Хронология дизайна: Таблица
Год, век |
Что появилось |
Какие факторы повлияли |
Что это значит для дизайна |
Первобытность |
Единство функции и формы |
Необходимость выживания; хорошее знание материала и владение технологией |
Протодизайн |
Античность |
Осознание единства целесообразности и выразительности (рациональность = красота) |
Понимание формы как выражения идеи, назначения предмета |
Технэ |
Ренессанс |
Понимание роли авторской индивидуальности |
Положительное отношение к новому |
Возможность инновации в будущем дизайне |
XVII- XVIII вв. Западная Европа, Россия |
Появление массовых изделий, выполненных промышленным способом |
Тираж |
Вычленение проектного этапа как самостоятельного |
1836 г., Англия |
Профессиональная организация дизайнеров |
Внутренние факторы: профессиональное самосознание; внешние факторы: кризис предметной среды, недостаточность ремесленного и художественного производства изделий; стилевой кризис |
Утверждение профессии |
1849 г., Англия |
Jornal of design |
Возможность анализа и критики |
Информированность общества и профессионального сообщества |
1851г., Англия |
Первая всемирная промышленная выставка в Лондоне |
Критическое осознание эклектики; проявление нового стиля в Хрустальном дворце Пэкстона |
Возникновение идей У. Морриса и Г. Земпера. Появление формулировок «промышленное искусство», «прикладное искусство» |
1890-е гг., Англия |
Идея Ч.Р. Макинтоша о создании систем предметов, выполненных в едином стиле |
Взаимодействие с художником |
Дизайн интерьера, дизайн среды? |
1907 г., Германия |
П. Беренс: фирменный стиль и дизайн изделий компании AEG |
Идеи «союза искусств и ремесел», восходящие к Г. Земперу |
Графический дизайн, промышленный дизайн |
Примерно с 1900-го |
Более регулярные выставки промышленных изделий |
Презентация новинок, определение тенденций, критериев дизайн-проектирования |
Включение дизайна в общекультурный процесс |
1900-е гг. |
Развитие авиации и авиационных исследований |
Работа над новыми формами |
Научно-обоснованный интерес дизайнеров к машинным формам |
1919 г., Германия |
Bauhaus |
Идеи функционализма и демократичного дизайна |
Появление системы дизайн-образования, преемственность в профессии |
1920-е, Россия |
ВХУТЕМАС-ВХУТЕИН |
Влияние идей русского авангарда |
Дизайн-образование |
1930-е гг., США |
Фирменные стили Раймонда Лоуи |
Экономический кризис 1929 г. |
Стайлинг, коммерческий дизайн |
1943 г., Франция |
Равные права модельеров с работниками искусства |
Изменение статуса профессии |
Подготовка условий для возникновения дизайна костюма |
1944 г., Англия |
Основание Совета промышленного дизайна и Совета по дизайну |
Институционализация профессии |
Экспертиза, оценка, анализ процессов и продуктов дизайна |
1955 г., Германия |
Ульмская школа |
Нарастание необходимости в профессиональных дизайнерах в связи со стабилизацией экономики |
Трактовка дизайна как эстетического освоения искусством техники |
1956 г. |
Создание Центра дизайна COID, общества промышленных дизайнеров США |
Консолидация специалистов |
Дальнейшая профессионализация дизайнерского цеха |
1960-е |
Появление формата pret-a-porte |
Массовая мода, формирование индустрии моды |
Дизайн одежды |
1964, 1969, Бельгия |
ИКСИД, определение промышленного дизайна |
Дискуссия об определении дизайна. Необходимость систематизированной теории дизайна |
Понимание границ и задач дизайна как эстетического вида деятельности |
1966 г., СССР |
ВНИИТЭ |
Публикации, проектные семинары |
Развитие теории дизайна в СССР |
1981 г., Италия |
Группа Memfis |
Появление постмодерна в дизайне вещей |
Плюрализм в подходах к формообразованию |
1986 г., Корея |
Появление дизайнерских брендов в Азиатском регионе |
Марка DG - «хороший дизайн» |
Нарастание конкуренции и плюрализма в дизайне массовой продукции |
03.11.2008
но не вещь.
Иосиф Бродский