подарка в простую вещь, о происхождении которой получатель подарка забывает. Такая вещь способна оставаться подарком на протяжении очень длительного периода и может пережить саму сеть (дружба кончилась, а памятник остался).

В первую очередь, горка представляет собой предмет для показа, для украшения интерьера. Он выступает как инсталляция в жилом доме. Это одна грань данной вещи: представительская, привлекающая внимание, делающая эффектный акцент. Другая грань - непосредственное образовательное назначение. То есть горка не просто предмет любования, но и достойный объект с точки зрения просвещения. Таким образом, в горке культура сувенира трансформировалась в процесс познания.

4. Культурно-символический уровень

Гора - традиционный библейский образ возвышения духа, символ "горы высокой" - Фавора, где трем избранным ученикам открылось божество Христа, символ священной горы Сион, где был основан иерусалимский храм. Гора - это высшая и центральная точка Земли, вершина рая, место встречи в облаках неба и земли. Являясь и осью, и центром, гора считается местом перехода с одного плана на другой, местом общения с богами.

Гора олицетворяет также космические силы, жизнь: ее скалы - кости; водные потоки - кровь; растительность - волосы; облака - дыхание. Гора также символизирует постоянство, вечность, прочность и неподвижность. Вершина горы ассоциируется с солнцем, дождем и богами-громовержцами. В ранних традициях матриархата гора символизировала как землю и женщину, так и небо, облака, гром и молнию как признаки мужской плодовитости. На духовном плане вершина горы олицетворяет состояние полного сознания. Восхождение на священную гору символизирует устремление, влечение к высшим состояниям, отречение от мирских страстей, продвижение от частного и ограниченного к полному и безграничному.

Священная гора - это также пуп вод, так как от нее берут свое начало все родники. Прохождение между тесными или сталкивающимися горами символизирует проход на новые духовные уровни, где возможно только духовное бытие и отсутствует время. Двуглавая гора считается местопребыванием солнечных или астральных божеств. В шумерской традиции и Китае на двуглавой горе живут Солнце и Луна. У евреев существуют горы-близнецы: Хореб - гора Солнца, а Синай - гора Луны.

5. Аксиологический уровень

"индивидуализирован, связан с образом жизни, манерой поведения конкретного человека". Со второй половины 19 века минералогические горки, сочетающие в себе эстетические и познавательные качества, стали популярны в связи с обостряющимся интересом образованных людей ко всему научному, с одной стороны, и любовью к ярким, эффектным украшениям интерьера - с другой. "В вещи зафиксированы индивидуально-ценностные ориентации". Такая горка предмет интерьера человека, стремящегося к познанию окружающего мира. Эта тяга носит глубокий, увлеченный характер. Основная ценностная ориентация - познание через красоту. Такое "эстетическое переживание связано с чувством гармонии и духовной свободы".

6. Художественно-образный смысл

Поскольку важнейшей стороной горки является декоративная, поскольку минералогическая горка - это предмет интерьера, художественная образность для нее очень важна. Горка - это кусочек загадочной и удивительной природы, в частности, природы камней. Она напоминает обладателю о богатейшей уральской кладовой камней. Удивительное сочетание разнообразных по цвету, форме, структуре камней не может не вызвать эстетического переживания. Сама горка - миниатюра горы, в сочетании с обилием минералов - это образ Уральских гор. Полнота и самодостаточность горки делают ее достойным украшением интерьера, особенно в "своем" контексте: горка как богатейшая деталь должна помещаться отдельно от всех остальных украшений, сувениров. Удачно подобранные место и окружение помогут стать горке действительно достойным художественным решением интерьера.

7. Знаковый смысл

Горки как предмет интерьера стали модными во второй половине XIX века. Это было связано с усилившейся тягой к науке, ко всему научному. Таким образом, наличие горки в доме говорило о том, что ее хозяин старается не отставать от моды и притом еще является "ученым" человеком, то есть горка помогала создавать впечатление такой "учености". Хотя можно предположить, что некоторые люди приобретали горки действительно из искреннего интереса к камнерезному искусству, к уникальной природе камней. Но все же, исходя из существовавшей тогда моды, можно представить схему мода - интерес, то есть интерес к горкам (и, соответственно, желание узнать о них больше) появился на фоне моды.

8. Актуальный смысл

Тесно переплетается со знаковым: горки стали появляться в домах благодаря моде. Хотя данную тенденцию (в отличие от ситуаций, когда под влиянием моды приобретается вещь-однодневка) можно оправдать: минералогическая горка - это действительно ценная вещь не только с материальной, но и с образовательной точки зрения. И мода на "научное" - абсолютно особая мода: под ее влиянием человек может заинтересоваться определенной вещью, затем увлечься ей (в здравом смысле), сферой, в которой она функционирует и так далее. То есть в данном случае следование моде, скорее всего, не оставит пустого следа, а принесет определенные плоды.

9. Личностно-ассоциативный смысл

Если говорить с точки зрения этого смысла о личных ассоциациях человека XIX-начала XX вв., завладевшего этой горкой под влиянием моды, можно предположить, что для него она не являлась чем-то особенным: больше она выступала просто как предмет интерьера. Интереснее ситуация могла складываться у детей, которым горка досталась от родителей (и мода на такие горки уже, соответственно, прошла): такая вещь могла родить особые воспоминания и, возможно, возродить определенные ощущения, связанные с родительским домом: запах, цвета, атмосферу.

Если говорить о сегодняшнем дне, минералогическая горка воспринимается скорее как просто музейный экспонат, абсолютно без всякого контекста. В голове обычного обывателя не возникает никаких ассоциаций, связей с историей и культурой, горка воспринимается отдельно от духа того времени (конец XIX века). Однако если воплотить идею активного вживания горок, личностные ассоциации, безусловно, появятся. И уже на абсолютно новых уровнях.


  1. Бурдина Л.А. Минералогические коллекции и горки. - М., 2006. - С.179.
  2. http://service.sch239.spb.ru:8001/infoteka/root/biology/room2/white/razdeli/post.htm?PHPSESSID=e26fa3b5e6a3859869bd25a8a038702

14.08.2008

Тэги: Философия дизайна, Теория дизайна, Дизайн консультирование Екатеринбург



...материя конечна
но не вещь.
Иосиф Бродский