Быстрикова Марина. Мраморная ваза рубежа XIX-XX вв.
Федеральное агентство по образованию
государственое образовательное учреждение высшего профессионального образования
Уральский Государственный университет
им. А.М. Горького
ФАКУЛЬТЕТ СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ И РЕКЛАМА
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЗАПИСКА
Выполнил:студент гр.403
Бастрикова Марина
Руководитель:Быстрова Т.Ю.
Екатеринбург 2008 год
Содержание
Введение................................................................................................. 3
1. Первое впечатление............................................................................ 4
2. Культурологический анализ вещи....................................................... 5
2.1. Культурологическая вертикаль................................................. 5
2.2. Культурологическая горизонталь.............................................. 6
3. Смысловая структура вещи.................................................................. 8
3.1. Онтологический смысл.............................................................. 8
3.2. Функциональным смысл.......................................................... 11
3.3. Знаковый смысл...................................................................... 11
3.4. Культурно-ценностный смысл................................................. 12
3.5. Культурно-исторический смысл.............................................. 12
3.6. Культурно-символический смысл............................................ 13
3.7. Личностно-ассоциативный смысл........................................... 13
3.8. Актуальный смысл................................................................... 14
3.9. Художественно-образный смысл............................................. 14
Заключение........................................................................................... 15
Список литературы................................................................................ 16
Введение
Ваза
Конец XIX - начало XX вв.
Уральская камнерезная фабрика
Белый мрамор
Дизайн - это искусство, связанное с проектировочной деятельностью человека, которое, задействовав материальные (материал, инструменты и пр.) и духовные (знания, идеи и пр.) ресурсы человека, служит цели создания некой вещи, обладающей уникальными свойствами и высоким качеством. Дизайн - это гармония формы, содержания и функций.
1. Первое впечатлениеМонолитное изваяние, заточенное в стеклянной коробке. Кусок молочно-белого камня, облитый ослепительно-белым сиянием. Блики огней танцуют на изящном стане, искрясь и переливаясь, осыпаются снегом на лепестки неживых, но дышащих роз, искусно вырезанных рукой неизвестного мастера. Что-то странное, потустороннее, холодное и притягательное...
Шаг вперед.
Красивое? Безусловно. Как будто отголосок эха тех мыслей и звуков, что когда-то летали по сводам великолепных палаццо. Как будто отражение всех тех удивительных вещей, которые когда-то вырезали в своих мастерских итальянские гении. Дамы и господа, закутанные с ног до головы в нежнейший шелк и тончайшее кружево. Странные маски в их руках, и эта ваза, как одно из украшений их прекрасного бала. Всего несколько веков назад... А может, еще дальше? Даже не форма, и, конечно, не техника, в которой я не разбираюсь. Просто ощущение на грани сознания... Где та же ваза стоит в прекрасном греческом парке, а вокруг нее водят хоровод прекрасные, неземные нимфы. Кажется, вот-вот дрогнувшие ветви раздвинутся, и из листьев покажется ухмыляющееся лицо сатира, который как обычно подглядывал за танцующими девами. А может, эту вазу обронила сама Венера, когда этим утром прогуливалась по волшебному лесу? Ведь она слишком подходит к изящным одеждам богини и мягким волнам локонов, обрамляющих ее лицо.
Шаг назад.
А может, мне это просто приснилось? И это лишь монолитное изваяние, заточенное в стеклянной коробке?
2. Культурологический анализ вещи
2.1 Культурологическая вертикаль
Ваза - сосуд изящной формы, с живописными или лепными украшениями, сделанный из глины, фарфора, камня или металла[1].
Мне никогда не приходило в голову искать аналоги вещей в прошлом, хоть в некоторых случаях на интуитивном уровне и появлялось ощущение déjà vu. Необходимость искать первообраз прежде всего наглядно продемонстрировало старую неоспоримую истину - история и люди ходят по кругу, что-то не появляется из ничего, у всех вещей есть своя основа. В данном конкретном случае налицо преемственность форм, пережившая века и даже тысячелетия, ведь поиски первообраза этой вазы привели к еще одной вазе, только созданной давным-давно.
Вообще, среди сосудов этого рода особого внимания по своей важности для истории искусства и археологии заслуживают античные расписные глиняные вазы. Их внешняя красота и лаконичность свидетельствовала о том, как сильно проявлялся художественный вкус древних греков даже в подобных полуремесленных произведениях. Большинство этих ваз относится к предметам домашней утвари: одни из них употреблялись для хранения сыпучих и жидких хозяйственных припасов, другие - для смешивания напитков, третьи для черпания, четвёртые для питья, пятые для туалетных снадобий и т. п. Были также вазы, не имевшие, очевидно, никакого практического назначения, но составлявшие только комнатное украшение, а также и такие, которые, при пригодности своей в домашнем обиходе, изготовлялись, главным образом, для того, чтобы быть приносимыми в дар богам и людям или для раздачи, в виде наград, на гимнастических и других состязаниях (каковы, например, панафинские вазы). Другие вазы встречаются преимущественно в гробницах; однако, они лишь в редких случаях оказываются содержащими в себе пепел покойников. Обыкновенно их ставили или клали около трупа или вешали на стенах гробового склепа.
Основываясь на семантическом сходстве форм, первообразом выбранной мною мраморной вазы, является один из видов древнегреческих ваз - лекиф.
Лекиф - древнегреческая ваза, предназначенная для хранения оливкового масла, которая так же использовалась как погребальный дар в V веке до н.э. Это ваза с продолговатым стройным корпусом, с тонкой шейкой, оканчивающейся вверху опрокинутым отрезком конуса, и с красивой ручкой.
Деликатность форм и отделки этих ваз, равно как и незначительность их объёма, свидетельствуют о том, что эти сосуды назначались для веществ более ценных, чем вода, вино и обыкновенное масло. При одном взгляде на них можно догадаться, что это - предметы туалетной утвари, содержавшие в себе духи, благовонные мази и т. п. Лекифы, наполненные дорогим благовонным маслом, нередко ставились в гробницах; но их можно было встретить весьма часто и в домах. Помещение их в гробницы обусловливалось двоякой целью: с одной стороны, родные покойника желали украсить как можно лучше его последнее убежище, а с другой - окружить его предметами, которые были ему полезны и приятны на земле, по-видимому, в том убеждении, что они могут служить ему и в загробной жизни. Также лекифы с маслом иногда раздавались, в виде награды, юношам, посещавшим палестру.
На фото: лекиф, около 500 г. до н.э., Национальный археологический музей
2.2 Культурологическая горизонталь
Белый мрамор, из которого изготовлена данная ваза, начали добывать на Урале в начале XIX века. В то время его обработкой занимался Гонощитовский мраморный завод. Именно оттуда мрамор попадал на уральскую камнерезную фабрику, которая занималась обработкой твёрдых пород. Эскизы вещей, которые там создавались, присылали из Петербурга, и обязанностью мастера, который вырезал вазу вручную из цельного куска мрамора, было точно претворить данный эскиз в жизнь. В дальнейшем вещь могла быть подарена или продана за относительно небольшую цену. Дело в том, что уральский мрамор считался не слишком ценной породой, а мастера, занимавшегося изготовлением вещи, будет точнее называть ремесленником, т.е. человеком без имени.[2]
Конец XIX - начало XX веков были сложным периодом для русской истории. Империя находилась на грани краха, в массах уже блуждали революционные настроения, а духовная и культурная жизнь переживала период великого раскола. Мир уже пережил научно-техническую революцию, прогресс зашел уже достаточно далеко, появлялись изобретения и новые материалы (такие как пластмасса и целлюлоиды). Возможно, именно поэтому в работах того времени преобладали классические мотивы, берущие свое начало в культуре Древней Греции и Рима и более поздней культуре итальянского возрождения. Возможно, сохранение традиций становится своего рода ритуалом. Возможно, некоторые ценности вечны и в моменты, когда жизнь подходит к краю пропасти, к новому не слишком светлому будущему, мы вспоминаем то хорошее, что было в прошлом, ища в нем опору, поддержку и спокойствие.
Тем не менее, в обыденной жизни все оставалось вынужденно-прежним. Под эгидой царской эпохи, люди стремились к роскоши и комфорту. Жилища зажиточных людей того времени (купцы, чиновники и пр.) характеризовались большими пространствами, множеством комнат, богатым убранством помещений и внутренней отделки. Важное место отводилось предметам роскоши, таким как мебель, статуэтки, подсвечники, посуда, часы, зеркала, музыкальные инструменты и т.д. Дома простых людей были "оформлены" значительно проще, зачастую по принципу функциональности и необходимости, хотя стремление к украшательству прослеживалось и там.
Данная ваза, в силу своей невысокой стоимости, могла попасть как в дом к купцу, так и в мещанское жилище. Тем не менее, наличие такой вещи в доме демонстрировало достаток и вкус человека, владеющего ею.
3. Смысловая структура вещи
3.1 Онтологический смысл
"Онтологический или бытийный смысл формируется всеми выразительными средствами дизайна"[3]. Это эмоционально-чувственное восприятие вещи, то, благодаря чему вещь притягивает к себе внимание. Существует несколько показателей, поддающихся анализу. Рассмотрим их.Форма
Форма данной вазы, как и большинства ваз, начиная с Древней Греции и Рима, коррелирует с формой яйца. Яйцо - это один из самых древних архетипов, именно из яйца, по мнению древних людей, появился мир, и оно есть основа всего. Именно эта простая лаконичная форма лежит в основе вещи. Но, благодаря обилию декоративных элементов, форма усложняется, обнаруживая яркие акценты. Однако, столь умелое, на мой взгляд, сочетание простой формы и сложных элементов, делает вазу гармоничной и невыразимо привлекательной.
Цвет
Проблема цветового символизма и взаимосвязей между цветом и психикой уже давно занимает умы людей. Разные деятели различных эпох по-разному рассматривали символику каждого цвета, но, что интересно трактовка белого цвета остается фактически незыблемой на протяжении тысячелетий. В. Тэрнер полагает, что корни символики белого (впрочем, как и других основных цветов) следует искать в психобиологическом опыте человека. Несомненна связь белого цвета с двумя важнейшими жидкостями (тканями) человеческого организма - семенной и молочной, которые считались древними людьми священными.
В культуре первобытных народов (по Ндембу) белый цвет означал благо, добро, счастья, развитие. Белый для них - символ бытия, мира, жизни. Белый цвет использовался и как защитное средство от сглаза и порчи. Злые силы не могли нанести вред человеку, животному или жилищу, если они были помечены белой краской, либо имели амулеты белого цвета. Важную роль играл белый и в ритуале жертвоприношения. Добрым богам и духам стремились приносить в жертву животных белого цвета, либо окрашенных в белое. Для первобытных людей белый - не только наглядно-чувственный символ, но и понятие, выражающее основные морально-этические принципы поведения.
В эпоху античности формируется иное отношение к цвету. Наряду с сохраняющимся отношением к цвету, как религиозно-мистическому, магическому символу, возникает также и естественнонаучное отношение. Промежуточным вариантом между этими формами отношения можно считать попытки ряда видных древнегреческих философов создать цветовую систематику стихий, но уже не мистических, а природных. Эмпедокл, например, выделяя четыре основных стихии, наделяет каждую из них своим цветом. Белый соответствует воздуху.
В средние века в Европе белый цвет становится главным образом символом христианства. Ангелы на небесах - в белых одеждах, как и святые, претерпевшие за веру. Особенно важным является такое значение белого как чистота и непорочность, освобождение от грехов, как об этом говорится в "Откровении" Иоанна. Белый не имеет в Христианстве отрицательных значений, даже белый саван означает, как и у первобытных народов, переход в иной, "лучший" мир, очищение от грехов и только в этом состоит его "траурность". Символика других цветов амбивалентна, причем, в различные отрезки средневековья у того или иного цвета на первый план выдвигались то положительные, то отрицательные значения.
Уже позже Ломаццо находит интересную связь между цветами и температурными ощущениями. Белый он "полагал" самым холодным цветом.
Переходя в XX век, белый сохраняет свои свойства. Пусть не в наглядно-чувственной форме, а как идея, но символика белого цвета представляет собой сердцевину "белого движения".
Подбираясь к нашему времени, нельзя не вспомнить В. О. Кандинского, для которого белый цвет - символ мира, где исчезли все краски, все материальные свойства и субстанции. Этот мир стоит так высоко над человеком, что ни один звук не доходит оттуда. Белый - это великое молчание, холодная, бесконечная стена, музыкальная пауза, временное, но не окончательное завершение. Это молчание не мертво, но полно возможностей и может быть понято как "ничто", предшествующее началу и рождению.
Однако следует помнить, что цвет данной вазы не чисто белый. В зависимости от освещения, он меняется на молочно-белый и серебристо-белый. В первом случае, налицо эффект "смягчения" тона, что делает вазу более "теплой". Во втором наоборот, вещь становится более холодной и даже более твердой.
Фактура
Фактура, несомненно, усиливает эффект, привносимый цветом вазы.
Мрамор по своей природе гладкий материал, чем-то напоминающий лед. К нему хочется прикасаться, хочется ощутить под пальцами холодный глянец. Подобная фактура придает вещи монолитность, усиливает ее качества, сформированные другими параметрами восприятия. Данную вазу также отличает и то, что в силу своего возраста, ее поверхность испещрена трещинами и сколами. Несмотря на это, эффекта шероховатости не создается, также как не теряется ощущение целостности объекта. Появляется лишь так называемый эффект старины, что придает вещи еще большее очарование и привлекательность.
Свет
На мой взгляд, этот параметр становится еще более интересным в отношении мрамора. Сам по себе материал имеет свойство как бы излучать свет, сиять изнутри, что придает вазе некий мистический оттенок. Кроме того, интересное воздействие оказывает "внешний" свет, проще говоря, освещение. В зависимости от его тона (желтый, белый, голубоватый и пр.) видение вещи заметно меняется, придавая ей то большую глубину, то некую мягкость.
Пустота
Пустота, применительно к данной вещи, играет особую роль, т.к. фактически лежит в основе формы. Ваза "закрыта" внешней оболочкой из мрамора. Здесь имеет место "содержательная" пустота.
"Когда пустота входит в вещь, та обретает всю полноту жизни, поскольку небытие получает равные права с бытием ... Форма, в которой живет пустота, может быть неожиданной, внутренне напряженной, в ней появляется характер, интрига. Пустота приводит к полноте возможных проявлений вещи"[4].
Данная концентрация пустоты оставляет вещь неразгаданной, создается эффект некой тайны, недомолвки. Это вещь, которую хочется разгадать, заглянуть внутрь нее в прямом и переносном смысле. Подобное сочетание делает вазу еще более притягательной.
Блеск
Блеск - это одна из главных особенностей обработанного мрамора. Этот блеск сродни свечению, не осколочный, импульсный, но равномерный, "вечный". Блеск сам по себе, несомненно, привлекает внимание, а подобный блеск - завораживает. Он, наряду с некоторыми другими особенностями вещи, придает ей магический оттенок.
Прозрачность
Этот показатель, на мой взгляд, амбивалентен. Мрамор не прозрачен по определению, но ощущение прозрачности возникает наперекор здравому смыслу. Мрамор так же прозрачен, как зеркало. Это прозрачность, таящая в себе глубину, скрывающая что-то еще. Это прозрачность тьмы, или концентрированного света. А может, это просто обман зрения.
Симметрия
Вещь кажется симметричной несмотря на то, что расстановка некоторых элементов нарушает композиционную симметричность.
Динамика и статика
Вещь статична, во многом за счет формы и материала. Розы, вырезанные на вазе, только подкрепляют это ощущение. При взгляде на вещь кажется, что она существует вне пространства и времени. Она никогда не двигалась, и не двинется. Для нее времени и пространства не существует.
Тень
Один из самых важных параметров, влияющих на восприятие. Она подчеркивает формы, обволакивает вещь, расставляя акценты, углубляя объект в целом и придавая некий смысл каждому отдельно взятому элементу. Тень - суть всего. Без тени нет ни света, ни тьмы. Тень - это та граница, на которой предметы становятся явными, приобретают свою форму и завершенность.
3.2 Функциональный смысл
Основная функция вещи - декоративная.
Несмотря на то, что, как было описано в культурологической горизонтали, прообраз данной формы служил многим целям, как то: хранение хозяйственных припасов, сосуд для жидкостей, вместилище праха и т.д. - вещь в контексте времени ее изготовления потеряла все эти функции и служила преимущественно для украшения интерьера. Можно предположить, что владельцы по своему желанию могли использовать ее для хранения каких-либо предметов (начиная украшениями, заканчивая письменными принадлежностями или чем-то еще), однако, пытаться угадать, что именно это было бесполезно, так как этот аспект кране субъективен.
Что касается функции деталей отделки, логично предположить, что они служили заменителем ручек. Мрамор, очень гладкий, скользкий, а к тому же тяжелый по своей сути материал, достаточно сложно удерживать в руках. Выступающие рельефные элементы вещи позволяют решить эту проблему.
3.3 Знаковый смысл
"Знаковый смысл вещи связан с ее способностью показать принадлежность владельца к социальному слою, идейному течению, сообществу людей"[5].
Данная вещь могла принадлежать людям разных категорий и разного социального статуса. Как уже упоминалось, в силу своей невысокой стоимости она могла служить частью интерьера богатого дома или же украшением обычного жилища. Таким образом, в первом случае, ваза, скорее всего, являлась "одним из", лишь частью обширной коллекции предметов роскоши, дополняя набор статусных вещей. В мещанском доме ситуация обстояла иначе, и в данном случае, скорее всего, вещь являлась несомненным акцентом, повышая некий социальный вес жилища и его хозяев. Тем не менее, в обоих случаях наличие вазы в интерьере говорило о хорошем вкусе ее владельца и его принадлежности к элитарной культуре.
3.4 Культурно-ценностный смысл
"Культурно-ценностный смысл отражает соответствие формы вещи моральным и нравственным ценностям, религиозным ценностям, мировоззренческим и эстетическим ценностям"[6].
Ценности, несомненно, формируют портрет человека в частности и эпохи в целом. В данном случае, мы имеем дело с дореволюционной Россией, а точнее, Российской империей. Наличие царской власти, высшего света и придворного этикета формировало стиль жизни людей, принадлежащих к высшим сословиям. К ценностям того времени можно отнести любовь к роскоши и даже необходимость окружать себя ею, необходимость наличия светского образования и безупречных манер, безоговорочное следование этикету и моде, вводимой царским двором и т.д. Дореволюционная Россия отличалась трепетным и уважительным отношением к искусству. Представители привилегированных сословий всю свою жизнь проводили в окружении изысканных вещей и умели их ценить и любить. Таким образом, прежде всего, данная вещь опирается на эстетические и мировоззренческие ценности. Любовь к красоте и умение в ней разбираться, как осознанно-необходимая часть жизни достойного человека.
3.5 Культурно-исторический смысл
"Поиск культурно-исторического смысла предполагает представление, с одной стороны, об исторических корнях, истоках, "генотипе" вещи, с другой стороны, ее исторической ценности в связи с какими-либо событиями, редкостью, древностью и т.п."[7]
Возвращаясь к истоку формы, вспомним о ее древнегреческом происхождении, на котором я не буду останавливаться подробнее, ибо это уже было сделано выше. Дополнительные элементы и особенно материал вещи, как мне кажется, указывают на мотивы Итальянского Возрождения, заимствуя тематику и манеру исполнения вазы. И тот и другой аспекты делают упор на классические модели, формы и элементы, существовавшие давно, общепризнанные, ценимые по своей сути. Как уже было сказано при анализе культурологической горизонтали, конец XIX - начало XX веков были сложным периодом для России, ее людей и ее культуры. Как мне кажется, подобный выбор формы и содержания был обусловлен приверженностью к классическим ценностям (что было характерно для светского общества) с одной стороны, и попыткой сохранить равновесие, состояние покоя в ситуации социальных и духовных метаний - с другой.
3.6 Культурно-символический смысл
"Вещь в своих проявлениях является пересечением всеобщего и единичного. В данном случае всеобщим будет наличие в элементах вещи того или иного культурного символа"[8].
Роза - очень сложный символ. Амбивалентна, поскольку символизирует и небесное совершенство, и земную страсть, время и вечность, жизнь и смерть, плодородие и девственность. Роза - это совершенство, плерома, завершенность, таинство жизни, ее средоточие, неведомое, красота, благодать, счастье, но также сладострастие, страстность. Как цветок женских божеств, роза означает любовь, жизнь, творчество, плодородие, красоту, а также девственность.
Роза символизирует также молчание и тайну - нечто говорится sub rosa (букв. под розой, т, е. наедине, и поэтому не подлежит разглашению).
Белая роза - это цветок света, невинность, чистота, девственность, духовное раскрытие, очарование.
Розовый Сад - символ рая и место мистического брака, единения противоположностей.
В греко-римской традиции роза - торжествующая любовь, радость, красота, желание; это эмблема Афродиты (Венеры). Розы выращивались в садах при склепах как символ воскресения и вечной весны. Их приносили на празднества Розалии и разбрасывали на могилах. Римский император носил венок из роз. Роза - эмблема Авроры, Гелиоса, Диониса и Муз.
Спираль - каждое кольцо - отметка об определенном завершении цикла. Спираль разнообразно представляет силы Солнца и Луны, воздух, воды, раскаты грома и молнии. Это также вихрь, великая созидательная сила, эманация. Как расходящаяся и сходящаяся, она может означать увеличение и уменьшение Солнца, нарастание или убывание Луны. Рост и распространение, смерть и сокращение.
Спирали ассоциируются с прядением и тканием паутины жизни. В метафизическом плане она символизирует реалии существования, различные модальности бытия, блуждания души в проявлении и ее окончательное возвращение к центру.
Главным мотивом орнамента является тема розы, которая (их две) является центральным элементом композиции: совершенство, красота, чистота, жизнь. Спираль идет дополнительным мотивом и замыкается сама на себе. Можно предположить, что две розы - это гармония двоих, которые объединяют в своем союзе красоту, непорочность, любовь, благодать, и это остается неизменным несмотря на все зигзаги судьбы и все повороты жизни.
3.7 Личностно-ассоциативный смысл
"Содержание этого уровня дизайнер полностью предусмотреть не в силах. Здесь смыслы рождаются в ходе освоения, использования, обживания вещи и связаны с очень конкретными ассоциациями и переживаниями"[9].
Действительно сложно спрогнозировать смысл, который мог бы родиться у владельца этой вазы. Пытаясь поставить себя на его место, я отметила два момента. Думаю, первый смысл неразрывно связан с культурно-историческим смыслом и прообразом вещи. Данная ваза создает очень сильную атмосферу прошлого: Греция, мифы и сказания, парки и загородные дворцы, боги и прочие мифические существа. И наряду с этим: итальянские палаццо, возможно даже Венеция, балы, украшения, яды в бокалах вина и спрятанные за корсажем кинжалы. Второй момент - это очень сильный мистический налет, возможно, во многом он формируется именно благодаря такому яркому историческому акценту, который, находясь в современном мире, наносит эффект сюрреальности, мистицизма. Во-вторых, это сильное влияние пустоты в данной форме и непрерывное желание разгадать какую-то тайну. Таким образом, конкретно для меня эта ваза стала вместилищем какой-то старой загадки, в основе которой лежит по традиции жанра любовь, предательство и смерть. Эта загадка осталась sub rosa в омуте застывшего холодного зеркала мрамора.
3.8 Актуальный смысл
"Это формирование смысла в ходе оценки вещи с точки зрения моды"[10].
На сегодняшний день вещь утратила свою функциональность, если когда-то ею обладала (имеется в виду функциональность первообраза). Декоративная функция, несомненно, сохранилась и даже приобрела еще больший размах и значимость. В наше время подобные вещи ценятся выше, чем когда-либо, ибо относятся к статусным вещам, которые могут позволить себе не просто образованные и умные люди с хорошим вкусом, но и достаточно обеспеченные люди. Так как со временем ценность подобных вещей только повышается и в духовном, и в культурно-историческом, и в материальном плане.
3.9 Художественно-образный смысл
На мой взгляд, в отношении рассматриваемой вещи художественный смысл очень важен. Созданная с прежде всего эстетической целью вещь радует глаза людей на протяжении уже длительного времени и, несомненно, еще переживет множество современных вещей в целом и своих же аналогов в частности. Думаю, во многом это так благодаря очень удачному сочетанию всех смыслов и структурных элементов в рамках поставленной цели. Гармония формы и содержания - есть то, к чему стремиться любая вещь и, пожалуй, то, что было достигнуто в данной вазе.
Заключение
Наверное, даже если бы не было необходимости писать заключение, я бы все равно это сделала. Столь необычными мне показались результаты данной работы и столь сильным желание поделиться своими мыслями по этому поводу. Сравнивая первое впечатление от вещи и то впечатление, которое есть сейчас, можно сказать, что я влюбилась. Первое поверхностное знакомство с вещью было приятным, несколько легкомысленным и неглубоким. Остались только впечатления, не больше. Как будто легкое послевкусие или еле уловимый аромат духов. Сейчас же это нечто очень близкое, хорошо знакомое, даже родное. Создается ощущение, что я прошла вместе с этой вазой весь путь, начиная от зыбкой тени, прячущейся в первообразе, и заканчивая ярко-освещенной витриной камнерезного музея. Очень интересный способ действительно понять вещь. Очень интересный способ ее полюбить. И тут же сам собой напрашивается вопрос: а надо ли любить вещи? Надо ли знать о них так много? Или, возможно, лучше думать, что мне это просто приснилось? И это лишь монолитное изваяние, заточенное в стеклянной коробке?
Список литературы
1. Быстрова Т. Ю. Вещь. Форма. Стиль: Введение в философию дизайна. - Екатеринбург, 2001
2. Википедия
http://ru.wikipedia.org/
3. Власов В.Г. Большой энциклопедический словарь изобразительного искусства. - Санкт-Петербург, 2000
http://www.protoart.ru/ru/main/encyclopaedia/architecture_style/m/modern/
4. Словарь символов
http://dic.academic.ru/searchall.php
5. Музей истории камнерезного искусства на Урале
http://www.stone-cutting.e-burg.ru/
6. Гете И.В. Трактат о цвете - Москва, 1957
7. Тэрнер В.У. Символ и ритуал - Москва, 1983
8. Кандинский В. О духовном в искусстве - Москва, 1989
9. Драгунский В.В. Цветовой тест личности
10. Люшер М. Цвет вашего характера
11. Серов. Светотерапия
12. Шиффман М. Ощущение и восприятие
[1] Википедия
[2] Камнерезный музей
[3] Быстрова Т.Ю.
[4] Быстрова Т.Ю.
[5] Быстрова Т.Ю.
[6] Быстрова Т.Ю.
[7] Быстрова Т.Ю.
[8] Быстрова Т.Ю.
[9] Быстрова Т.Ю.
[10] Быстрова Т.Ю.
03.08.2008
но не вещь.
Иосиф Бродский